ЭЛИТА: ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ВЕРТИКАЛИ
Автор: Спичкин Сергей
Регион: Пенза
Тема:  Социологические исследования
Дата: 16.11.2004

Еще совсем недавно политической элиты у нас как бы не было. Считалось, что главной движущей силой политических процессов является народ, а профессиональные политики лишь исполняют его волю. Сегодня элита - это особый мир, со своими законами, которые пытаются изучать социологи.

Совсем недавно руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская рассказала о некоторых своих наблюдениях группе региональных журналистов, собравшихся на очередной семинар своего клуба, который организован в рамках проекта "Открытая Россия".

ЗАЧЕМ НУЖНА ВЛАСТЬ?

Американские социологи, деля общество на классы, применяют экономические показатели. Чем больше у человека доходы, чем он богаче, тем выше он стоит на социальной лестнице, тем большей властью он обладает.

В России так не было никогда. Во все времена в России не деньги приносили власть, а наоборот - власть приносила богатство.

- И если понять это, то очень многие конфликты, которые мы сейчас испытываем, станут понятными, - считает Ольга Крыштановская.

ИГРЫ В ЛИБЕРАЛИЗМ

В российской истории были попытки изменить такое соотношение вещей. Власть в лице своего верховного правителя - царя, Совнаркома или генсека, в какой-то момент решала легализовать государственное устройство. Возникали зачатки гражданского общества, какие-то демократические институты. Начиналось развитие рынка, появлялись собственники, которые становились относительно независимыми от власти. И, рано или поздно, вставший на ноги бизнес начинал оказывать давление на власть. Он был заинтересован в таких законах, которые оберегали бы частную собственность. Собственникам нужен был честный независимый суд, понятные и исполняемые законы, эффективные правоохранительные органы и все прочее, что называют правовым государством.

Как правило, период либерализации в нашей истории заканчивался печально. В России не было прецедента, когда бы класс собственников победил.

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ

Новый период такой либерализации начался с перестройки середины восьмидесятых. Этот процесс вызвал массу хаотических движений во власти. Элита стала очень быстро меняться.

После того, как Горбачев ушел с поста Генерального секретаря КПСС, став Председателем Верховного Совета, центр власти смещался вслед за ним. Этот процесс продолжился и когда он стал Президентом СССР.

Были разрушены системы субординации и кадрового резерва, без которых не могла функционировать существовавшая прежде стройная пирамида.

- Возник настоящий кадровый хаос, который при Ельцине принял просто катастрофические размеры. Трагедия заключалась в том, что элита больше не понимала правил игры, которые раньше были известны, хотя нигде и не прописаны. Теперь они не действовали, - говорит руководитель Центра изучения элиты.

ЭЛИТА БЕЗ РАБОТЫ

В это же время был нарушен еще один из важнейших принципов советской элиты - смена поколений. Прежде, завершив карьеру, чиновник уходил в отставку, где ему были гарантированы почетный статус, повышенная пенсия, персональный автомобиль, государственная квартира, дача и еще масса привилегий.

Скорость процесса смены кадров при Ельцине была увеличена в десятки раз. Правительства менялись, как времена года. Если раньше появление нового имени в большой политике было заметным событием, то теперь малознакомые политики появлялись на высоких постах на короткое время и исчезали, не оставаясь в памяти даже профессиональных политологов. Понятно, что привилегий на всех не хватало.

Но эти люди знали самые сокровенные тайны номенклатуры, секреты власти, были допущены к закрытой, секретной информации.

- Теперь они стали обиженными. И именно это, на мой взгляд, было основой того, что создалась такая мощная контрэлита, - считает Ольга Крыштановская.

СТРАНА В ОПАСНОСТИ!

Класс обиженных пополнялся, становился все больше, и, в конце концов, они стали критиковать саму власть, самого Ельцина. Возникла ситуация, опасная для власти. Но для населения она выдавалась как проблема распада России. Обществу внушалось, что страна стоит на грани катастрофы, хотя на самом деле опасность представлялась только для самой элиты, уменьшалась только личная власть людей, входящих в элиту.

Весь политический класс был крайне недоволен Горбачевым и еще больше Ельциным. Большинство людей, которые составляли этот класс, считали обоих предателями своих интересов.

Поэтому когда речь зашла о смене власти, было сделано все для того, чтобы найти человека, который бы остановил разрушение этого политического класса.

В очень узком кругу было принято решение, что на смену Ельцину должен прийти человек из системы, который мог бы выражать ее интересы. При этом одним из главных требований было, чтобы этот человек был военный, в широком понимании этого слова. Поиски такого силовика начались задолго до того, как был найден Путин. На эту роль примеряли Лебедя, Степашина, Примакова.

Сейчас мало кто вспомнит одного из претендентов на роль спасителя России Николая Бордюжу. Интересно проследить этапы его карьеры: с января по сентябрь 1998 г. - директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации. В сентябре 1998 г. указом президента РФ назначен секретарем Совета Безопасности России.

2 октября 1998 г. указом президента включен в состав постоянных членов Совета Безопасности. Через два месяца, в декабре 1998 г. назначен руководителем администрации президента с сохранением за ним поста секретаря Совбеза. И вдруг 19 марта 1999 г. Указом президента РФ освобожден от должностей руководителя Администрации Президента и секретаря Совета Безопасности Российской Федерации. В марте Николай Бордюжа был уволен и с военной службы. Видно не подошел человек.

ТОТ, КТО НУЖЕН

В конце концов, с преемником определились. В результате элегантной комбинации, авторство которой приписывают тогдашнему руководителю Администрации Президента Волошину, он занял высший пост и начал проводить реформы, для которых элита его и мобилизовала.

Для населения это называется наведением порядка, а для элиты это восстановление субординации, и управляемости всей системы, иерархическое подчинение уровней, и приведение демократического хаоса к понятной и управляемой пирамидальной форме.

- Поэтому первое, что стал делать Путин, я имею в виду - коллективный Путин, это искать альтернативные центры власти, которые во множестве возникли при Ельцине, ликвидировать или нейтрализовывать их, - говорит социолог Ольга Крыштановская.

Уже в 2000 г. был принят пакет законов по созданию федеральных округов, которые были организованы для того, чтобы институт губернаторов был понижен на одну ступеньку, и системное управление из двухуровневого превратилось в трехуровневую систему.

Далее перемены коснулись Совета Федерации, политических партий, Государственной Думы, средств массовой информации.

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС

Разделаться с возможными политическими оппонентами было достаточно легко. Все реформы, как правило, сопровождались если и не гулом народного одобрения, то глубоким безразличием уж точно. Гораздо сложнее стоял вопрос с бизнесом, который, имея большие ресурсы, вполне мог попытаться оказать противодействие.

- Надо было поставить на колени бизнесмена и компанию номер один. Не номер два и не номер три, потому что тогда бы оставался, тот, кто мог бы оказывать давление на власть. Именно человека номер один, для того, чтобы все остальные поняли это как урок и осознали глубину возможных последствий, - уверена руководитель ЦИЭ.

Понятно, что дело ЮКОСа должно было начаться рано или поздно. Ситуация развивалась стремительно. Масла в огонь подливало мнение некоторых политологов, что Ходорковский является реальным кандидатом в президенты на выборах 2008 г., а такой преемник никому не нужен.

В конце концов, противостояние вылилось в открытую перепалку, в ходе которой стороны обменялись взаимными обвинениями. Этот факт получил широкую огласку. После этого история могла развиваться только в одном направлении.

КУДА ДАЛЬШЕ?

- Нравится нам или не нравится, но этот путь в классической политологии означает становление авторитарного государства. Потому что главный признак демократии, особенно для России, это даже не наличие процедуры выборов или чего-то другого, главный признак - это разделение властей. С разделением властей было покончено, - считает Ольга Крыштановская.

Более того, было откровенно заявлено, что нам нужна консолидация сил, мы не должны терять централизованное управление государством. Последняя реформа, отменяющая выборы губернаторов, которая была объявлена 13 сентября и которая будет рассматриваться Государственной Думой 29 октября, тоже декларировалась и аргументировалась именно таким образом.

ШАГ НАЗАД

- Мне кажется, если вспомнить с каким социальным заказом от элиты Путин пришел к власти, то он свою задачу выполнил. Он в значительной степени восстановил или очень сильно продвинулся по восстановлению тех правил, которые были при Советском Союзе, - говорит руководитель Центра изучения элиты Ольга Крыштановская. - Процесс демократии свернут самой элитой - это очевидно. Тем не менее, сделав за эти годы два шага вперед по пути к демократизации, мы сейчас совершили все-таки только один шаг назад. То есть Россия остается более демократической, чем она была в конце 80-х годов. И это реальность, это наш общий шанс.  

Сергей СПИЧКИН, Пенза. Газета "Улица Московская", № 41 (73), 29 октября 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики