При несомненной пользе общего образования, у него есть побочные эффекты. Школа делает детей больными (сколиоз, неврозы), не дает им вволю заниматься любимым делом (кружки секции), при этом большую часть школьной программы ребенок забывает сразу после экзамена.
Лариса Колотова (на фото) сочетает победы в музыкальных конкурсах с успешной учебой в средней школе. Однако, подозревает, что в обычной школе для нее важнее общение с друзьями, а не уроки.
«Директриса» одной из уральских школ, будучи в расстроенных чувствах, произнесла: «Чем больше в школе хороших учителей, тем хуже для здоровья учащихся». Хотя любой нормальный человек сказал бы, что если в школе ученикам плохо, то это плохая школа и учителя в ней подстать.
Лариса Колотова, мама семиклассницы, ученицы музшколы №2 Ларисы (девочка – лауреат международных музыкальных конкурсов, ее знают во всем мире):
- Нагрузка на детей в школе рассчитывается непонятным способом. Каждый учитель считает, что его предмет основной и задает на дом столько, как будто по другим предметам домашних заданий не существует.
Елена, учитель английского языка:
- Когда в школе ждут проверку, на стену вешают «правильное» расписание, где стоит не более шести уроков в день. Но на самом деле у старшеклассников и даже у среднего звена ежедневно по семь-восемь уроков.
Утяжеление программы педагоги оправдывают тем, что современное общество требует от своих членов все большего количества знаний. Однако школа не учитывает, что информационная накачка давно перестала быть целью образования. «Сегодня в любой точке мира, можно из интернета (или из справочника) получить всю необходимую информацию. И работодателя сейчас интересуют не столько знания человека, сколько его способность учиться и преодолевать препятствия. На любой работе человек может освоить необходимые навыки за три-четыре месяца, если он в принципе способен учиться». (Из выступления научного руководителя института развития образования ГУ ВШЭ Евгения Сабурова в Клубе региональной журналистики).
Что же касается информации, которую школьникам вбивают в память, то большая ее часть либо благополучно испаряется сразу после экзамена либо фатально преследует человека в течение всей жизни. Математик России номер один Владимир Успенский в свои 73 года говорит, что его всю жизнь мучает вопрос: «Почему и за что я помню, как несет яйца крокодил?..»
Алексей Бабетов, директор гимназии №210 «Корифей»:
- Мир отходит от стандартного широкого набора знаний. Ученик должен сам выбрать, в каком направлении ему развиваться, и не тратить усилия на углубленное изучение неважных для него предметов. В этом году Федеральное Министерство образования предложило новый учебный план, который позволит сделать школьную программу более гибкой. И тогда, например ученик с гуманитарными наклонностями сможет серьезнее изучать нужные ему науки и сэкономить время на физике-химии.
Ольга Деникаева, главный специалист Министерства общего и среднего образования Свердловской обл.:
- Действительно, появился новый базисный план, позволяющий уменьшить нагрузку по некоторым предметам, в пользу других. Но не изменены требования обязательной итоговой аттестации. Которая, например, предполагает три часа математики в неделю. Как будут сдавать экзамен дети, у которых было только два часа математики (что разрешает новый учебный план)?.. Впрочем, будущее, на мой взгляд, даже не за профильным образованием, а за индивидуальными учебными планами для каждого ребенка.
-
Если ученик, освоив общий курс грамотности, сможет посещать в основном уроки выбранные лично им, то проблема перегруженности детей потеряет остроту. Как известно, от любимого дела не устаешь. Так же исчезнет проблема нехватки сил на любимое занятие. Ведь ему можно будет уделять больше времени не помимо школьной программы, а в ее рамках. Но это все в будущем. Пока же…
Елена Ландау, директор детской музыкальной школы №2:
- В основном дети, которые делают успехи в музыке, и в средней школе учатся хорошо. Но кому-то времени не хватает. Некоторые переходят на свободное посещение. А один мальчик, в обычной школе двоечник, а в музыке очень успешен – лауреат нескольких конкурсов.
Так что же делать таким школьникам сегодня? Особенно тем, кто уже выбрал дело жизни.
Елена Больных, заместитель генерального директора «Дворца молодежи»:
- Сегодня нет конкурса аттестатов при поступлении в вуз. Поэтому, если абитуриент покажет отличные знания по избранной специальности, никто не будет интересоваться его успехами в других областях знаний. Конечно я не призываю школьников полностью игнорировать неинтересные им уроки. Просто не надо непременно добиваться пятерок сразу по всем предметам. Тройка – удовлетворительная отметка.
- Вступительные экзамены показали, что даже золотая медаль не дает особых преимуществ при поступлении. Во многих вузах на экзаменах «срезались» до 70% медалистов, подавших документы. 
Губанов Андрей. Екатеринбург, 27.08.2004.

|