Что ж, сломано немало копий в дебатах о том, нужно ли назначать губернаторов, а этот вопрос уже вынесен на обсуждение Госдумы России. Заседание, на котором будет рассмотрен этот вопрос, запланировано на 29 октября. В этот день Государственная Дума РФ рассмотрит в первом чтении президентский законопроект о новом порядке избрания губернаторов. Для тех, кто не в курсе этой беспрецедентной по своей сути идее главы государства, поясним: Владимир Путин вышел с инициативой назначения губернаторов Президентом РФ при согласии законодательного собрания региона. Суть законопроекта такова. Президент предлагает на должность высшего должностного лица региона гражданина Российской Федерации, достигшего 30-летнего возраста, законодательному представительному органу субъекта РФ. Последний (а именно законодательное собрание) имеет право рассмотреть эту кандидатуру в течение 14 дней и утвердить или отвергнуть данную кандидатуру. Кстати, если же ставленники Президента России не будут утверждены два раза, Президент имеет право распустить законодательное собрание субъекта России (то есть тех, кого мы с вами, уважаемый народ, выбрали). Президент также имеет право своим указом отстранить от должности высшее должностное лицо, если оно утратило доверие главы России или не справляется со своими должностными обязанностями.
Ситуация более чем интересная. Предполагается, что такие назначения укрепят страну, способствуют экономической стабильности, более эффективному управлению и так далее, и тому подобное. Что же мы получаем в реальности?
Трудно однозначно сказать, сейчас, насколько данное решение (если оно будет принято), будет способствовать процветанию страны.
К чему приведет назначение регионов с точки зрения эффективности управления страной? Этот вопрос стал предметом обсуждения на заседании клуба региональной журналистики "Из первых уст", где данный вопрос журналистам раскрывал президент Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. Вертикаль власти, которую мы сейчас так активно укрепляем во имя светлого будущего, как и в прежние времена, строится по канонам теории государственности, на принципал-агентских отношениях. Принципал - это верхушка пирамиды (в нашем случае - центральная власть), агент, скажем так, наемный рабочий, который наделен некими ресурсами и выполняет за вознаграждение определенные функции. К агентам относятся все министерства, ведомства, учреждения и прочие структуры, которые, в свою очередь, для нижестоящих по рангу становятся принципалами. Ресурсы вновь делятся, задачи упрощаются, вознаграждение... ну с этим в бюрократической машине сбоев никогда не бывает.
Схема растет в прогрессии с каждой понижаемой позицией. Если проще, одни назначают, других, те, в свою очередь, назначают третьих. И чем больше разветвление, тем меньше эффективность конечного итога. Существующее до сей поры государственное устройство страны предполагало не одну большую цепочку с нулевым результатом эффективности в итоге, а несколько достаточно результативных. Те же суверенные республики, области, где на местном уровне весьма эффективно решались вполне определенные проблемы. Взять, к примеру, наш Башкортостан: за годы суверенитета республика поднялась из руин, в которые обратилась вся страна за годы реформ. Возрождена промышленность, налажено производство, успешно развивается сельское хозяйство, семимильными шагами идет строительство...
Сегодня вертикаль власти уже внесла коррективы в жизнедеятельность республики. Изменения в Бюджетном кодексе РФ привели к тому, что в следующем году в казне региона-донора недостанет на необходимые нужды более 2,5 миллиарда рублей, зато финансовые обязательства возрастут. Что же будет с республикой после утверждения идеи назначения губернаторов? Предположим, что во главе республики встанет не тот, кто реально знает положение вещей, а человек со стороны. Чьи же интересы он предпочтет: республики и ее граждан либо того, кто назначил его на эту должность? Оставим этот вопрос открытым...
Любопытно и то, что данный законопроект вступает в противоречия с основным законом государства. Предложенные Президентом РФ изменения в законодательстве наделяют главу государства полномочиями, напрямую не зафиксированными в Конституции (предложение кандидатуры руководителя субъекта РФ для утверждения парламентом субъекта РФ; отстранение от должности руководителя субъекта РФ, в том числе "за утрату доверия Президента России", роспуск парламента субъекта РФ, причем как в случае двукратного отклонения кандидатуры руководителя субъекта РФ, так и по другим основаниям).
Это, так сказать, видимые минусы законопроекта. На всякий минус есть и свой плюс. По мнению научного руководителя Центра стратегических исследований в Приволжском федеральном округе Вячеслава Глазычева в результате реализации инициатив Владимира Путина может повыситься значимость региональных законодательных собраний, которые станут избирать губернаторов, что благоприятно для демократии на местах. Также он считает, что политическая реформа может позволить избавиться от придания административным границам территорий экономического значения, и тем самым оказать благоприятное влияние на укрепление межрегиональных связей.
По мнению директора Центра политической конъюнктуры России Константина Симонова, политическая реформа Кремля осуществляется в рамках реализации задуманного президентом Путиным проекта экономической модернизации страны. "Мы не можем себе позволить осуществление общефедерального модернизационного проекта, имея автономные, действующие по своему усмотрению, региональные элиты. Оппозиция экономической модернизации на региональном уровне похоронит весь проект в рамках страны. Чтобы дать возможность реализации модернизационного проекта, надо изменить структуру регионального управления", - считает Константин Симонов.
В целом многие аналитики сходятся во мнении, что практика назначений губернаторов продиктована нынешним состоянием страны. Сегодня должно быть принятие быстрых решений, которые должны проходить быстро не только снизу-вверх, но и сверху-вниз. Что же касается опасений, что во главе регионов встанут не совсем компетентные люди, то эксперты считают, что, вероятнее всего, процедура отбора людей на эту большую будет проходить еще до внесения кандидатуры президентом, и мнение законодательных собраний областей будет учитываться. Вероятнее всего, что, в случае принятия данного законопроекта, Президенту России будет предлагаться не одна, а несколько кандидатур на пост губернатора на выбор. То есть, в любом случае, выбор будет. Хотя бы президентский. И это, считают эксперты от политики, станет существенным барьером на пути криминальных структур, пытающихся занять посты глав регионов. Более того, уже сейчас говорится о том, что процедура назначения глав губернаторов будет, скорее всего, временной мерой.
Все, кажется, во благо и во имя... Но почему же тогда, заботясь о светлом будущем страны и, соответственно, народа, у последнего не спросили мнения? Думается, вопрос - назначать или выбирать - должны решать те, кому жить и работать с этими губернаторами. 
Ольга ГОРЮНОВА, Уфа. Информационное агентство "Башинформ", 27.10.2004.

|
|