Замминистра экономического развития России
Андрей Шаронов: Наша задача - сделать монополии «прозрачнее» и конкурентнее
Недавно после недельной учебы в Москве по программе всероссийского клуба журналистов «Из первых уст», бесплатно повышающего квалификацию и кругозор молодых газетчиков, вернулся фоторепортер «Диалога» Руслан Маслов, работающий под псевдонимом Р. Волгин. Столичный клуб организовал для своих стажеров из провинции встречи с депутатами Госдумы, первыми руководителями министерств и ведомств, учеными, политологами и аналитиками. В серии распечаток этих дискуссий и выступлений нам показалась любопытной позиция заместителя министра экономического развития и торговли РФ (кому интересно - заместителя Германа Грефа) Андрея Шаронова. Сегодня мы коротко знакомим с ней читателей «Диалога», воздерживаясь от комментариев, хотя разница подхода московских стратегов и рядового гражданина к тому, как развивается отечественная экономика, весьма очевидна. Думайте, уважаемые читатели, взвешивайте, сопоставляйте.
Одна из тем. Пожалуй, главная, которой я занимаюсь, - вопросы реструктуризации естественных монополий. Тема очень важная по нескольким причинам. Во-первых, это роль естественных монополий в экономике, эта роль огромна, потому что практически каждый субъект является обязательным, неизбежным пользователем услуг естественных монополий. Вторая причина - все эти естественные монополии имеют серьезное влияние на социальную сферу, непосредственно на население, на людей.
Итак, направления реформирования. Первый очевидный шаг - это последовательное открытие отрасли для конкуренции. Если говорить о том, что открыто для конкуренции, то, например, на железнодорожном транспорте это сервисы, т. е. все виды обслуживания, ремонтов, это операторские услуги, т. е. сопровождение грузов.
В электроэнергетике генерация является конкурентной уже сейчас, у нас проводятся ограниченные торги по нерегулируемым ценам, очень маленькие, которые мы намерены в ближайшее время увеличить, когда реально разные станции конкурируют по цене и продают на свободных торгах электрическую энергию. То же самое и в газе: труба и диспетчирование этой трубы являются монопольными, а собственно месторождение, добыча газа с месторождения, работа с клиентами - это тоже конкурентные виды деятельности. Второе - обеспечение максимальной финансовой прозрачности. Мы должны добиться этого, чтобы понять движение финансовых потоков, куда деньги идут, где центры прибыли, где центры убытка. И после этого, когда нам будет понятно финансовое разделение, следующий шаг - это уже физическое разделение в виде реорганизаций.
Далее - государственное регулирование, сохранение государственного контроля над естественными монополиями. Безусловно, государство должно менять свое отношение к естественным монополиям, т. е. оно должно уходить как собственник из многих видов деятельности, я имею в виду конкурентные виды деятельности. Присутствие государства там не нужно. Государство как хозяйствующий субъект - это, пожалуй, один из самых неэффективных хозяйствующих субъектов, но государство должно оставаться, как минимум, как регулятор во всех видах деятельности.
Вы знаете, что естественные монополии обросли гигантским количеством неосновных видов деятельности, начиная от масс-медиа. Трудно себе представить, чего они не имеют. Они имеют все, это государство в государстве, поэтому очевидный шаг - это отделение этих неосновных видов деятельности и отпуск их в свободное плавание. Это повышает прозрачность, и это общемировая тенденция.
Теперь несколько слов конкретно об электроэнергетике. В среднем РАО ЕЭС владеет от 100 до 49 процентов региональных обществ энергетики и электрификации, тех самых, которые работают у вас на территории. В РАО ЕЭС есть 27 федеральных электростанций, которые полностью принадлежат РАО ЕЭС. Есть две организации, которые собственно и обеспечивают единство энергосистемы РФ: это магистральные линии, или межсистемные линии электропередач , это, попросту говоря, провода, по которым -идет под высоким напряжением электрический ток, и диспетчерское управление, центральное и семь объединенных диспетчерских управлений. Что происходит на первом этапе? Предполагается, что создаются две компании: федеральная сетевая компания и системный оператор как 100-процентные «дочки» РАО ЕЭС. Системный оператор создается на базе этих двух прямоугольников. Причем, скажем, объединенные диспетчерские управления до недавнего времени были подразделениями РАО ЕЭС, а ЦДУ «дочкой». Вот, созданный сетевой оператор является 100-процентной «дочкой», объединяет фактически всех диспетчеров - центральный и объединенных. И на базе межсистемных линий электропередач, принадлежащих РАО ЕЭС, создана федеральная сетевая компания, она уже реально существует. На базе атомных электростанций Минатома уже создана одна генерирующая компания, которая называется Росэнергоатом. Создан администратор торговой системы, это некоммерческое партнерство, которое фактически является торговой площадкой. Здесь будут осуществляться торги и по регулируемым, и по нерегулируемым тарифам. Эта организация уже создана, она создана без участия государства, это тоже такой наш первый опыт, 50 на 50. 50% принадлежат покупателям, 50% принадлежат продавцам электрической энергии.
Дальше, что должно произойти? Должны быть созданы на базе этих федеральных электростанций плюс еще некоторые станции АО «Энерго», пять - семь генерирующих компаний. На самом деле сейчас подготовлены решения о создании десяти генерирующих компаний, шесть тепловых компаний, трех гидрогенерирующих компаний и одной гидроаккумулирующей станции Загорская ГАЭС. АО «Энерго» - это была серьезная проблема, вокруг которой было сломано немало копий. АО «Энерго» сейчас вертикально интегрированные компании. Это ваши «Башэнерго», «Иркутскэнерго» и т. д. Они сейчас являются вертикально интегрированными, потому что осуществляют и генерирование электроэнергии, и ее сбыт, и ее передачу по низковольтным сетям, не включая эти сети. Они являются очень серьезными монополистами. Они являются компаниями, которые не пускают на внутренний рынок, условно говоря, в конкретную область, более дешевую электроэнергию, которая уже сейчас потенциально существует на федеральном оптовом рынке, так называемом ФАРЕМе. Им это невыгодно, потому что это невыгодно губернаторам, потому что, если вы начинаете покупать более дешевую энергию, что выгодно вашим потребителям, то вы должны закрывать свои мощности, которые у вас работают, которые дают вам прибыль, которые дают рабочие места. Это болезненный процесс, но с точки зрения либерализации он неизбежен. Дешевая энергия должна дойти до потребителя, в этом смысл всего реформирования. Поэтому первым шагом должно быть разделение АО «Энерго» по видам деятельности. Это генерация, это сбыт и это передача электроэнергии по сетям. После чего уже возможно объединение по этим видам деятельности на межрегиональном уровне, т. е. генерации нескольких областей могут объединиться в одну компанию, сбыты нескольких областей могут объединиться в одну компанию. На втором этапе, который должен начаться в следующем году, произойдет ликвидация холдинга РАО «ЕЭС России», т. е. такого образования больше не будет. У нас останется компания РАО «ЕЭС России», которая объединит федеральную сетевую компанию и системного оператора.
И последнее, о чем я хотел сказать, это по реструктурированию ЖКХ. Предприятия ЖКХ предоставляют услуги населению, в данном случае мы говорим только об этом секторе услуг предприятий ЖКХ. На самом деле население в 2000 году, а речь идет о цифрах 2000 года, оплатило только 39% стоимости оказываемых услуг, 41% пришел предприятиям ЖКХ в виде субсидий или дотаций. Предлагаемая схема реорганизации состоит в том, чтобы сделать всю эту финансовую модель одноканальной, чтобы все деньги, которые предприятия ЖКХ получают, получали из одного канала. И этим каналом было бы население. Дело в том, что ситуация, когда услуги получают одни, в данном случае население, а платят другие, в данном случае бюджеты, практически не позволяет связать вопросы качества предоставляемых услуг с оплатой, т. е. население получает услуги, платит за них далеко не полную, иногда символическую часть стоимости, а бюджеты доплачивают предприятиям, не зная о том, какого качества и в каком количестве были поставлены эти услуги населению. Когда население становится единственным плательщиком и получателем и имеет у себя практически все деньги, которые надо отдать предприятиям ЖКХ, то повышается возможность уже спроса за качество и соотношение денег с количеством и качеством услуг, которые получает население. Откуда деньги возьмутся? Деньги те же самые, только эти 41% должны пойти через персонифицированные счета граждан, а, попросту говоря, может быть через механизм жилищной субсидии, когда конкретные платежи увязаны с конкретной фамилией, и эти дотации и субсидии увязываются с реальной нуждаемостью населения. Т. е. получают не все, а только те, которые реально нуждаются, но получают существенно больше, чем сейчас. И есть гипотеза, что все-таки при реальном контроле предприятия ЖКХ могут быть более эффективными и экономить сумму, примерно сопоставимую с нынешними недоплатами. Хотя, чтобы быть честными, нужно сказать, что нынешняя схема не учитывает расходов капитального характера, т. е. это все финансирование текущих расходов, а реконструкция, проведение капитальных ремонтов практически не учитывается в существующей тарифной схеме, что на самом деле говорит о том, что тарифы для населения, если все учитывать, могут быть существенно выше. 

|
|