Чего ждать от грядущей реформы здравоохранения
О проблемах российской системы здравоохранения и ее возможных метаморфозах, которые должны случиться в самом ближайшем будущем, на журналистском семинаре "Открытой России" (куда был приглашен и корреспондент "КР") рассказал директор научных программ Независимого института социальной политики Сергей Шишкин. Сейчас он работает в экспертной группе центра стратегических разработок и готовит предложения по медицинской реформе.
- О проблемах здравоохранения я буду говорить с экономической точки зрения, - честно предупредил московский эксперт в начале своей лекции. И, правда - его рассказ был напрочь лишен какой-либо лирики: никаких раздирающих душу сантиментов про нищих медсестер и многострадальных пациентов, одна сплошная экономика.
Больше, чем Таиланд
Безусловно, в беспристрастном экономическом анализе ситуации есть свой резон. Да и необходимость в реформе давно назрела. Если доверять статистике (а ничего другого нам не остается), картинка с показателями вырисовывается не радостная: заболеваемость растет, продолжительность жизни падает, население стареет, а современное медицинское оборудование дорожает. Тем временем общество, несмотря на все эти события, требует обеспечения гарантий, которые формально провозглашает Конституция. Причина всех этих неурядиц - несбалансированность государственных гарантий медицинской помощи с их финансированием. Результат - низкая эффективность функционирования всей системы здравоохранения.
По последним данным, в прошлом году государство выделило на здравоохранение 336 миллиардов рублей, тогда как по существующим нормативам минимальные необходимые затраты на обеспечение государственных гарантий составили 418 миллиардов. В процентном выражении реально выделенные средства составили 5,4 % ВВП (3 % ВВП потратило государство, еще 2,4 % - население и предприятия). Это вдвое меньше, чем тратят страны Западной Европы, но почти столько же тратят Мексика, Турция и Китай. И даже больше, чем Таиланд.
Зато мы впереди планеты всей по длительности госпитализации на одного больного (у нас это 15 с половиной дней, на Западе - 10 дней), по численности врачей и коек на 10 тысяч человек. Получается, что вроде ресурсов много, а лечат долго и не всегда эффективно. Заинтересовавшись этим парадоксом, страховая компания "Росно" решила проанализировать, насколько обоснованны случаи госпитализации. Из 44 % госпитализированных пенсионеров только 20% были признаны обоснованными, а 24% вполне могли обойтись амбулаторным лечением.
- Необязательно было их класть в больницу и тратить дорогостоящие средства. Лечение в больнице, естественно, намного дороже, чем амбулаторное лечение или лечение в стационарах дневного пребывания. Но в городах, если посмотреть, у нас очень много дублирующих больниц, дублирующих мощностей. Все это может быть оптимизировано, - популярно объяснил Сергей Шишкин.
Пациент, вы крайний!
Самое обидное, что расплачиваться (и в прямом, и в переносном смысле) за все недостатки нашей системы здравоохранения, равно как и за ее улучшения, придется не кому иному, как пациенту. Он - крайний в этой цепочке неурядиц. И все изменения неизменно отражаются не только на его кошельке, но и на том, что дороже денег, на здоровье.
Объемы продаж лекарственных средств и расходов населения на платные медицинские услуги увеличились в разы. Мы несем нагрузку финансирования нашего здоровья, в том числе и потому, что сократилось государственное финансирование. Отчасти, гигантский рост расходов на медикаменты связан с тем, что появился новый рынок биологически активных добавок, которые не менее активно рекламируют. Может быть, благодаря этому БАДы составляют до 45% проданных лекарств.
Несмотря на декларированную бесплатность большинства медицинских услуг, многие пациенты платят за свое лечение "неофициальные" (нигде неучтенные) деньги. Корень зла, как считает столичный эксперт, не зависит от объема финансирования здравоохранения: по его мнению, есть внутренние социально-психологические факторы, искоренить которые не получится даже легализацией платной медицинской помощи.
- Нынешняя ситуация больнее всего ударяет по группам с низкими доходами. Вот как выглядят официальные данные о расходах населения и государства на здравоохранение в 2003 году. Государство, включая расходы бюджетов всех уровней и социальный налог, потратило 336 миллиардов рублей. Платные медицинские услуги составили 57 миллиардов рублей. Расходы населения на лекарственные средства составили 125 миллиардов рублей. Естественно, здесь не учтены неформальные расходы, то, что платят в руки. По минимальным оценкам, это порядка 22 миллиардов рублей, - поведал журналистам Сергей Шишкин.
Клятва Гиппократа не станет коммерческой тайной
Какие пути решения накопившихся проблем предлагают реформаторы? Их три. Первый, увеличить финансирование, поддерживает знаменитый педиатр Леонид Рошаль и большинство медиков. Однако, без изменений в самой системе эффективность отдачи денег (даже если их станет значительно больше) все равно будет низка. Так считают управленцы. Второй путь, пересмотреть конституционные гарантии ("то есть отказаться от нормы Конституции, которая говорит, что у нас в государственных учреждениях все бесплатно" - С.Ш.), тоже обсуждался. На такой "смелый" поступок, как пересмотр конституции, государство пока не готово.
- Тогда остается третий путь. Давайте попробуем конкретизировать гарантии, сделать их более понятными, более четкими. Не вообще говорить, что все бесплатно, а определить тот пакет, который положен при каждом заболевании застрахованному больному, - по словам эксперта, это направление приоритетно. Конкретизация гарантий предполагается вестись по двум направлениям. Это создание клинико-экономических стандартов, которые по каждому заболеванию определят, какие виды услуг и объемы лекарств необходимо предоставить больному. Также предполагается урегулировать порядок направления пациентов. Если примут этот закон, на консультацию со специалистом можно будет попасть только по направлению участкового врача или врача общей практики.
Какие механизмы предлагаются для решения этих задач? Во-первых, планируется изменить организационно-правовые формы медицинских учреждений. Это вовсе не означает, что больницы станут акционерными обществами, а клятва Гиппократа превратится в коммерческую тайну. Медучреждениям предлагается статус государственной автономной некоммерческой организации. Предполагается, что это создаст стимулы для того, чтобы медики были заинтересованы в более эффективном использовании ресурсов, которые они имеют.
Врачи будут работать на экспорт?
При всех озвученных (и оставшихся между строк) недостатках, в России всегда были и есть гениальные врачи, настоящие профи, попасть на прием к которым многие считают за счастье. В том числе иностранцы. В области медицины у нас есть свои достижения, так почему бы не сделать эти сильные места еще и прибыльными?
- Одна из идей нынешнего министра здравоохранения состоит в том, чтобы создать несколько хорошо оснащенных центров современной медицины, которые были бы привлекательны для людей из-за рубежа. То есть, сделать наше здравоохранение экспортной отраслью, - говорит директор научных программ независимого института социальной политик Сергей Шишкин.
А пока прославленные доктора будут лечить граждан других государств, мы будем занимать очередь к врачу-универсалу, удивительным образом сочетающему в себе таланты гинеколога и ухо-горло-носа. На сегодняшний день в стране подготовлены порядка 20 тысяч врачей общей практики. Правда, трудится в таком многопрофильном режиме всего три тысячи. Педиатры, которые так критически настроены по отношению к ОВП, по словам московского эксперта, не исчезнут из поликлиник. У детей должен быть свой доктор. Хотя в перспективе, пусть и очень далекой, может случиться так, что и детей, и взрослых, будет лечить один врач. Универсальный. 
Оксана МАКЛАКОВА, Каменск-Уральский. Газета "Каменский рабочий", 12-13 ноября 2004 г.

|