Бывший глава Центризбиркома об избирательных новациях
Последние инициативы сначала ЦИК, потом президента РФ не оставили равнодушным прежнего руководителя Центризбиркома Александра Иванченко, - ныне председателя совета директоров Независимого института выборов. Он встретился с представителями прессы, участвовавшими в заседании «Клуба региональной журналистики» на прошлой неделе в Москве, и рассказал, как будет выглядеть система выборов по-новому. Корреспонденту «АВ» Алексею Дмитриеву тоже удалось задать несколько вопросов господину Иванченко.
– Президент говорил о пропорциональной системе для выборов в Госдуму РФ. Но рабочая группа ЦИК предлагала предусмотреть участие независимых кандидатов. Так какой же механизм будет работать?
– Записка рабочей группы ЦИК – это хорошая мина при плохой концепции. Здравая мысль - одна: надо наконец-то навести порядок с учетом избирателей. У нас от каждой избирательной компании он меняется.
Понимаете, концом реформы является избирательный бюллетень. А тут в результате получится такая большая простынь, с которой избиратель должен будет, получив, отползать в неизвестном направлении – в кабинке развернуть ее будет просто невозможно. В простыни должны быть названы все региональные кандидаты от партий. Непонятно, они где-то будут вывешиваться, эти списки?
Но главное другое. Голосуешь ты, допустим, за пятый партийный список, а в пятом списке проголосуй еще, пожалуйста, за 19-й номер. Избиркомы что есть сейчас и то сосчитать не могут! А нам еще предлагают провести эксперимент на всю страну, чтобы узнать рейтинг партий.
И не может быть при пропорциональной системе независимых кандидатов! Если пропорциональная система создается, она предполагает участие в выборах партий и только партий. Но если вы хотите совершенствовать эту систему – кто вам не дает? И рейтинговое голосование, и уменьшение головки списка до трех человек, и раздувание региональной части, и присвоение порядковых номеров… Но цель стоит другая, политическая, не юридико-техническая: концентрация всей власти в руках одной партии и двух-трех сателлитов.
– Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров придерживается мнения, что при пропорциональной системе все-таки возможны независимые кандидаты…
– Пропорциональная система – она единая, цельная. Я на первых порах тоже аплодировал этой идее, партия «Яблоко», например, была сторонницей перехода на чисто пропорциональную систему.
А с Георгием Сатаровым я встречался вот уже несколько раз в последнее время, и, мне кажется, сейчас он занял более рациональную позицию.
По пропорциональной системе, скорее, все сойдет к тому, что будет ровно 89 региональных списков. Кто из партий в состоянии провести всю эту колоссальную работу? Смею утверждать, что только одна партия. Может быть, и коммунисты тоже.
– Что вы скажете об идее назначения губернаторов?
– Есть известное решение Конституционного суда. В Алтайском крае губернатора избирало Законодательное собрание (1996 год). Суд сказал, что подобное формирование исполнительной власти противоречит принципу народовластия и не вписывается в рамки конституции.
Мы сейчас предлагаем повесить на депутатов законодательных собраний субъектов Федерации такую функцию. Как они посмеют что-то сказать, если президент повелел? А еще на них, на законодателях лежит функция формирования совета федерации. Не много ли сваливаем? Не надломится ли наша телега представительной демократии? Предназначена ли она для того, чтобы решать федеральные вопросы?
Сейчас почему-то за бандитов в Беслане отвечают органы власти, правительство субъекта Федерации. Но у них никаких полномочий по борьбе с терроризмом нет. Все эти полномочия записаны по закону за федеральными структурами власти, за так называемым силовым блоком, который подчиняется непосредственно президенту.
– Может, и мэров стоит назначать?
– В России с 1861 года единственными избираемыми органами всем населением были органы местного самоуправления. Да, ходят на выборы местного самоуправления 18% населения. Но этим людям надо низко поклониться в пояс за то, что они еще куда-то приходят. А сейчас вполне реально может последовать идея назначать глав местного самоуправления. Голубая мечта Дмитрия Козака!
– Полномочия действующих губернаторов продлятся или прекратятся?
– Если закон не будет иметь обратной силы, продлятся. Но возможны переходные положения – будут те, кто не захочет ждать четыре года - пять лет.
В Астрахани выборы пройдут как запланировано, я думаю, если ничего не случится. У вас есть Александр Жилкин, опытный аппаратчик, а никто из серьезных соперников до сих пор не заявился. Мы внимательно следим за ситуацией у вас.
А вот в Нижнем Новгороде выборы должны были быть в конце декабря, и, думаю, там уже должна пройти процедура назначения.
– Избирательное законодательство без конца меняется. А каким оно должно быть в идеале?
– Образцом может служить закон о выборах в Учредительное собрание 1917 года. Голосование производилось так: избиратель нес на участок «избирательную записку» – из тех, что задолго до дня голосования принесли в каждую избу агитаторы от партий. Выборы проходили по зонам: зона Северного Кавказа, зона севера России, Москва, Санкт-Петербург, Дальний Восток. Порядка 20 зон, административных районов Российской Империи. Эти территории выдвигали каждая свой список. В Москве, например, пролетариат голосовал за большевиков…
Я сам готовил первые в СССР альтернативные выборы в Верховный совет в 1987 году, когда несколько одномандатных округов объединялись, чтобы кандидатов было больше, чем один на округ. Правда, проигравшие кандидаты становились всего-навсего запасными депутатами – на случай, если избранный депутат по каким-то причинам выбывал.
В 1996 году, когда мы готовили выборы президента, когда было вложено столько сил, мне вдруг стало понятно, что голосовать-то там фактически не за кого. Я сказал себе: «До чего ж нам не везет на здоровых мужиков! Просто не везет». Но придут и другие политики. Несмотря ни на что я был и остаюсь неистребимым оптимистом. Нам просто каждый раз надо делать чуть более осознанные шаги, приходя голосовать. Я даже выступаю за то, чтобы разрешить представителям госвласти агитировать за участие в выборах. И верю в демократический потенциал избирателя Российской Федерации. 
23.09.2004, Алексей Дмитриев, Астрахань.

|