Новые реформы Президента по укреплению властной вертикали россиянами были восприняты по-разному. В Москве, например, с легкой руки независимых экспертов их называют сентябрьским переворотом. На московской пресс-конференции с участием одного из таких экспертов удалось побывать и нашему корреспонденту. В рамках семинара "Открытая Россия" свое мнение по проблеме высказывал председатель Совета Директоров Независимого института выборов Александр Иванченко. В 90-е годы, при Ельцине, он работал заместителем председателя Центризбиркома и поэтому имеет большой опыт в анализе политических ситуаций.
Выборы, которых не было
Предложение назначать губернаторов сверху и избирать представителей от одномандатных округов в Госдуму только по партийным спискам вызвало у Александра Владимировича крайнее недоумение. И подозрение, что работой по созданию проекта этой реформы занимались, мягко говоря, не профессионалы.
- Я посмотрел эти первые предложения и честно сказал: "Ребята, да это же летчик писал". Вещи, которые предлагаются по строительству вертикали власти, абсолютно ни к чему не прицеплены... Путин обратился с призывом к нации сплотиться, объединиться. Совершенно правильно. Но решение, которое он принимает - продолжение вертикали власти, продолжение бюрократизации страны, отрыв этой самой власти от людей.
Что должно стать результатом такой реформы? Еще большее укрепление и без того прочной вертикали власти. И такая ситуация, по мнению Иванченко, очень опасна. Ведь получается, что российская государственность будет держаться исключительно на фигуре пока еще легитимно избираемого президента. Пока - потому что легитимность его избрания уже сейчас вызывает тревогу.
Александр Иванченко считает, что выборы президента, которые только что состоялись, были слабо альтернативными:
- Не было ни дебатов, ни сильных конкурентов - ничего не было, - говорит Александр Владимирович. - С этой точки зрения мы имеем сейчас самого слабого президента Российской Федерации. Не в личном плане, но с точки зрения права. Это факт. Юридический факт, зарегистрированный результатом голосования.
И что особенно тревожит, при такой слабой вертикали мы имеем еще более слабую "горизонталь". Иванченко считает, что мы остались без парламента, без судебных властей, без гражданских организаций… И это смелое заявление не голословно.
- Я был оскоблен и унижен организацией и подходом к проведению парламентских выборов в 2003 году. Результаты волеизъявления избирателей зафиксированы в протоколе центральной избирательной комиссии. Они являются актом прямого действия, пересматривать который не имеет права ни президент, ни государственная дума, ни совет федерации, ни конституционный суд. Но результаты голосования в 2003 году пересмотрены. В государственной думе сформировано конституционное большинство вопреки результатам голосования - смею утверждать, что избиратели не проголосовали за монопольное большинство "Единой России". Подобных выборов в истории нашей страны за последние 10 лет я не видел. И, если говорить по существу, здесь был задействован административный ресурс.
В качестве иллюстрации можно привести не только пересмотр результатов избирательной кампании. Взять в пример хотя бы поправки к определениям "информация" и "агитация". После этого шага государственные СМИ со спокойной душой информировало только об одной партии за государственный счет. Все три месяца. А еще месяц до выборов - уже на общих основаниях.
Альтернативные выборы без альтернативны
Почему вдруг партии власти, которая сформировала конституционное большинство, потребовалось опять менять законодательство? У Александра Иванченко есть ответ и на этот вопрос. То, как сейчас сформирована Госдума, не выдерживает никакой критики. Поэтому у нынешних депутатов, очевидно ощущающих свою нелегитимность, возникает необходимость пролонгировать, продлить свое монопольное пребывание в государственной Думе. После того, как представителей от округов будут избирать только по партийным спискам, человеку без связей в парламент не попасть. А, значит, в лидеры выбьются те, кто лидирует уже сейчас.
По мнению Иванченко, парламентская реформа - это верх бюрократизации. Не может быть в этой структуре при пропорциональной системе выборов по настоящему независимых депутатов. Если пропорциональная система создается, она предполагает участие в выборах исключительно партий.
- Если вы хотите совершенствовать пропорциональную систему, совершенствуйте ее. Ради бога. Но цель стоит другая - не юридико-техническая, а политическая: концентрация всей полноты власти в руках одной партии. Ведь списки сейчас выстраиваются за деньги. А решают, кого включать в списки, руководители партии, - делает вывод председатель Совета Директоров Независимого института выборов.
Таким образом, России не долго и до полной безальтернативности выборов. Конечно, при видимой их альтернативе. Александр Владимирович до сих пор вспоминает изобретение большевиков, которые создали блок коммунистов и беспартийных. Голосование проходило за этот единый и нерушимый блок. Альтернативы у избирателей, фактически, не было.
- Выйти за пределы этого продуманного алгоритма было не возможно. Но многие инакомыслящие все же ухитрялись - об этом мне рассказывали старые организаторы выборов. Кое-кто догадывался вложить в палец грифель от черного карандаша. Если ты хотел вычеркнуть кандидата, то это надо было сделать незаметно - на ходу.
Что касается реформы губернаторских выборов, то и ее законность вызывает не меньшие сомнения. Помните прецедент с выборами алтайского губернатора законодательным собранием? Конституционный суд тогда постановил, что подобное формирование законодательной и исполнительной власти противоречит принципу народовластия, не вписывается в рамки Конституции. А сейчас предлагается совершить этот незаконный акт законным способом. Ведь губернаторы, в соответствии с новой реформой, будут избираться по представлению Президента как раз законодательными собраниями.
- Читаешь закон о выборах губернатора и видишь, что он написан под Ивана Ивановича. Уши его видны, нос его виден, живот его виден и так далее, - иронизирует Александр Владимирович и делает совсем невеселый вывод: "Это настоящая беда".
Выбирать надо
Главное решение проблемы Александр Иванченко видит в том, чтобы добиваться повышения легитимности выборов.
Каким образом? Самым простым - с помощью повышения явки избирателей. Чтобы этот выбор был действительно выбором целой нации. И очевидными результатами не возможно было бы манипулировать.
- Мой рецепт очень прост, - подытожил Александр Иванченко. - Не надо изобретать велосипед - надо брать готовую технологию. Я считаю, что российская демократия не нуждается в новых рецептах. У нас все есть, только надо давать возможность выбирать. Что сейчас представляют из себя выборы местного самоуправления? 18-20% избирателей и безальтернативное выдвижение кандидатур. Это нелегитимное назначение, дарение поста. Я за легитимность, за укрепление президентской власти. Но укрепить ее нужно не с помощью вертикали власти. Укрепить ее можно, создав горизонталь отношений. Многопартийность, качественную систему органов местного самоуправления, гражданских организаций. 
Елена ПЕТРЕНКО, Каменск-Уральский. Газета "Каменский рабочий", №126 (18839), 8-9 октября 2004 года.

|