Нынешнее благополучие российской экономики определяется экспортом узкой группы конкурентоспособных сырьевых товаров и продуктов первичной переработки плюс вооружения. За некоторыми исключениями, чем выше уровень обработки, тем ниже конкурентоспособность отечественной продукции. На этой основе нельзя обеспечить устойчивый и долгосрочный рост.
Евгений Ясин, научный руководитель ГУ - Высшая Школа Экономики, профессор, д.э.н.
Мы должны определиться с содержанием экономической политики, определить цели, достижению которых она должна быть посвящена. Первое, что было предложено - это удвоение ВВП за 10 лет. Лично у меня вызывает отторжение сама постановка задачи по той причине, что я уже пережил эпоху ускорения, жил в эпоху брежневских пятилеток и хрущевских семилеток и не хочется посвящать свою жизнь достижениям директивных показателей. Хотя, конечно, хорошо было бы и удвоение, и утроение ВВП… Если цена на нефть будет держаться постоянно высокой, то, я думаю, мы эту задачу выполним за 15 лет, а за 10 - не выполним ни за что.
Другой вариант - это диверсификация производства, имея в виду снижение нашей зависимости от экспорта энергоносителей и освоение производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Благая цель, но в определенной степени вызывает сомнения.
Наконец, есть промышленники, которые, желая получать деньги от государства, постоянно требуют активизации промышленной политики. Я надеюсь на отказ от всяких попыток проведения промышленной политики в традиционном смысле. Те меры, которые обычно предпринимают регионы - это помощь конкретным особенно любимым отраслям и предприятиям. И все. Я считаю, что такого рода промышленная политика не только не нужна, а вредна. На смену должна прийти политика конкурентоспособности.
Разумной целью модернизации российской экономики я считаю достижение высокой конкурентоспособности. Это и масштабная национальная задача стратегического характера, и отвечающая современным условиям структурная политика.
Условимся понимать под конкурентоспособностью возможность продавать товары и услуги по рыночным ценам с нормальной прибылью. Вот такое простое определение.
Спасибо Бушу за российский рост
В настоящее время внешняя конкурентоспособность России достаточно высокая, но она обеспечивается экспортом нефти, газа, цветных и черных металлов, минеральных удобрений, леса и ряда других товаров, среди которых особое место занимает вооружение. В прошлом году мы заработали на экспорте вооружения млрд., вышли на первое место в мире, обогнав даже США. Хотя, я думаю, что это не твердая позиция.
Половина экспорта России - это нефть и газ. Если цена нефти упадет с нынешнего уровня порядка за баррель до за баррель, как это было в 1998 г., то Россия испытает сильнейший шок, может быть, в несколько меньший, чем 6 лет назад, поскольку с тех пор мы накопили немного жирка. Собственно говоря, стремление к диверсификации и объясняется тем, что мы, оглядываясь на печальный опыт 1998 г., ждем, что цены на нефть упадут. Они упадут почти наверняка, как только американцы справятся с ситуацией в Ираке. А пока Владимир Путин должен поставить памятник своему другу Джорджу Бушу, потому что это он обеспечивает подъем российской экономики в последнее время.
18% экспорта, по данным 2003 г., - это черные и цветные металлы, изделия из них и драгоценные камни. Третья позиция - продукция машиностроения и металлообработки (9%). В советские годы было больше, но в основном за счет того, что мы экспортировали машины и оборудование в страны социалистического лагеря. Мы должны учесть, что российское оборудование пользуется спросом благодаря наличию рынков СНГ, где по-прежнему сохраняется привычка к нашей технике, автомобилям и станкам. Потенциально сильные статьи экспорта - продукция лесного комплекса и химической промышленности.
Что касается других отраслей, таких как легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов - их продукция поступает исключительно на внутренний рынок. Еще отмечу, что 2002-2003 гг. мы экспортировали зерно, это вызвало рост внутренних цен, и тогда экспорт был ограничен пятью миллионами тонн, чтобы не разорить российских пенсионеров…
В поисках добавленной стоимости
В качестве характеристики внешней конкурентоспособности в мировой практике применяется коэффициент выявленных сравнительных преимуществ - RCA. Он рассчитывается как отношение доли страны на мировом рынке данного продукта к доле данной страны в мировом экспорте. Если этот показатель больше единицы, то такой товар считается конкурентоспособным на мировых рынках. Например, показатель RCA для российского газа 16,8. Это означает, что он очень сильно конкурентоспособен на мировых рынках, поскольку доля экспорта газа по отношению к российскому экспорту в целом велика.
Показатель RCA для необработанной древесины - 11,5. Это очень высокий показатель. Ниже - у целлюлозы и макулатуры (продукция той же самой отрасли), которые находятся на гране конкурентоспособности. Наши подсчеты показали, что средний разрыв между добавленной стоимостью по необработанной древесине и по продуктам лесной промышленности самой глубокой переработки в России составляет примерно 20 раз. А такой же показатель в Финляндии - 500 раз! Пока мы фактически лес отдаем…
Итак, наиболее конкурентоспособные товары России - газ, необработанная древесина и никель. Первая позиция, когда мы видим конкурентоспособным отечественный товар с высокой степенью добавленной стоимости, - это электроблоки и запчасти к ним. Из 20 позиций отечественных товаров, которые конкурентоспособны, лишь 3 позиции занимает продукция с высоким уровнем добавленной стоимости.
Общий вывод - чем выше степень обработки, тем ниже внешняя конкурентоспособность российского товара. Когда заходит речь об удвоении ВВП за 10 лет, мы должны понять, за счет чего же это возможно? За счет нефти и газа? Только за счет них, правда в более отдаленные сроки и при благоприятных внешних условиях. Потому что по другим товарам (подчеркиваю - в указанные сроки) обеспечить выпуск конкурентоспособных по мировым понятиям товаров мы не сможем.
Да, мы умеем делать и хорошие электрические машины, и вполне приличные приборы, и ракеты, можем осуществлять космические запуски... Это правильно. Но какова доля этого товара или услуги в российском экспорте? Маленькая! Все космические запуски - это 0 млн в год, рынок забит! Американцы очень либерально к нам относятся, они могли бы отнять у России еще какую-то часть рынка запусков при желании обострить конкуренцию, но они полагают, что лучше иметь 2-3 игроков и договориться с ним. Также как имеет место сговор на рынке алмазов. Рынок самолетов занят корпорациями Boing и Airbus. Вот и получается, что масштабной альтернативы экспорту сырья нет и в ближайшем будущем не будет.
Можно сказать, что задача достижения внешней конкурентоспособности требует переворота в нашем сознании, в нашем умении, и эта задача гораздо большая, чем достижение стратегического паритета с США или другие подобные подвиги. Мы должны думать, как это сделать. Мировой опыт показывает, что такие задачи не решаются меньше, чем за 30-40 лет.
Что потребляем?
Поговорим о доле импорта в товарных группах в натуральном выражении. Первая группа - продовольствие. 34,7% говядины в 2002 г. - это доля импорта. 57% мяса птицы - в основном, это ножки Буша. Мы их завозим 500 тыс. тонн и не можем отказаться от окорочков по политическим мотивам: как только прекращаем завозить ножки Буша, американцы прекращают завозить нашу сталь. Далее - масло животное: 51% импортного. Мы могли бы увеличить производство собственного масла, также как и говядины, и мяса птицы, но проблема упирается в издержки и очень медленный рост производительности труда. Поэтому данные товары отличаются довольно низкой конкурентоспособностью. Но если говорить о продовольствии в целом, то у нас доля отечественных товаров на рынке составляет больше половины - примерно 65%-70%. И можно утверждать, что пищевая промышленность и сельское хозяйство, в принципе, делают конкурентоспособные продукты.
Для страны с населением 140 млн человек нормально иметь импорт продовольствия на уровне 10%-15% от внутреннего потребления. Импорт необходим, чтобы обогащался ассортимент. Всегда выгоднее завозить фрукты и различные плоды, чем выращивать их здесь. Также как рис, чай, хлопок. Причина - климатические условия. В продовольственной группе товаров резервы для повышения конкурентоспособности незначительны.
Посмотрим на промышленные товары. Доля импорта тканей 11%, причем она снижается. Чулочно-носочных изделий мы импортируем 60% от внутреннего потребления, швейных - 85%, трикотажа - 85%, обуви 60%. В целом же в группе промышленных товаров импорт превалирует и составляет около 70% объема реализации по стране. Это касается и техники, и одежды, и обуви, причем как дорогих товаров, так и дешевых. Товары из Китая и других стран восточной Азии значительно дешевле отечественных. К сожалению, надо признать, легкая промышленность России, и, прежде всего, текстильная, больших перспектив не имеют.
Ситуация по автомобилям выглядит не так страшно, как казалось бы. Несмотря на то, что все автолюбители клянут отечественные автомобили, говорят, что они никуда не годятся, тем не менее, 2/3 внутреннего рынка - это российские автомобили. В основном, продукция АвтоВАЗа, что объясняется низкой конкуренцией в данной ценовой группе. Если доходы населения существенно повысятся, вазовские машины нынешнего качества перестанут покупать, и тогда многие потеряют рабочие места. (В автомобильной промышленности работает 500 тыс. человек и еще около 5 млн. человек так или иначе связаны с производством автомобилей.) И такая перспектива позволяет и будет позволять нашим автомобилестроителям держаться на плаву довольно долго.
Обеспечение внешней и внутренней конкурентоспособности не за счет специальных мер, а за счет их собственной силы, за счет качества производимой продукции, низких издержек и высокой производительности является той достойной целью, ради которой мы должны работать. Для этого нужны условия: конкурентоспособность по ресурсам (природным, трудовым и ресурсам капиталов) и конкурентоспособность институтов - экономического порядка, законов и уровня их исполнения, норм поведения, которых придерживается большинство на работе и в быту, во взаимоотношениях между государством и бизнесом, бизнесом и трудящимися, трудящимися и государством.
10 тезисов успеха
Какой же должна быть политика конкурентоспособности при указанных условиях? Мы сформулировали 10 тезисов, которые с нашей точки зрения могут обеспечить успех.
1. Конкурентоспособность - главная задача экономической политики.
2. Доминирование либеральной модели.
Выбор между либеральной и дирижистской моделями регулирования, между ставкой на частную инициативу и бизнес или же на государство, как на движущие силы модернизации и роста экономики, должен быть сделан в основном в пользу либеральной модели, в пользу частной инициативы. Рынок и бизнес лучше государства определяют точки потенциального роста и его факторы - заимствование опыта или оригинальные нововведения.
Но это в основном: не надо рабски следовать схеме. Роль государства должна быть активнее, особенно в поддержке полезных структурных сдвигов и проведении институциональных реформ.
3. Ставка на отечественный бизнес.
Опыт российских фирм убедительно доказывает способность российского бизнеса повышать конкурентоспособность и добиваться успеха. Суммируя, можно сказать, что ключевые факторы успеха - это правильный выбор ниши и сохранение своего направления в бизнесе; формирование и сохранение команды; внедрение и освоение новых технологий, как производственных ("Каскад-Виа"), так и управленческих ("Эксмо"); постоянное реинвестирование прибыли в развитие. Особо можно выделить встраивание в цепочки добавления стоимости и движение к новым сегментам ("Каскад-Виа", основанный молодыми физиками, уже поставил свои ноу-хау партнерам на Западе). Ясно, что пока преобладает и еще долго будет преобладать усвоение достижений других, модель догоняющего развития, но приходит время и оригинальных инноваций.
4. Роль государства состоит в создании наиболее благоприятных условий для бизнеса, атмосферы доверия между бизнесом и властью.
Пока на этом направлении успехи минимальны, а возможно, имеет место и попятное движение. Принятые антибюрократические законы, по мнению предпринимателей, ситуацию пока не улучшили. Коррупция не только не сокращается, но растет.
В оздоровлении делового климата важную роль должны сыграть усилия по укреплению законности и правопорядка, по обеспечению исполнения законов. Но они должны учитывать недолгую историю становления рыночной экономики в России, тяготение бизнеса к теневым методам, к наличию у большинства предпринимателей "скелетов в шкафу".
В стремлении к прозрачности, к хорошей репутации делаются только первые шаги. Поэтому следует вернуться к идее начать с "чистого листа", найти приемлемые формы прекращения преследований отдельных компаний за прошлые истинные или мнимые грехи, добиваться при этом жесткого исполнения законов сегодня, прежде всего в отношении представителей государства.
5. Поддержка возникающих и растущих инновационных компаний независимо от их отраслевой принадлежности.
Мы не против оправдавших себя методов государственного содействия росту конкурентоспособности, таких как гарантии по экспортным кредитам, налоговые кредиты, технопарки, специальные зоны, а также долевые прямые инвестиции в наиболее перспективные проекты. Вопрос лишь в том, чтобы применять методы государственного содействия в умеренных масштабах, в общих рамках либеральной политики, не возбуждая иждивенческие настроения.
Мы выделяем в качестве примера программу SBIR в США как принципиально новую для нас, поскольку она решает задачу выявления конкурентоспособных идей, людей и компаний, которые целесообразно выращивать. Важно не определять приоритетные отрасли, а создать механизм выявления и выращивания очагов конкурентоспособности.
6. Государство обязано реально содействовать усилению конкуренции, чтобы активизировать работу компаний по повышению конкурентоспособности и модернизации. Оно также должно выровнять условия конкуренции.
Высокая доля нерыночного сектора (естественные монополии и ЖКХ) с заниженными государственными ценами ослабляют мотивации к инвестициям в энергосбережение и внедрение новых технологий. В 2002 г. 6% предприятий промышленности производили отрицательную добавленную стоимость. При повышении цен на газ и электроэнергию до уровня рыночных их доля возросла бы примерно до 12%. Значительная доля предприятий имела отрицательное чистое накопление, то есть проедала капитал. Такова российская экономика!
Есть группа компаний, продукция которых обладает внешней конкурентоспособностью. В сравнительно небольших нефтегазовом секторе и в металлургии работают примерно 3,7 млн человек, и эти отрасли обеспечивают 70% всех экспортных поступлений России. И дело не только в принадлежности к отрасли, но еще и в управленческих командах, которые смогли использовать доступные конкурентные преимущества.
Есть вторая группа - компании, достигшие внутренней конкурентоспособности. Иногда их успех обусловлен характером продукции (стройматериалы или продукты питания накладно в массовом порядке везти из Европы в Россию). После дефолта 1998 г. эти компании воспользовались "окном возможностей", возникшим в результате девальвации рубля, и укрепили свои позиции на внутреннем рынке.
И до сих пор существует третья категория предприятий упомянутого выше нерыночного сектора, которые сохраняются потому, что присосались к бюджету, к льготам или иным способам государственного субсидирования, прямого или косвенного. Почему они существуют? Таким образом обеспечивается занятость!
Задача политики конкурентоспособности состоит в том, чтобы повысить планку требований к эффективности предприятий, ликвидировать третью группу. Точнее, нижний сегмент эффективности будет всегда, но в нем не должно быть иждивенцев, приносящих убытки.
Для решения обозначенной задачи следует резко сократить нерыночный сектор, поэтапно снизить импортные тарифы до средней ставки 3-4%, устранить большую часть нетарифных барьеров, усилить антимонопольную политику.
МАП часто упрекали в неэффективности, но будет справедливо заметить, что ему не давали проводить принципиальную политику: монополисты всегда через высшие власти блокировали действия антимонопольных органов, и последние предпочитали тонуть в мелочевке, но не ввязываться в конфликты с сильными мира сего. Еще более рельефно эти проблемы нарастали на региональных рынках. Неравные условия конкуренции продуцировались самой системой власти бюрократии, сросшейся с приближенным бизнесом. Эту систему предстоит сломать.
7. Всемерное содействие иностранным инвестициям, сотрудничеству российских компаний с передовыми мировыми корпорациями.
Нужно не столько конкурировать на занятых рынках, а совместно с лучшими фирмами создавать новые. Отметим позитивный пример сотрудничества в авиапромышленности российской компании "Каскол" с Airbus или НПО "Сатурн" с фирмой Sneсma Moteurs.
Главный путь содействия иностранным инвестициям - общий благоприятный национальный режим для инвесторов: низкие и прозрачные налоги, защита прав собственности и исполнения контрактов, независимый суд, все более честная и эффективная бюрократия. Не надо льгот и преференций! Важно, чтобы вкладывать у нас было выгоднее, чем у других. Важно, чтобы было ощущение - здесь сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.
8. Все отрасли хороши.
Нет оснований противопоставлять добывающие и перерабатывающие отрасли, тем более рассматривать первые как постоянный источник субсидирования вторых, в том числе через масштабные изъятия природной ренты и снижение налогов для производителей готовой продукции. Все отрасли должны быть рентабельны и сопоставимы по условиям со своими конкурентами на мировых рынках. Но надо ставить вопрос о росте выпуска конкурентоспособных продуктов с более высокой добавленной стоимостью на базе компаний и отраслей, производящих только сырье и продукты первичной обработки. Это касается лесопереработки (опыт Финляндии очень выразителен), нефтепереработки и нефтехимии, металлургии.
9. Вложения в науку и образование - абсолютно беспроигрышный приоритет, разумеется, при эффективной организации и контроле за затратами, в кооперации с частным бизнесом при постепенно возрастающей доле последнего. Особого внимания требует фаза передачи научных разработок в производство, вообще в хозяйственную практику, коммерциализация результатов прикладной науки. Необходим акцент на передаче знаний и технологий.
10. Региональная политика конкурентоспособности.
В современных условиях оздоровление экономики, формирование механизмов устойчивого и динамичного экономического развития должно идти снизу - от бизнеса и от регионов.
Задача федерального центра - в поддержке инициативы региональных и местных властей по улучшению условий для ведения бизнеса, в выявлении и распространении лучшей практики такого рода. Инструментом решения данной задачи может стать конкурс региональных проектов повышения конкурентоспособности, предполагающий распределение федеральных трансфертов регионам по новым принципам - не только бедным и слабым, но и тем, кто что-то делает для собственного развития, для улучшения бизнес-климата и привлечения инвестиций.
Гарантия рациональности - принцип софинансирования. Региональные власти и частный сектор будут обязаны подтверждать взятые на себя обязательства выделением соответствующих ресурсов - в денежном или натуральном выражении. Конкурс проводится за размер параллельного взноса с федерального уровня. Один из критериев отбора проектов - размеры вложений частного бизнеса и региональных властей.
Если рассматривать конкурентоспособность, как национальную цель, то политика ее достижения должна строиться на длительную перспективу, на десятилетия, с пониманием того, что дело не в процентах роста, не в том, что завтра будет к обеду, а в глубоких изменениях менталитета, национальной культуры, судьбы народов России, в согласии на этот счет всех групп элиты.
В материале использованы выступление Евгения Ясина на форуме Клуба региональной журналистики "Из первых уст" и доклад на V Международной научной конференции "Конкурентоспособность и модернизация экономики" в ГУ-ВШЭ. 
Илья БАТРАКОВ, Нижний Новгород. Журнал "Деловая неделя", № 17 (051), сентябрь 2004 г.

|