СКОЛЬКО ЕЩЕ МЫ БУДЕМ ХОДИТЬ ПО КРУГУ?
Автор: Кадыкова Татьяна
Регион: Уфа
Тема:  Проблемы образования
Дата: 06.12.2004

На днях по возвращении домой меня, как и многих родителей, ждал "сюрприз".

- В среду мы не учимся, - сообщил сын.

- В театр или на экскурсию пойдете? - поинтересовалась я.

- Нет, учителя будут бастовать.

- Почему?!?

- Будут просить, чтобы им денег побольше платили. Ты, мам, распишись, что ты в курсе.

В дневнике неровным детским почерком выведено: "В связи с тем, что на 20 октября намечено проведение Всероссийской забастовки учителей, занятия в школе проводиться не будут. Ответственность за жизнь и здоровье детей возлагается на родителей". Что тут скажешь - ни для кого не секрет, что забастовки и голодовки давно уже стали у нас в стране привычным средством привлечения государственного и общественного внимания к существующим проблемам.

Грустные мысли проносились одна за другой... Ведь раньше профессия учителя была такой престижной и уважаемой... А потом в институте один преподаватель говорил, что за такие деньги он только приходит на работу и вовсе не обязан нас чему-то учить... Цинично? Почему? Ведь человек просто хочет за свой труд получать соответствующую зарплату. А сейчас становится все хуже... До забастовок докатились...

Только отреагирует ли власть? Она ведь так не любит, когда ее "по пустякам" отвлекают. Какие такие проблемы учителей, когда сейчас наиболее важно решить вопрос с губернаторами и мэрами.

В любом случае пострадают наши с вами дети: либо недополучат какой-то объем знаний, либо будут бежать потом "галопом по Европам", чтобы освоить запланированный материал.

Да и воспитательный момент не пройдет зря: ребята уже сейчас начинают думать, что невозможно решать проблемы цивилизованно - только силой, ультиматумом и крайними мерами.

А есть ли он, этот самый цивилизованный путь?

В Москве, в клубе региональной журналистики "Из первых уст" (www.crj.ru), мы вели бурный диалог о реформе образования с научным руководителем Института развития образования Гуманитарного университета Высшей школы экономики Евгением Федоровичем Сабуровым. По его словам, всего лишь семь процентов выпускников педагогических вузов собираются работать непосредственно в школе. К чему это приведет? К тому, что после того, как уйдут пенсионного и предпенсионного возраста учителя, наших детей некому будет учить. Что делать? Дать учителям хорошую зарплату. Только вот как - денег-то нет? Хотя на каждом совещании правительства говорится о подъеме экономики и о профиците бюджета. Да и мы с вами, уважаемые граждане, аккуратно платим налоги. В чем же дело? Сдается мне, что-то где-то неправильно организовано.

Мои мысли подтверждает и Евгений Сабуров, который пояснил, что существует две основные модели государственного строительства. В первой идут от общего к частному: страна, регион, город, семья, человек. Другими словами - хорошо будет стране, тогда и отдельно взятому гражданину тоже будет нормально.

Во второй модели все наоборот: сначала человек, семья, потом город, регион, страна. То есть хорошо будет человеку - все в порядке будет и в стране.

Всем, думаю понятно, по какой модели развиваемся мы. И что получаем? Президент владеет полномочными представителями, они - губернаторами, губернаторы владеют мэрами, а мэры - нами.

А вот вторую модель, высказанную, кстати, нашим известным философом Николаем Бердяевым, взяли на вооружение французы и немцы и провозгласили так называемый принцип субсидиарности. Проще говоря, люди в городах сами определяют, на что им в данный момент важнее потратить деньги, но деньги, заметьте, не государственного, а городского бюджета.

Вернемся, однако, к нашей действительности.

Ни для кого не секрет, что в наших школах давно уже почти все делают за счет средств родителей - ремонт, оснащение кабинетов, приобретение учебников, оплата дополнительных часов... Ну, давайте тогда будем, кто, сколько может каждый месяц скидываться на зарплату учителям.

Раньше городские власти утверждали, что денег на ремонт, закупку оборудования и другие образовательные нужды нет, так как все они ушли на выплату заработной платы преподавателям.

Чтобы исправить положение, в прошлом году президент России подписал указ о переводе финансирования школ с местного уровня на уровень субъекта федерации. С 1 января 2004 года вопрос о заработной плате учителей стал заботой и головной болью регионального бюджета. Однако практически ничего не изменилось.

Интересно получается - мы с вами ежемесячно платим налоги в бюджет и при этом никогда не знаем, куда именно идут наши деньги. А ведь большая часть из них как раз не остается в регионе, а уходит в центр. А потом мы еще ждем указаний из центра, как нам своими оставшимися деньгами распорядиться - стоит повышать зарплату учителям или нет. Вот такая схемка нарисовалась: и средства мы отдали, и самостоятельности у нас нет.

В конечном счете, все эти моменты упираются в проблему местного самоуправления.

Евгений Сабуров рассказал, что его ведомство совместно с институтом экономики города провели детские игры по местному самоуправлению "Я и мой город" в нескольких российских городах. Дети спокойно разобрались в доходах и расходах, откуда деньги берутся и на что расходуются. В Новочеркасске на встречу с детьми даже пригласили местных думцев, и когда дети спросили, почему на ремонт театра потратили деньги, хотя он находится на балансе области, заместитель председателя Думы, ответственный за бюджет, ответил, что он не припомнит такого. И примеров такого непродуманного расходования средств - великое множество...

Конечно, в одночасье проблема не решается, да и от всевозможных безрезультатных "реформ", навязанных сверху, никто уже ничего хорошего не ждет.

А ведь цивилизованные пути решения разного рода животрепещущих вопросов есть. Только все недосуг нашим властям об этом задуматься. Их интересы с нашими не пересекаются. Для них дать больше свободы населению города и области в решении своих насущных проблем, значит поставить под удар свою безграничную власть. Круг замкнулся.  

Татьяна КАДЫКОВА, Уфа. Агентство "Башинформ", 18.10.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики