НА ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА НАДЕЙСЯ, НО САМ НЕ ПЛОШАЙ
Автор: Гаранин Константин
Регион: Астрахань
Тема:  Права человека
Дата: 06.12.2004

"Мое дело приняли к рассмотрению в Европейском суде по правам человека!" - эта фраза любо-го адвоката, произнесенная им на судебном процессе, способна повергнуть прокурора, судей и присяж-ных заседателей в состояние крайнего удивления. Они могут подумать, что дело приняло совсем уж серьезный оборот, а защитник намерен идти до последнего, отстаивая права своего подзащитного. Од-нако лишь в единичных случаях эти громкие высказывания действительно являются оправданными.

О том, как часто Европейский суд по правам человека принимает деятельное участие в жизни российских граждан, поведал в конце минувшей недели на очередном семинаре, проводимом клубом региональной журналистики "Из первых уст", бывший глава Конституционного суда РФ, а в настоящее время - председатель Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования судебной системы Владимир Туманов.

После вступления в 1996 году России в Совет Европы и ратификации два года спустя европей-ской Конвенции в защиту прав и свобод человека возможности наших граждан по отстаиванию своих интересов увеличились. Ведь если раньше, обив пороги многочисленных инстанций и не найдя под-держки, человек мог уповать только на Конституционный суд либо - главу государства, то с 1998 года он получил шанс обжаловать действия своего государства в международном суде.

Однако статистика, приведенная В. Тумановым, показывает, что добиться желаемого результата в Европе так же трудно, как и дома. С 1998 года Европейский суд рассмотрел несколько сот обращений российских граждан. Форму окончательных обрели примерно 60 дел (из них 6 - по гражданам Чечни, жаловавшимся на действия федеральных сил), еще 200 находятся сейчас на рассмотрении.

Какие же обращения рассматривает суд? По словам В. Туманова, компетенция европейских су-дей довольно ограничена вышеназванной Конвенцией. Так, российский гражданин может подать в суд жалобу, что рядом с его домом собираются построить химический завод, и это в будущем испортит ему здоровье. Можно обратиться с просьбой заставить чиновников вернуть долги по зарплате или пенсии. Но европейские судьи не станут разбираться, почему человеку, много лет стоящему на очереди на по-лучение жилья, не дают квартиру, или выплачивают крохотную зарплату.

Главное преимущество Европейского суда перед российскими - он, как сказал В. Туманов, "со-вершенно либерален по отношению к заявителям", то есть не берет пошлин за свои услуги. Более того, если обратившийся представит декларацию о своих доходах, и указанная в ней сумма будет признана недостойной для нормальной жизни, ему могут выделить помощь в размере 5 тыс. евро, необходимые для проезда до Страсбурга (именно там располагается штаб-квартира Европейского суда).

Итак, исчерпав все возможности восстановить справедливость на родине (то есть, обив пороги многих инстанций, иначе Европейский суд обращение не примет), гражданин решил обратиться за по-мощью к помощи Запада. Сразу же на его пути встает главная препона: со времени вынесения послед-него решения российского суда должно пройти не более полугода. Иначе заявление рассматриваться не будет. Но, зная работу нашей почты, в Евросуде часто делаются исключения.

Первый этап, который предстоит пройти заявлению - первичный отсев. После него остается не более 9% от всех жалоб, поскольку граждане (не только наши) пишут о чем угодно, зачастую не понимая специфику работы суда. Например, два российских пенсионера, обманутых финансовыми пирамидами, просили Европейский суд помочь вернуть им деньги, "а если не сможете - помогите материально". На этом этапе весьма вежливые западные чиновники иногда, сами того не желая, дают просителям ложную надежду, поскольку всегда отправляют ответ типа "ваше обращение принято к рассмотрению". В реаль-ности это ничего конкретного не значит: бумага легла на стол, ее дальнейшая судьба неизвестна.

Второй этап - обращение попадает на стол одного из 44 судей Европейского суда. Если по про-чтении он заметил что-нибудь стоящее для разбирательства, - россиянин получит по почте пожелание выслать необходимые для исследования документы, а также бланк обращения на русском языке, кото-рый нужно заполнить.

Третий этап - дело переправляется в Москву уполномоченному по правам человека. За два ме-сяца он должен высказать свое мнение и либо исправить несправедливость, либо заключить с обратив-шимся мировое соглашение (то есть пообещать, что все сделают в кратчайшие сроки).

Если на родине ничего хорошего не вышло, наступает самый ответственный - пятый этап, на ко-тором происходит заседание суда. Оно бывает либо закрытым (судьи выносят решение, изучив бумаги), либо открытым, с приглашением представителей сторон. Но здесь есть проблема: заявитель обязатель-но должен выступать на английском языке, а если его не знает - платить за услуги переводчика.

В итоге, как заявил В. Туманов, "обращение в Европейский суд по правам человека много дает российским гражданам, особенно если на родине не исполняются решения местных судов. Например, один гражданин, которому государство не выплачивало пенсию, много ходил по инстанциям. По его делу было 6 решений судов, которые остались на бумаге. Напротив, после вердикта Европейского суда рос-сийские чиновники незамедлительно выплатили всю сумму". И еще не было случая, чтобы решения Ев-ропейского суда не выполнялись.

При этом немаловажно, сам суд не занимается реализацией своих решений. Он передает их в кабинет министров Совета Европы, а тот пишет ноту в Министерство иностранных дел РФ с просьбой сообщить, что можно сделать по такому-то делу и что уже делается. Поскольку всякий раз дело может получить неприятную международную огласку, наши чиновники спешат исправить положение.  

Константин ГАРАНИН, Астрахань. Опубликовано на сайте РИА "АВЕРС": http://www.astrakhan.net/, 23 ноября 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики