Политика федеральных властей по ужесточению "вертикали власти" вряд ли обойдёт своим вниманием и средства массовой информации. Некоторые эксперты уже сейчас полагают, что к концу года, скорее всего, будет принят новый закон о СМИ. О том, чем это может обернуться и для СМИ, и для их читателей, рассказывает Дарья Милославская, руководитель юридической службы Института региональной прессы.
- Дарья Игоревна, насколько может ужесточиться у нас информационная политика?
- Ситуация на самом деле очень сложная - сейчас уже есть три варианта закона о СМИ. Один - Михаила Федотова (автора ныне действующего закона), второй - авторства одного из депутатов Госдумы, который вычеркнул всё "лишнее" и оставил буквально две страницы - но это просто несерьёзно. Я буду говорить о третьем проекте закона, исполнителями которого являются Индустриальный комитет и бывшее Министерство печати. Этот проект закона был создан всего за одну неделю - сразу после "Норд-Оста", когда президент сказал, что нам нужен новый закон о СМИ. И сейчас в него только вносятся поправки.
В этом варианте есть такая прокламация, что журналист должен быть независим, но реально этот закон вряд ли независимости поможет. Тем более, если этот вариант будет внесён в Думу президентом или правительством - тогда он, скорее всего, наверняка будет принят. После принятия этого закона журналистам, чтобы сказать правду о не очень достойных людях и не быть привлечёнными к ответственности "за оскорбление чести и достоинства", нужно быть очень грамотными, чтобы не было возможности к ним "подкопаться".
Тем не менее, в принятии нового закона будет несколько положительных моментов, которые вас, наверное, порадуют.
- Что же может радовать в ужесточении информационной политики?
- Радоваться, наверное, можно тому, что в течение года после принятия этого закона, кроме как на перерегистрацию СМИ и на получение документов ни на что вообще внимания обращаться не будет. По тому варианту закона о СМИ, о котором я говорю, все СМИ в течение года должны будут перерегистрироваться. Все учредители потеряют этот статус и должны будут стать владельцами СМИ. А может быть, они ими и не станут, потому что процесс перехода из учредителя во владельца в законе не прописан. И как будут соучредители делить свои доли - одному богу ведомо.
Кроме того, в этом проекте закона есть два новых момента для освобождения журналиста от ответственности. По нынешнему законодательству, никакие официальные документы, кроме тех, что получены в ответ на запрос, не являются основанием для освобождения от ответственности. В новом варианте любые документы, исходящие из пресс-служб, из госорганов и общественных организаций и объединений, религиозных организаций, заверенные подписью руководителя, будут являться тем материалом, за который СМИ не будут нести ответственности. Для журналистов, на мой взгляд, это хорошая новость.
То же касается и публикации высказываний. Сейчас безнаказанно можно публиковать только высказывания депутатов на сессиях. В проекте закона есть такой момент: если должностное лицо, политический или общественный деятель публично высказывает своё мнение, СМИ ответственности за это не несёт.
Если всё это не вычистят за то время, что закон будет находиться в Комитете, эти моменты, думаю, помогут смириться нам с тем, что придётся перерегистрироваться и принимать какие-то новые "правила игры".
- По новому закону органы государственной власти смогут иметь свои СМИ?
- Каждый госорган будет иметь право зарегистрировать одно печатное СМИ, а если речь будет идти о эфирном ТВ, то госорган не должен владеть более чем 35% акций. Например, в регионе орган исполнительной власти и орган законодательной власти смогут иметь по одному печатному СМИ. Но мы же понимаем, как у нас всё делается на практике, - так что владеть остальными СМИ власть наверняка сможет через "доверенных лиц".
- Каких ещё законодательных потрясений нам стоит ждать в ближайшее время?
- Новый Жилищный кодекс будет особенно затрагивать права детей. Если сейчас нельзя выселить ребёнка без решения органа опеки и попечительства, то по новому Жилищному кодексу решение этого органа может совершенно не учитываться. Можно будет выселить семью - за неуплату, например, без учёта прав несовершеннолетних - ситуация просто аховая. Естественно, будут ужесточены меры по борьбе с терроризмом. Я не удивлюсь, если будут ограничены многие свободы, декларированные Конституцией - например, свобода передвижений (нас могут заставить регистрироваться в каждом городе, куда мы прибываем).
Кроме того, я думаю, с января мы будем иметь и новый избирательный закон. Президент в ближайшее время должен внести его в Думу. Дума, естественно, всё это примет. Вопрос только том, когда он вступит в силу.
Вообще нынешние законодательные инициативы власти находят отражение не только в одобрении или критике, но и в шутках. Например, мои коллеги сейчас шутят: вскоре надо будет подготовить закон о том, что кандидатуры глав акционерных обществ будут вноситься президентом и утверждаться акционерами. А если акционеры дважды откажутся утвердить - то, сами понимаете… 
Светлана СОКОЛОВА, Кемерово. Областная газета "Край", 29 октября 2004 г.

|