По мнению председателя налогового подкомитета Думы Владимира Дубова, с принятием нового Налогового кодекса, налоговая система получила, наконец, четко проработанные принципы и законодательные рамки.
- До этого страна имела набор случайных налоговых законов, которые не только не давали понятия, какие должны быть налоги в принципе, но и сделали невозможным любой реальный бизнес. С 1992 по 1997 год страна ходила по замкнутому кругу. Предприятия все больше прятались в тень, а государство вводило все новые налоги.
С принятием первой части Налогового кодекса, ситуация стала несколько меняться. Хотя сами налоги и их размеры в то время не претерпели изменений, но были обозначены правила игры. То есть достаточно точно прописаны полномочия налоговых органов и налогоплательщиков.
Нынешний года показал, что снижение налоговых ставок при должном подходе – может привести к увеличению бюджетных поступлений. В 2002 году россияне могли почувствовать на себе в полную силу два новых (точнее, обновленных) налога: во-первых, снизалась ставка подоходного налога, а во-вторых введен единый социальный налог, заменивший собой платежи в четыре внебюджетных фонда (соцстрах, медстрах, фонд занятости и пенсионный). Этот налог четыре в одном упростил общение налогоплательщика с фискальными органами. Теперь не надо бегать по пяти разным конторам, достаточно прийти в налоговую инспекцию. Кроме того, соцналог предусматривает снижение ставки для предприятий, легально выплачивающих своим работникам высокую (свыше 100 тыс. руб. в год) зарплату.
Правительство и упомянутые внебюджетные фонды пугали нас, что подобное нововведение обернется потерей 25 млрд руб. для бюджета и фондов. Однако во 2 полугодии 2002 года стало очевидно, что доходы по социальному налогу при новых правилах игры увеличились на треть. Похожая картина наблюдается в зоне действия подоходного налога. 
Светлана КАЛАШНИКОВА, «Экономика и время в Новгородской области» N 41 от 21 октября 2002 года

|