ВЛАДИМИР РЫЖКОВ, ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ: "У НАС КАМУФЛЯЖ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ"
Автор: Сергеева Ирина
Регион: Киров
Тема:  Текущая политическая ситуация глазами лекторов
Дата: 11.10.2004

В конце мая клуб региональной журналистики провел в Москве семинар, на котором в числе других выступил и депутат Государственной Думы Владимир Александрович Рыжков. В перерыве мы попросили его ответить на несколько вопросов.

- На основании вопросов, рассматриваемых сейчас в Госдуме, наверное, уже можно обозначить какие-то тенденции происходящего в стране?

- Начну с политического блока, который связан с партиями, выборами, парламентом и так далее. Назову несколько конкретных законопроектов, которые сейчас рассматриваются в Государственной Думе или в ближайшее время поступят туда. Начну с закона о митингах. Суть его, во-первых, в том, что вместо уведомительного принципа проведения митингов, демонстраций фактически вводится разрешительный принцип, а во-вторых, там масса бюрократических ограничений на проведение митингов.

Поэтому это абсолютно антидемократический закон, закон авторитарного государства, закон, который преследует одну цель - фактически максимально затруднить гражданам любое проявление своих гражданских чувств: протеста или поддержки, не важно. У нас и так граждане аполитичны, апатичны и асоциальны в значительной степени, а тут предлагается закон, который и вовсе лишает их такого права.

- Теперь этот закон переделан, мы его будем рассматривать во втором чтении. Он немножко косметически улучшен, но суть его осталась прежней: максимально зарегулировать, максимально затруднить, максимально запретить.

- Второй пример из этой серии. Закон о референдуме в Российской Федерации. Фактически это закон о запрете референдумов в Российской Федерации. Даже нынешний закон, который действует пока, очень сложен для граждан, если бы они захотели провести референдум. Суть такова. Если, скажем, вы захотите провести референдум, то, во-первых, вас должно быть не менее 100 человек; во-вторых, вы должны собрать 2 миллиона подписей, которые потом ЦИК еще должна проверить на достоверность. После этого формулировка, предложенная вами на референдум, должна быть проверена Конституционным судом на предмет того, что она не противоречит Конституции и законодательству, и только после этого принимается решение о проведении референдума. Это нынешняя схема. Согласитесь, непросто.

- Теперь раскрываю вам новую схему, которую предлагает президент. Для того, чтобы провести референдум, если этот закон будет принят, а в том, что он будет принят, нет никаких сомнений, учитывая структуру Думы и учитывая, что президент назвал его очень важным, и, учитывая, что докладывать его будет лично А.А.Вешняков. Согласно этому закону в инициативной группе должно быть 4,5 тысячи человек. При этом должны быть созданы инициативные группы не менее чем 100 человек и не менее чем в 45 субъектах Федерации. При этом каждая из 4,5 тысячи подписей членов инициативной группы должна быть нотариально заверена. При этом остается число 2 миллиона, но сокращаются сроки сбора подписей до 2 месяцев. Теперь я вам задаю вопрос: это реально?

- Кстати, хочу заметить, что закон о референдумах действует уже с 94-го года, и за 10 лет не было проведено ни одного референдума, хотя попыток было много.

Последнюю попытку, как вы помните, делали коммунисты. Они попытались провести референдум по четырем вопросам. То есть даже нынешний закон позволяет бюрократии остановить любой референдум. У нас это превращается просто в посмешище, в насмешку, в издевательство над народом. Фактически это закон о запрете референдума в Российской Федерации. Кстати Вешняков как бы отрицает это, но недавно в конце своей пресс-конференции сделал такую оговорку характерную, сказав, что ведь в США и Англии вообще нет референдумов. Что означает эта оговорка? Что, собственно говоря, закон сводится к тому, чтобы и у нас не было референдумов.

- Третий пример, третья инициатива, которая пока не внесена в Думу, но уже горячо одобрена "Единой Россией", - это ликвидация одномандатных округов и переход в 2007 году на выборы только по партийным спискам.

Вот я, скажем, представляю Барнаул. И каждый барнаулец, может быть, я не знаю, процентов пять есть таких, которые не знают, что Рыжков - депутат от Барнаула. Потому что я там давно работаю, 4 раза уже избираюсь, в том числе два раза по округу, и люди знают, что я депутат от Барнаула, я их представитель. Предлагается избирать всех 450 депутатов только по партийным спискам, при этом подняв проходной барьер для партий до 7 процентов. А сейчас Кремль предлагает, пока это еще не официально, но в кулуарах обсуждается, даже 8-9процентов. Потому что очень хочется отсечь либералов, чтобы не было демократов в следующей Думе. Это безобразие.

Мотив партсписочника - стараться быть хорошим не для избирателя, а для лидера своей партии, потому что лидер партии будет решать, кого включать в список в следующий раз, а кого нет.

Первое последствие, которое будет иметь эта реформа, - это полный отрыв депутата от народа, полное отчуждение парламента, то есть сейчас, по крайней мере, парламент своей половиной связан с людьми.

В итоге же в сумме те 3-4 партии, которые попадут в Госдуму, будут опять представлять 55-60 процентов проголосовавших. А остальные 40 все равно пропадут.

- Почему все-таки продавливаются такие законопроекты?

- Потому что у народа есть свойство иногда поступать так, как он хочет. Все происходит по логике авторитарного режима. У нас же камуфляж демократический. А реальности они идут в совершенно противоположном направлении. Я думаю, что завтра нам опять будут говорить, как важны демократия, многопартийность, гражданское общество, плюрализм мнений, но реальности России таковы, что от настоящей демократии уже почти ничего не осталось, и сами чиновники в Кремле говорят, что еще один шаг, и у нас будет чистый классический авторитаризм.

- Но многие согласны и на авторитаризм, лишь бы почувствовать для себя хоть какое-то улучшение в жизни...

Сейчас вся Россия должна молить Бога, чтобы Буш-младший переизбрался второго ноября, потому что еще четыре года его президентства значат 4 года нестабильности, войн, хаоса в мире, а значит, высокие цены на нефть, значит, Россия будет и дальше процветать и наращивать темпы.

- Но действительно факты остаются фактами. На 30 процентов за 4 года вырос российский ВВП, на 30 процентов - реальные доходы населения, внешний долг сократился со 158 миллиардов долларов до 115, а по отношению к ВВП он сократился с 50 до 30 процентов. У нас профицитный бюджет уже 5 лет почти, по всем макропоказателям мы сейчас даже лучше Франции - у нее дефицитный бюджет. Однако же, я всегда это подчеркиваю, это количественные показатели. Объективно говоря, бедность у нас несколько сократилась за 4 года президентства Путина. Когда он стал президентом, бедность была порядка 35 процентов, то есть это количество людей, которые жили ниже прожиточного уровня. Сейчас 21.

Это большой прогресс. Но помимо уровня бедности есть еще, на мой взгляд, более важный показатель - показатель социального расслоения, разрыв между доходами 10 верхних и 10 нижних процентов. Это называется индекс Джинн - такой показатель международный, по которому оценивается индекс социального расслоения. Так вот, этот индекс за 4 года президентства Путина не сократился, а вырос. Это значит, что главным образом те доходы, которые увеличились, пришлись на верхние 10 процентов населения. А нижние 10 процентов населения если и поднялись, то совсем чуть-чуть. То есть в стране становится все больше богатых, которые все больше отрываются от бедных, а количество бедных остается тем же самым.

- Кстати, это весьма характерная черта и для кировчан. Владимир Александрович, Кировская область оказалась дотационным регионом, в том числе и потому, что ее промышленный потенциал - это крупные оборонные предприятия, которые на сегодняшний день практически не имеют госзаказов. Какие меры могут быть предприняты со стороны правительства, чтобы максимально использовать этот потенциал?

- В похожем положении оказались и многие другие регионы. Выход один - искать новые ниши на новых рынках, а старые крупные предприятия попробовать переориентировать на новые виды продукции, найдя новых собственников-инвесторов. Прежних гарантий государственных оборонных заказов больше не будет никогда.  

Ирина СЕРГЕЕВА, Киров. Общественно-политический журнал "Деловая Вятка", № 9, июнь 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики