СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВ НАНЕСЕТ УРОН БЮДЖЕТАМ ВСЕХ УРОВНЕЙ?
Автор: Калашникова Светлана
Регион: Великий Новгород
Тема:  Налоговая реформа
Дата: 01.11.2002

Обращение новгородских депутатов в Государственную Думу с просьбой вернуть льготы по налогу на прибыль для предприятий, вкладывающих средства в развитие производства, вряд ли будет услышано. Председатель подкомитета по налогообложению Госдумы Владимир Дубов назвал эту инициативу региональных депутатов (кстати, обращения по этому поводу поступили от многих регионов) мягко говоря, хитроумной.

Снижение ставки этого налога с 35% до 24%, согласно главе 25 второй части Налогового кодекса Владимир Дубов считает прогрессивным шагом вперед. То, что при этом отменяются все льготы (в том числе по расходам на инвестиции, что позволяло предприятиям платить этот налог на эффективной ставке 17,5%) также положительный факт, потому что список льгот для категорий налогоплательщиков был слишком велик, и в дальнейшем, льготы нужно отменить полностью. Правда, по словам Дубова регионы могут снизить и эту ставку налога на прибыль максимум на 4%, но уже за счет доходной части собственного бюджета. Стоит ли говорить, что местные власти никогда на это не пойдут, ведь вводимые налоговой реформой правила игры и так пробивают заметную брешь в региональных бюджетах.

За два года налоговой реформы произошла отмена целого ряда налогов: на пользователей автомобильных дорог, на жилищно-коммунальное хозяйство, на реализацию ГСМ, на покупку наличной валюты. Введен единый социальный налог вместо нескольких платежей в социальные фонды. Упразднены также региональные и местные налоги – на благоустройство территорий, на нужды образования, парковку автотранспорта и проч.

В результате вводимых Налоговым кодексом мер, номинальная налоговая нагрузка, по данным Минфина, за 2000-2001 годы заметно снизилась, примерно по 2% ВВП в год. Однако, для региональных бюджетов это не сыграло существенной роли. В результате постоянного перераспределения налоговых доходов в пользу федерального центра, произошел «перекос», когда доходы региональных бюджетов состоят из налогов всего лишь на 58%, а в федеральном бюджете налоговые доходы составляют 95%. Однако, обязательства региональных бюджетов остаются практически неизменными. В Новгородской области, например, в этом году обязательства по выплате повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы, возложенной правительством на региональные бюджеты, «съели» около 335 млн руб. незапланированных средств.

Не лучше обстоят дела и с новым начислением налога на прибыль, который в первом полугодии 2002 года оставил без доходов областной бюджет. По данным комитета финансов, эта сумма составит: в областной бюджет – около 100 млн руб., в федеральный – около 48 млн руб.

Правда, новый налог на прибыль нанес урон и всей российской казне, ее потери с начала нынешнего года составили 40 млрд руб.

В следующем году финансовая ситуация для регионов еще ухудшится, так как по доходам местных бюджетов «ударит» еще и отмена налога на пользование автодорогами и новая система уплаты акцизов на ГСМ, которая может привести к сокращению поступлений. С 1 января 2004 года должен быть упразднен и региональный налог с продаж, однако, некоторые эксперты полагают, что этого пока не произойдет. По оценкам независимых экономистов для компенсации потерь региональным бюджетам в результате потерь от отмены налога с продаж, потребуется около 60 млрд руб., которых в федеральной казне пока нет.  

Светлана КАЛАШНИКОВА, «Экономика и время в Новгородской области» N 39, 7 октября 2002 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики