Или взгляд на реформы с другой стороны
О последствиях преобразований, которые сегодня происходят в стране, говорят много и разно-образно. Аналитики и журналисты, социологи и политологи ищут и находят в проводимых реформах скрытые мотивы поведения правительства и президента, чтобы донести об этом почтеннейшей публике и представить собственные выводы и прогнозы. В зависимости от номенклатурной либо социальной принадлежности автора пророчества выглядят по-разному. Кто-то считает, что через несколько лет, в ходе усиленного умножения ВВП в государстве "жить станет лучше, жить станет веселей". Другие, в об-щем-то, придерживаются похожей точки зрения, но сомневаются в ее положительном смысле, поскольку означенная цитата все же принадлежит "отцу всех народов", то бишь Сталину. Ну, а третьи отчетливо рассмотрели в грядущем дне угрозу едва народившейся в России демократии, которую теперь собира-ются сделать вполне управляемой.
Положительные высказывания о политике "партии и правительства" всем известны. Подавляю-щее большинство СМИ, включая те, что позиционируют себя как независимые, целыми днями описыва-ют интервью бабушек и дедушек, которые счастливы в ожидании, например, монетизации льгот или пен-сионной реформы. К сожалению, мнения противоположной стороны не слышно. Впрочем, она есть, и стала достоянием общественности на прошлой неделе, в ходе правового семинара, организованного клубом региональной журналистики "Из первых уст", входящего в общественную организацию "Отрытая Россия".
Представителем отличной от официальной точки зрения стал президент института современ-ной политики, профессор Российской академии госслужбы Владимир Лысенко. По его мнению, правление нынешнего президента страны уже привело к ликвидации некоторых демократических инсти-тутов, которые появились в первой половине 1990-х годов. Список того, что осталось нетронутым, неве-лик: россияне по-прежнему могут выбирать главу государства, депутатов Госдумы (теперь - по партий-ным спискам), законодательные собрания своих регионов и глав муниципальных образований.
Однако мы лишились возможности: выбирать членов Совета Федерации (это уже привело к то-му, что лишь 8% сенаторов имеют региональную прописку, остальные давно стали жителями Москвы); выбирать депутатов-одномандатников, не зависящих от "партийного курса"; выбирать губернаторов. Кроме того, власть так изменила законодательство, что отныне референдум может устроить только пре-зидент, он же сможет разогнать любую областную думу, если депутаты в третий раз не захотят утвер-дить представленную им кандидатуру губернатора и т.д.
Примерно в этом же, ограничительном для свобод, ключе, охарактеризовал В. Лысенко введение пропорциональной системы выборов. "По сути, - заявил он, - власть решила установить тотальный кон-троль над политическими партиями и нижней палатой парламента. А началось это с запрета существо-вания партий региональных, поскольку это было названо "сепаратизмом". В итоге политическая жизнь на местах практически исчезла, переместившись в столицу".
Главный же недостаток означенной системы выборов, считает В. Лысенко, заключается в том, что теперь в Госдуме РФ будут представлены только политические элиты, а не народ. Ведь если раньше каждая территория отправляла от себя депутата-одномандатника, по идее не зависящего от партийной принадлежности, который должен был отстаивать интересы своих избирателей, то теперь все будут подчинены общей дисциплине, будь то "единоросская", "либерально-демократическая", "коммунистиче-ская" и т.п. Кроме того, на следующих выборах партийных боссов будут интересовать крупные города, где можно набрать больше голосов, а маленькие (включая села) и вовсе забудут.
Не станет для России, считает В. Лысенко, положительной и отмена губернаторских выборов. Две главные причины, по которым это было сделано, известны: ликвидация "грязных" выборов и борьба с терроризмом. Но только теперь становятся понятны более реальные поводы: президенту для прове-дения реформ не нужны главы регионов, которые саботировали бы на местах всевозможные "новации". Должно быть так: президент сказал "надо!", губернаторы ответили "есть!"
Последствия этого решения тоже очевидны. Если раньше кандидаты в губернаторы рассчитыва-ли только на свои избирательные фонды и различные PR-технологии, то с нового года им придется за-дабривать "хорошими подношениями" чиновников из администраций президента и правительства, чтобы остаться на своем месте. Отсюда - увеличение размеров коррупции в высших эшелонах власти, где появятся люди, которые за "умеренную" плату смогут "замолвить словечко".
О том, насколько оправданы эти опасения (В. Лысенко вообще считает, что наступило время "пу-тинских контрреформ", чтобы питерская группировка сохранила свои позиции и после 2007 года), станет известно в 2005 году, ведь именно тогда вступят в силу все основные законодательные инициативы, ро-дившиеся в недрах президентского окружения. Однако В. Лысенко открыл секрет, который пока еще не разглашали: в скором будущем ожидается, что Владимир Путин подпишет указ о проведении всенарод-ного референдума. Главный вопрос там будет сформулирован примерно так: "хотите ли вы, чтобы Рос-сия стала более сплоченным и сильным государством?" Если большинство людей ответят "да", то нас ждет, помимо прочего, укрупнение регионов, и вместо 89 их станет около 28. А меньшим количеством чиновников, как известно, управлять удобнее. 
Константин ГАРАНИН, Астрахань. Опубликовано на сайте РИА "АВЕРС": http://www.astrakhan.net/, 23 ноября 2004 г.

|