ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ?
Автор: Горюнова Ольга
Регион: Уфа
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 14.10.2004

Тему жилищного вопроса в последнее время не поднимал разве что ленивый. Модная, актуальная, животрепещущая как на кончике пера журналистов, так и на языке у политиков. Однако дело заканчивается не только пустыми разговорами. Правительство России уже принимает ряд мер по формированию доступного рынка жилья. Однако, судя по всему, доступность жилья - вопрос очень отдаленный во времени. Тому есть несколько причин, о которых на заседании Клуба региональной журналистики "Из первых уст" говорила Президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева.

Она обозначила ряд проблем, создавшихся на сегодняшний день. Их пять. Это низкая платежеспособность населения, высокие процентные ставки по ипотечным кредитам, недостаток предложения (низкие темпы строительства нового жилья), высокие издержки по совершению сделок и недостаточная защита прав собственности на жилье и прав граждан, вкладывающих деньги в строительство или приобретение жилья. Надо сказать, проблемы вполне решаемы. Так, нужно активно развивать ипотечное кредитование в России, одновременно снижая процентные ставки путем усиления залоговых прав кредиторов. Недостаток нового жилья можно устранить, решив проблемы строителей. А это довольно большой блок. Что сегодня мешает строителям увеличивать объемы? Отсутствие инженерно-технической инфраструктуры на новых площадках, низкий уровень кредитования строительных организаций, опять-таки низкий платежеспособный спрос населения и недостаток земельных участков. Прибавьте к этому значительный бюрократический барьер, и картина станет ясна.

Проблему высоких издержек по совершению сделок можно занести в разряд решенных - Правительство приняло ряд законов, уменьшающих финансовую нагрузку граждан при оформлении сделок. В частности, госпошлина при удостоверении нотариусом договора ипотеки жилого помещения устанавливается в размере 200 рублей, для иного имущества - 0,3 процента от его стоимости, но не более 3000 рублей. Отменена госпошлина за государственную регистрацию договора о залоге недвижимости (об ипотеке) и за выдачу документов о данной регистрации. Также уже решен вопрос о создании системы государственных компенсаций собственникам при утрате прав собственности на жилье.

В целом, это из того же пакета документов по формированию доступного рынка жилья, который Госдума приняла в первом чтении. Законы предусматривают меры по стимулированию ипотечного кредитования, расширению оборота рынка жилья, разрушению монополии на рынке строительства. Но будут ли они способствовать решению жилищной проблемы россиян до 2010 года, как планирует Правительство?

Как уже было сказано, слабым местом в жилищной реформе является недостаток предложения, поскольку именно из-за этого мы и наблюдаем сейчас такой стремительный рост цен на жилье. И в первую очередь, в силу того, что в строительной сфере существуем монополизм на землю. Она находится в руках государства, считай - чиновника. Земля находится в управлении муниципалитетов, которые выдают ее на рынок по собственному усмотрению, без проведения конкурсов между строительными компаниями.

Здесь, по мнению Надежды Косаревой, необходимо решить четыре проблемы: снизить административный барьер, сформировать конкурентный доступ к земельным участкам, создать заинтересованность у органов местного самоуправления в решении первых двух проблем, и обеспечить земельные участки коммунальной инфраструктурой, поскольку строителям неинтересны участки, к которым не подведены газ, вода, электричество.

Решение заинтересованности муниципалитетов простое: отдать все 100 процентов средств от продажи или сдачи в аренду земельных участков в местные бюджеты (сейчас им поступает 50 процентов, часть из которых уходит в другие бюджеты). Что же касается административного барьера, то его тоже легко устранить, для этого муниципалитеты должны принимать правила землепользования и застройки. Это документ, который принимается представительным органом местного самоуправления. В нем территория города делится на определенные зоны, для которых устанавливаются правила застройки: что, как и где можно строить. Застройщик, согласно этому документу, может выбирать и без чиновника, где и что ему выгоднее строить: жилой дом или производственную базу. Помимо этого, Надежда Косарева считает, что следует отменить обязательную государственную экспертизу предпроектной и проектной документации, оставив ее только в случае особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. А во всех остальных случаях ответственность будут нести проектировщик и застройщик. Законопроект Градостроительного кодекса устанавливает требование обязательного страхования их финансовой ответственности за нанесение ущерба здоровью, жизни и имуществу.

Мы говорили о мечтах строителей. Теперь займемся гражданами, для которых ныне предмет мечтаний - ипотечный кредит под низкий процент при условии минимального первоначального взноса. Как хорошо было бы внести 10 процентов от стоимости жилья, а на остальное взять кредит под 5-6 процентов годовых. Но готовы ли к этому банки? Принимаемые сейчас законы и хорошие макроэкономические показатели России позволят снизить процентные ставки до 8-10 процентов в рублях и ниже. Но это процесс не одного дня, а пока цены на жилье будут расти. До 2007 года рост цен по оценкам специалистов будет весьма активный, и лишь потом он стабилизируется. И в силу того, что строители смогут увеличить предложение, и население повысит свою платежеспособность, и банки понизят процентные ставки и упростят процедуру выдачи ипотечных кредитов.

Тем не менее, по мнению Надежды Косаревой, к 2010 году решить квартирный вопрос каждого нуждающегося россиянина решить не удастся. Увеличится количество граждан России, которые при помощи государства будут в состоянии решить проблему крыши над головой. В принципе, логично, бесплатное жилье осталось в советских временах.  

Ольга ГОРЮНОВА, Уфа. Информационное агентство "Башинформ", 30.09.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики