ГЕОРГИЙ САТАРОВ: ЕСЛИ БОГ ХОЧЕТ ОБИДЕТЬ СТРАНУ, ОН ПОСЫЛАЕТ ЕЙ КРЕПКИХ ХОЗЯЙСТВЕННИКОВ
Автор: Кологреева Наталья
Регион: Северодвинск
Тема:  Текущая политическая ситуация глазами лекторов
Дата: 20.10.2004

С Георгием Сатаровым бывшим советником президента Ельцина, ныне главой фонда ИНДЕМ (информатика для демократии), меня свела последняя московская командировка. А посему, грех было бы не задать Георгию Александровичу ряд вопросов. Тем более что их сегодня обсуждает вся Россия.

Унылые губернаторы

- Георгий Александрович, последние Путинские инициативы по поводу назначения губернаторов восприняты обществом как-то вяло. Мол, а и пусть, и все равно.

- Больше всего меня поразило знаете что? Наши унылые губернаторы живенько поддержали президента в его замечательной инициативе. Они ведь как говорят: народ у нас несознательный, для демократии не дорос, голосует черт знает за кого (видимо, себя, имея ввиду в первую очередь), а потому, мол, нужно назначать. И вообще это главное средство борьбы с терроризмом. Назначать губернаторов нужно, чтобы повысить безопасность и победить международный терроризм.

- Довольно ложный, конечно, посыл.

- Недавно в Томск ездил, читал лекции в Школе публичной политики, а вечером общался с журналистами аналитической программы на ТВ-2. В интерактиве был сформулирован вопрос: Как вы, граждане, думаете, инициативы президента повлияют на террористическую угрозу? Уменьшат? Не изменят? Увеличат? Результат голосования был следующим. 60% - увеличит угрозу террора, 25% - не повлияет, 15% - уменьшит. Это к вопросу о том, сознательный у нас народ или нет.

- И все же, многие россияне считают, что президент, принимающий единоначальные политические решения, сильный президент.

- Я, конечно, не буду вам рассказывать, что данные инициативы - такой грубый наезд, маски-шоу по отношению к Конституции, об этом уже много сказано. Это все равно, что бить ребенка. Сильный президент не может позволить себе такого блага.

Когда запчастей нет

- Что это будет означать фактически?

- Давайте попробуем в этом разобраться, и разбираться будем на хорошем научном уровне.

В экономике есть раздел, в котором рассматривается очень интересная модель - принципалагентские отношения. Звучит очень величественно, но на самом деле ничего страшного здесь нет. Это научное название отношений между начальником и подчиненным.

Итак, у нас есть действующее лицо, президент, которое я назову принципал. У него есть некие ресурсы и цели, и он ради достижения целей хочет этими ресурсами распорядиться.

- Георгий Александрович, давайте на живом бытовом, так сказать, примере.

- Хорошо. Вы хозяин (принципал) своего домашнего имущества. У вас сломалась батарея и у вас есть ресурс под названием право распоряжаться этой батареей. Батарея не работает, требуется профессионал, который знает, как она устроена. Он может ее починить и вы его нанимаете - сантехника, слесаря. В данном случае он агент.

- Цель понятна, ресурсы имеются. Что дальше?

- С того момента, когда вы ему дали это поручение, вы, принципал, пошли печатать статью, а он, агент, занялся батареей, и вы не видите, что происходит. Он обладает всей информацией о том, каково реальное нарушение процесса, как это исправить, какие для этого нужны запчасти, трудозатраты, а вы не знаете. Это называется асимметрия информации и это подталкивает людей к тому, что в этой теории называется оппортунистическим поведением.

Агент начинает использовать асимметрию информации для себя, для того чтобы решить свои проблемы, а не ваши. Скажем, слесарь вам говорит: Ну, хозяин, запчастей нету, но я, конечно, могу достать, но за это надо доплатить. Я еще пять раз приду, ну если еще раз доплатить, я могу и за два часа сделать. И он вам вешает лапшу на уши, накручивает, накручивает. А вы на этом теряете. Да он еще и плохо сделает, дабы еще раз прийти и повторить эту процедуру.

- Георгий Александрович, я понимаю, к чему вы клоните, конечно, но вдруг агент (губернатор) попался честный. И ничего себе не накручивает.

- Даже если агент абсолютно честен, могут возникать иные проблемы. Например, принципал не очень точно поставил задачу. Мы с вами жили семьдесят лет в условиях, когда принципал под названием государство ставило экономике неточную задачу: план по валу. Достаточно просто неточной постановки вопроса и машина начинает работать плохо.

Далее, он может передать агенту не те ресурсы или может назначить ему неэффективное вознаграждение.

- Знаете, я слышала такое мнение. Если руководителя назначает конкретный президент, а не абстрактный народ, то и контролировать, и спросить с него легче.

- Давайте я вам пример приведу. В Приморский край. Контрабанда рыбы. Рыбнадзор должен контролировать вылов. В некий момент местное МВД шлет телегу в Москву, якобы контрабанда нас осилила, рыбнадзор не справляется со своими обязанностями и, более того, находится в коррупционном сговоре с контрабандистами. А посему нужно в МВД ввести подразделение, которое будет контролировать рыбнадзор. Естественно, оттуда угу, надо контролировать, создается соответствующее подразделение. Через некоторое время это подразделение вступает в получение этих коррупционных доходов. Через некоторое время из ФСБ Приморского края идет вторая телега в Москву: Страшная ситуация, нужно в ФСБ ввести подразделение, которое будет контролировать МВД, которое контролирует рыбнадзор, который контролирует контрабандистов. В Москве говорят угу, и ФСБ тоже подключается к получению коррупционных доходов от всего этого дела.

- Мрак.

- Чем длиннее бюрократическая вертикаль, тем больше совокупные потери. Эти потери в итоге могут превысить ресурс, которым вообще обладает исходный принципал. Надо эти вертикали разрезать. В здоровом государстве данный процесс контролируется. Не только через выборы: через СМИ, через оппозицию, через общественные организации. Сегодня Путин предлагает эти разрезы убрать, и выстроить вертикаль. В Сингапуре это может быть еще пройдет. В России не пройдет, не проходило никогда. Но если бы дело ограничивалось только теорией, есть ведь еще и практика. А практика состоит в том, что очень своеобразные у нас отношения между властями складываются.

Деньги и шантаж?

- Георгий Александрович, и в чем это своеобразие состоит?

- Раз уж мы заговорили о назначениях во власть. Поверьте на слово, сегодня повсеместное распространение нашли два типа назначений. Первый за деньги. Взятка за то, чтобы занять пост.

- И сколько это стоит? Ну, к примеру, пост министра?

- По моим данным, 15 миллионов долларов.

- Неплохо. Получается, люди приходят во власть, чтобы делать своей бизнес?

- Это началось давно, примерно с 2001 года, когда крупный бизнес начал проплачивать чиновников профильных министерств. Небольшие суммы чиновникам низкого уровня, где-то по 500 долларов в месяц. Не для того, чтобы они там делали что-то нехорошее для родины, нехорошее для этого бизнеса. Только за одно чтобы они просто работали. Просто бумажки, которые через них проходят, из одного ящика в другой перекладывали вовремя. Если бизнес не проплачивает таких чиновников, в этом министерстве все встает.

- Мы не сказали о втором варианте назначений.

- Второй тип назначений - через шантаж. Рассказываю случай из реальной жизни, из первых уст, что называется. Достойного человека, не буду называть его фамилии, назначают на пост замминистра. А затем его вызывают на Старую площадь и четыре часа рассказывают все, что о нем знают. Где и сколько воровал, с кем спал, пил и так далее, по полной программе. Четыре часа ему про него рассказывают. В конце четвертого часа замминистра говорит, что, все, ребята, я понял, я не достоин этого великого поста, извините, больше не буду. А ему в ответ: нет, ты иди и работай. Но ты помни, что это у нас лежит. Потрясающе эффективный инструмент управления, не правда ли? А теперь ответьте, это в интересах принципала под названием народ?

- А что, президент не может навести порядок в своих вотчинах? Раз уж он взялся за глобальную задачу.

- Помните эту картинку по телевидению, когда идиоты пиарщики ее показали, думая, что они демонстрируют крутизну президента? Помните, как он собрал в Кремле за круглым столом министров и вещает какую-то речь, а два министра сидят, и анекдоты друг другу рассказывают. Президент стучит по микрофону, мол, тишина в зале! Это жутко характерно для нынешней власти. Вы можете себе представить, чтобы это при Ельцине произошло?

- В общем, могу, но с трудом.

- Я не говорю о генсеках или Сталине. Такое в принципе было невозможно. Так вот, министры прекратили травить анекдоты, а потом пошли в свои министерства заниматься своим бизнесом. И это пронизывает всю страну с соответствующими результатами. Когда я говорю всю, я имею в виду и муниципальный уровень. Надеюсь, вы об этом догадываетесь.

Веселые губернаторы

- Ваш прогноз: все-таки додавят губернаторские назначения?

- О популярности или непопулярности данной идеи в народе можно забыть. По крайней мере, как о некоем критерии для выработки политики. Народ , это кто извините? Какая там популярность, извините? Додавят конечно.

- В таком случае, как должен вести себя настоящий губернатор? Чтобы его работа была действительно эффективной.

- Мы пережили уже много губернаторов, и собственно, прославились ими очень широко. Напомню, что одним из самых эффективных губернаторов Калифорнии, а потом одним из самых эффективных президентов Соединенных Штатов был Рейган, который играл прекрасно ковбоев, офицеров гражданской войны. Шварценеггер сейчас железной рукой терминатора выбивает налоги, о которых забыла Калифорния. Он умудрился даже выцыганить налоги из игорных домов, расположенных на территориях индейских резерваций. Он умудрился договорится с ними. Ребята, штату тяжело, вы зарабатываете много, делитесь в добровольном порядке. Актер Шварценеггер, гора мускулов!

- Так и мы не отстаем, в Алтайском крае вот Евдокимова выбрали.

- Выбрали самого веселого, тоже вариант. Не верьте этим наворовавшимся, с мышлением питекантропов гражданам, которые называют себя крепкими хозяйственниками. Если бог хочет обидеть страну, он посылает ей крепких хозяйственников. Губернатор должен быть политиком прежде всего, потому что политик это тот, кто умет принимать, готов принимать ответственные решения. Ему не обязательно быть специалистом по канализации. Канализацией должны заниматься специалисты по канализации, а регион должен возглавлять политик, и его должны выбирать граждане, чтобы он был политиком.  

Наталья КОЛОГРЕЕВА, Северодвинск. Газета "Вечерний Северодвинск", № 39 (494), 07 октября 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики