Три месяца прошло со времени вступления в силу закона "О валютном регулировании и валютном контроле". После его принятия высказывались опасения, что стремительная либерализация в этой сфере может иметь для российской экономики непредсказуемые последствия. Опасения совершенно напрасны - считает Сергей Алексашенко, директор независимого исследовательского центра "Развитие", кандидат экономических наук.
Справка
В соответствии с новым законом "О валютном регулировании и валютном контроле" все текущие валютные операции могут осуществляться в свободном режиме, регулироваться будет только часть капитальных операций путем открытия специальных счетов и обязательного резервирования.
Органы валютного регулирования (правительство и Центральный банк РФ) не могут требовать получения индивидуальных разрешений на валютные операции.
Обязательная продажа валютной выручки осуществляется в размере, установленном Банком России, но не выше 30% от суммы валютной выручки.
Закон разрешает единовременно вывозить из России без каких-либо справок наличную иностранную валюту в эквиваленте до тыс.
Из категории "валютные ценности" исключены драгоценные металлы и камни.
Физические и юридические лица могут без ограничения открывать счета в зарубежных банках на территории стран, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Закон предусматривает плавный переход к полной либерализации валютного регулирования: с 1 января 2007 г. практически все ограничения, пока остающиеся в силе, предполагается снять.
- Что изменилось в российской экономике со времени вступления в действие нового закона о валютном регулировании?
- Сейчас еще рано делать далеко идущие выводы, ясно только одно: никаких катастрофических изменений не произошло. Я думаю, и по итогам второго полугодия 2004 г. вряд ли мы увидим, что в движении капитала и валютных средств через границу Российской Федерации что-то значительно изменилось.
- С чем это связано?
- Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно знать предысторию проблемы. Законодательство в области валютного регулирования во всем мире строится по историческому принципу: цивилизованные страны последовательно, в течение многих десятилетий, шли к той или иной системе валютного регулирования. В каждой стране разработана своя система, и просто скопировать какую-то из них нельзя.
Напомню, что предыдущий российский закон о валютном регулировании был принят в 1992 г., а до этого времени подобного документа вообще не существовало. Закон 1992 г. выделял четыре вида текущих операций, которые разрешалось производить всем кредитным организациям. Остальные операции были названы капитальными, и для того чтобы их осуществлять, нужно было получить разрешение Центрального банка РФ. Таким образом, законодателем выступал Центробанк: в каждом конкретном случае именно он принимал решение. Некоторые разрешения были групповыми, другие - индивидуальными, но никакой системы построить так и не удалось. Через несколько лет выяснилось, что есть законодательные запреты, а есть реальная экономика, которая живет, будто запретов не существует. Любой банк и любая компания знают, как их обойти так, чтобы формально не нарушить закон.
Разговоры о том, что нужен новый закон о валютном регулировании, начались уже в 1996 г., но к 1999 г. выяснилось, что на новой версии никто и не настаивает, поскольку страна приспособилась жить в условиях всеобщего запрета. И только благодаря принятой в 2000 г. программе Германа Грефа, где было указано на необходимость разработки нового закона о валютном регулировании, он, в конце концов, был принят.
Новый закон стал ультралиберальным: сегодня можно свободно осуществлять почти все валютные операции. Многие эмоционально предрекали, что будет катастрофа, рухнет экономика страны, но мы видим, что ничего особенного не произошло. Это говорит о том, что закон в конечном итоге зафиксировал то положение дел, которое существует. В сфере валютного регулирования практика развивалась гораздо быстрее, чем законодательство, и составителям нового закона оставалось только ее зафиксировать.
- Не будет ли новый закон способствовать оттоку капиталов из страны?
- В первом полугодии 2004 г. был зарегистрирован ощутимый отток капиталов из России. По оценкам независимого исследовательского центра "Развитие", он составил порядка млрд. Но этот процесс пришелся, в основном, на период с конца февраля до середины мая, а закон вступил в силу только в середине июня. Значит, причины оттока капиталов нужно искать в другой области.
Во-первых, в России объем сбережений существенно превышает потребность экономики в капиталовложениях, поэтому капитал ищет себе место "на стороне" и уходит из страны. Если же говорить о краткосрочном спекулятивном капитале, то на протяжении последних полутора лет было две большие волны притока и оттока капиталов. Последний отток аналитики связывают с отставкой правительства Касьянова и резкой активизацией давления на ЮКОС. Эти события еще раз продемонстрировали иностранным инвесторам, что Россия - страна с непредсказуемым инвестиционным климатом.
Материал подготовлен на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст" (г. Москва). 
Елена ВОЛКОВА, Нижний Новгород. Журнал "Деловая неделя", № 18, сентябрь 2004 г.

|