Силовики отрапортовали Президенту, что военная реформа в армии практически завершена. Безусловно, если понимать под реформированием то, к чему стремился на протяжении последних лет (читай - с развала советской армии) наш генералитет: финансировать армию со следующего года станут не хуже, чем в советские времена. Вчера депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект бюджета России на 2005 год, который смело можно назвать силовым или милитаристским - кому как нравится.
Военные расходы России в будущем году составят 471 миллиард рублей, а с учетом социальных выплат - 573 миллиарда рублей. То есть рост реальных военных расходов составит 27,6 процента. Словом, у военных есть, на что реформироваться. Вопрос в другом: как будет выглядеть наш армия после реформ? С точки зрения последних событий, а именно нависшей над страной реальной террористической угрозой, хочется видеть, прежде всего, реорганизацию армии в этой сфере. Например, создание отрядов спецназначения, оснащенных всей необходимой электроникой и отобранными специалистами экстра-класса, уровня "Вымпела" или "Альфы". Поскольку у России давно уже нет явного внешнего врага, действующие части, думается, резоннее будет сократить. Что может сделать дивизия со своими танками и отупевшими от муштры солдатами против десяти террористов? Ракетные комплексы и флот здесь тоже бессильны....
Впрочем, у военных свое видение реформы. Прежде всего, военные решили, наконец, рассекретить свои расходы. Так, со следующего года на Вооруженные силы отводится 384,043 миллиарда рублей, что на 21,3 процента больше, чем этом году. При этом на мобилизационную и вневойсковую подготовку выделено 1,895 миллиарда, на мобилизационную подготовку экономики страны - 3,5 миллиарда; на подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности - 61,1 миллиона рублей; на ядерно-оружейный комплекс - 8,693 миллиарда; на реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества - 6,231 миллиарда рублей; на прикладные научные исследования в области национальной обороны - 81,175 миллиарда народных денег, на другие вопросы в области национальной обороны - 43,534 миллиарда рублей.
Еще определенное количество средств идет на органы безопасности, научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, МВД и внутренним войскам. Отрадно, что военные раскрывают, на что они будут тратить деньги, но это знание наводит на размышление: а где же здесь расходы на антитеррористическую деятельность?
Сюда можно отнести подготовку резервистов, о которых говорил депутат Госдумы Анатолий Ермолин, выступая перед журналистами на заседании Клуба региональной журналистики "Из первых уст". Безусловно, они нужны армии. Пример тому привел Анатолий Ермолин. Это нынешняя боль и горечь России - Беслан, где начался стихийный митинг вооруженных людей, которые пытались защитить своих детей от гибели. Если бы эти люди были поделены на отряды, соответственным образом натренированы, их можно было бы как-то использовать. До сих пор на эти нужды выделялись "копейки", в бюджете 2005 года впервые эти деньги пойдут отдельной строкой. Значит, в следующем году процесс переподготовки резервистов будет планомерным.
Еще мы будем видеть, как тратятся деньги на поддержание промышленной оборонки страны (не разумнее ли отдать все предприятия комплекса самим военным, чтобы они сами делали оборонный заказ, выполняли его на подведомственных предприятиях и отчитывались перед народом: куда и зачем пойдут новые ракеты и танки?), ядерный комплекс (где же тот враг, под которого мы производим ядерное оружие?).
Однако где конкретика укрепления России перед терроризмом? Какие именно средства выделяются из бюджета страны на антитеррористическую деятельность? А ведь под это мы так сильно увеличивали финансирование силовых ведомств. Безусловно, Минобороны закупит для армии необходимую технику и вооружения, которое призвано помочь в борьбе с терроризмом. Но как-то сомнительно, что это даст какой-то эффект. Прежде всего, потому, что деньги выделяются не целенаправленно, а каждому ведомству, значит, не будет координации в закупках, единства стратегии борьбы, и, как следствие, качественных результатов.
В целом, создается впечатление, что деньги на новую армию есть, а реорганизации армии, как таковой, нет. Вновь на службы будут призываться граждане мужского пола, достигшие 18 лет, контрактников будут учить лишь умению воевать, минуя нравственную сторону дела, от чего они станут не профессионалами, понимающими, кто враг и во имя чего они отдают свои жизни, а простыми наемниками, сплоченности и единства действий военных ведомств при каких-либо антитеррористических операциях тоже ждать пока не приходится. Словом, армия будет такой же, что и в советские годы: с оборонкой, танками, ракетами, дедовщиной в казармах и нежеланием общества отдавать Родине гражданский долг. 
Ольга ГОРЮНОВА, Уфа. Информационное агентство "Башинформ", 30.09.2004.

|
|