ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ЕВГЕНИЙ ЯСИН: ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ НУЖНА СВОБОДА
Автор: Микиртичева Елена
Регион: Саратов
Тема:  Экономика
Дата: 22.11.2002

Клуб региональной журналистики "Из первых уст" продолжает организовывать встречи с звездами экономики для представителей СМИ из всех уголков России.

Евгений Ясин - одна из первых величин российской экономики. Сразу оговоримся, что Евгений Георгиевич придерживается правых, либеральных принципов развития страны.

На встрече с журналистами Евгений Ясин представил доклад "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива".

Возможно, не все согласятся с предложенными в докладе путями развития экономики России. Безусловно, анализ состояния экономики страны и сделанные из него выводы, будут интересны всем, кто задумывается над будущим России.

Предлагаем вашему вниманию изложение некоторых положений, отраженных в докладе и прокомментированных Евгением Ясиным.

Не секрет, что ни федерального, ни региональных бюджетов не хватает, чтобы обеспечить в полной мере нужды страны. Поэтому неумолимо встает вопрос об увеличении расходной части бюджетов и соответственно, о росте налогового бремени на бизнес. По мнению же бизнеса, налоги надо сокращать. Тогда вырастут инвестиции, начнет интенсивнее развиваться производящая сфера и, соответственно, увеличиваться доходы, в том числе и бюджета. Именно эти выводы позволяют сделать проведенные командой Е. Ясина исследования.

Но не все так просто. Дело в том, что общее бремя государства в России составляет порядка 60-65 процентов от внутреннего валового продукта. Это бремя не только финансирование социальной сферы, армии чиновников и прочих государственных расходов. На эти нужды уходит около 40 процентов ВВП. Существует еще неэффективный государственный сектор экономики (ГУПы и АО с участием государства) - это примерно 10 процентов ВВП. Ну и никуда не деться от неформального воздействия государства на бизнес (административные барьеры (которые бывают и обоснованными), вымогательство и коррупция) - еще 10-15 процентов.

Теперь пройдемся по конкретным статьям.

Государственные расходы. Это, как уже говорилось, национальная оборона, образование, охрана здоровья, окружающей среды и т.д. Не будем говорить об оптимальном проценте ВВП, который необходим для обеспечения их нормального функционирования. Поговорим о качестве использования государственных средств.

О том, что работа чиновников неэффективна из-за низкой оплаты их труда и высокой возможности использовать служебное положение в корыстных целях говорят все. Наверное, следует втрое, вчетверо увеличить оплату труда чиновникам, сократить их численность вдвое и установить жесточайший контроль за исполнением своих обязанностей и неприсвоением чужих полномочий. Это, конечно, не спасет от коррупции, но избавит от ее неизбежности.

Образование, здравоохранение, наука в России находятся на иждивении государства и нищают. Сегодня Россия по числу больничных коек, например, впереди планеты всей, а о качестве медицины говорить не приходится. Наверное, следует не содержать государственные учреждения, а тратить бюджетные средства, покупая услуги у наиболее успешных товаропроизводителей независимо от их формы собственности. На конкурсной основе, конечно.

Вообще, государственной собственности по доле в активах и производстве ВВП должно быть как можно меньше. Не 40-45 процентов, как сейчас, а около 20. ГУПы следует приватизировать, причем по символическим ценам. Тогда туда пойдут инвестиции. Сеть бюджетных учреждений преобразовать в частные или некоммерческие публичные организации.

После введения единого социального налога зарплата опять ушла в тень. Снижение ЕСН на 10-11 процентов стало бы принципиальным шагом в снижении налогового бремени и ликвидации теневой экономики. Соотношение пенсионеров и налогоплательщиков в Росси велико, как нигде в мире. Следует увеличить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин. Эта непопулярная мера позволит снизить ставку отчислений в Пенсионный фонд до 21 процента. Понятно, что это связано и со снижением ставок единого социального налога.

Уровень централизации финансов, а доля региональных бюджетов сократилась с 54 до 40 процентов, сейчас превышен. В новых условиях следует расширить полномочия субъектов Федерации, прежде всего в установлении ставок региональных налогов. Пришло время реализовывать принцип "один бюджет - один налог", чтобы повысить ответственность регионов, создать конкуренцию между ними за привлечение бизнесы, сократить нефинансируемые федеральные мандаты.

Сегодня Россия живет за счет природных ресурсов, но этот рынок очень неустойчив. Продолжая в том же духе максимальный рост экономики может достичь 2-3 процентов в год. А это очень мало, потребность роста куда как выше. Поэтому у России два пути развития.

Первый - модернизация сверху, массированным участием государства. Подобное наблюдалось во многих странах в 20-м веке. Но для нашей страны этот путь развития закрыт - слишком сильна память Петра I и Сталина.

Второй путь - это модернизация снизу. Здесь ключевым фактором развития становится не бюрократия, а бизнес Российский бизнес уде доказал свои возможности. От государства ему нужны лишь безопасность, правопорядок и свобода.  

Записала Елена Микиртичева

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики