Утверждения о том, что Смоленщина вряд ли внесет свой вклад в выполнение задания Президента по удвоению ВВП, для людей, именующих себя оппозицией нынешней областной Администрации, были и остаются одним из основных аргументов в политических разборках на региональном уровне. Заметим, в разборках политических: от обсуждения экономических аспектов доморощенные критики оказались весьма далеки.
О том, что же реально происходит с экономическим ростом в России и регионах, нужно ли нам удваивать ВВП, за счет чего это можно сделать и что может помешать этой благой цели, наш корреспондент в рамках работы Клуба региональной журналистики "Из первых уст" РОО "Открытая Россия", беседовал с доцентом МГУ, президентом ассоциации независимых центров экономического анализа Леонидом Марковичем Григорьевым.
15 лет никто не занимается региональными проблемами
Я постараюсь сказать вам то, чего вам никто не говорил и мало кто решится. Я вам скажу правду об экономическом росте и инвестициях вообще и в приложении к регионам. Последнее - задача непростая: 15 лет никто не занимается никакими региональными проблемами, кроме двух - каково неравенство регионов и как бюджет перетаскивать. Можно сказать, что региональный "экономический зоопарк" описывают две группы экономистов: "географы" и "бюджетники". "Географы" правильно рассказывают о расположении клеток в зоопарке, а "бюджетники" - о переносе кормов из клетки в клетку. Происходящим внутри "клеток" - регионов не занимается никто. Итак, что же вообще происходит с экономическим ростом, и что мы знаем про него?
ВВП многие путают с одним известным человеком
Давайте разберемся, что такое ВВП. Есть три совершенно разных ВВП, которые должны совпадать. Первый это ВВП по производству. Он состоит из сумм добавленных стоимостей (зарплата, налоги, прибыль, амортизация) по всем предприятиям, учтенным Госкомстатом. Второй ВВП, это ВВП - по доходам в национальном масштабе. Это прибыль, налоги, зарплата видимая и "в конвертах" - все, что получает страна. Третий ВВП - это ВВП по использованию. Грубо говоря, это государственное и личное потребление, чистый экспорт и капиталовложения.
Удвоение ВВП за какой-то период означает, что вы должны либо "сдвинуть" производство в отрасли, где более высокая зарплата и прибыль, либо создать новые предприятия и нанять новых людей, либо хотя бы тех, кто работает нелегально, наконец, посчитать.
Удвоим ВВП в нашем кишлаке?
Теперь разберемся с валовым региональным продуктом (ВРП). Сумма ВРП областей отличается от ВВП в меньшую сторону процентов на 15. То есть 15% ВВП нельзя приписать к областям. Поэтому когда вам какой-нибудь начальник говорит: "Удвоим ВВП в нашем кишлаке"! плюньте ему в глаза: он не понимает, о чем говорит. ВВП в областях нет. Есть валовые региональные продукты, отличающиеся на то, что нельзя расписать по областям никак, хоть тресни. Это общероссийские предприятия, банки и финансовые учреждения - они считаются "целиком" (не говоря о том, что они все равно в Москве). За счет них образуется разница между ВВП и ВРП, причем эта разница постоянно растет. Если несколько лет назад она была 10%, то сейчас уже 15%. Поэтому, когда начальство потребует от областных властей отчитаться об удвоении, окажется, что у них большие проблемы, потому что ВВП удвоили, а ВРП нет. Я все жду, когда наконец до этого кто-нибудь допрет...
Можно и утроить, но покажут все равно в Москве
Следующий момент: существует очень большой компонент валовых региональных продуктов, который статистически показан в Москве. Если взять этот ВРП Москвы и поделить на число занятых Москвы, то получится в четыре раза больше, чем средний ВРП на занятую душу в Центральном федеральном округе без Москвы. То есть вы переезжаете МКАД - и у вас производство падает в четыре раза? Понятно, что это ерунда и быть этого не может. Это статистическая проблема, связанная с московскими зарплатами и потреблением, со штаб-квартирами компаний в Москве. Поэтому Московская область может убиться, утроить свой ВРП, а покажут его все равно в Москве.
Политическая задача для экономистов
Вообще, политический лозунг об удвоении ВВП озадачил экономистов. И при всей своей старой советской нелюбви к лозунгам я считаю, что полезно было вбросить такую "гранату", чтобы все задумались: что делать? Хочется расти, и здесь мы имеем достаточно хороший прогноз на ближайшие два-три года. Как ни парадоксально, приличное экономическое состояние при отдельных неприятностях мы имеем на весь второй срок Путина. Цены на нефть при достаточном бандитизме в Ираке (а с бандитизмом там хорошо) до седьмого-восьмого года сохранятся. При этом у нас будет все нормально с бюджетом и с выплатой долгов. Даже если мы вступим в ВТО, переговоры год-полтора протянутся, а потом еще и семилетний переходный период...
Реформы закончились. И что?
Общий фон реформ тоже более-менее определился. "Пенсионка" сдохла и вообще теряет смысл как экономический фактор на ближайшие годы. К пенсионной реформе нет никаких ценных бумаг, в которые можно было бы вкладываться. Вкладываться в государственные ценные бумаги - пустое дело: их потом надо куда-то девать, а они никому не нужны при таком профиците. По реформе отчитались, и все: ничего особенно больше происходить не будет.
Налоговая реформа. Все радуемся, что за легальную часть наших доходов надо платить 13%? На самом деле население платит 8,5%, потому что налоги платятся только с "видимой" части зарплаты и платят их в основном бедные люди. Богатые, естественно, не платят. Реформа не решила проблему "выхода из подполья" и не могла ее решить. Это часть пропаганды. Вот эти реформы закончились. Ничего грандиозного в ближайшие год-два не предвидится. Поэтому мы можем рассчитывать на то, что условия такие, какие есть сейчас, протянутся на ближайшие три-четыре года.
Удвоение ВВП: нельзя просто так приказать и сделать
Какие темпы роста в экономике есть при этом режиме? Где-то в районе 5-5,5%. Надо отдать должное: когда год назад объявили, что надо удвоить ВВП, ни один профессиональный экономист по этому поводу не закричал "ура". Мы понимаем, что так не бывает. Можно думать, как и что делать, чтобы ускорить рост. То, что нельзя просто так приказать и сделать, это точно. Вот и ни один нормальный экономист, ни разу не сказал: "Сейчас сделаем". Даже Министерство экономического развития уперлось и нигде в своих прогнозах на ближайшие годы 7,2% роста не пишет. Пять с половиной процентов - и даже это при том сочетании факторов, которых у нас имеется в экономике очень много.
Но почему-то все время хочется побыстрее…
Дифференциация наших регионов внутри одной страны от богатых до бедных по производству ВРП такая же, как в ООН. Перепад между богатыми и бедными странами, членами ООН, и перепад внутри России одинаковый по порядкам величин. Максимальный - порядка 200-250 раз (!) на душу. Поэтому применение одинаковых экономических стандартов внутри страны я считаю идиотизмом. С другой стороны: одна страна - один закон, и непонятно, что с этим лозунгом делать. И как мы хотим, чтобы развивались регионы? Чтобы равномерно во всех регионах удвоить? Это абсолютно нереально. Наши расчеты показывают, что рост пошел в трех местах за последние четыре года: Москва, вокруг Москвы, в районе Балтики. И проблема экономического роста - это не проблема увеличения какой-то величины. Эта проблема такова: где происходит рост и как при этом распределяются доходы. К сожалению, традиция реформаторства на Руси эти вопросы всегда игнорировала. Просто всегда делали реформы очень быстро: "Надо срочно провести реформу!" Какие уже там рассуждения? Поэтому вы почти нигде не найдете региональных аспектов экономического роста.
Все равно никто не прочтет
Главная мысль, которую я хотел высказать, это то, что мы действительно за первый срок президентства порешали кучу проблем. Инфляцию более-менее сбили. Каких-то явных экономических кризисов нет. Реформы кое-какие поделали. Принято считать, что хорошие реформы, хотя я по каждой могу показать, где она не работает. Причем не работает не потому, что "ах, боже мой, не угадали", а потому что с самого начала туда заложили что-то не то. Как в старой истории, когда один студент выдумал какую-то сложную машину и вставил в нее на чертеже деревянную втулку, приписав на полях: "Все равно никто не прочтет". У нас это регулярно происходит. Потом говорят: "А, это что-то там произошло". На самом деле там масса очень неудачных решений изначально, которые потом не найдешь.
Спасут ли нас инвестиции
У нас много пишется об инвестиционном климате: мол, нам нужен очень хороший инвестиционный климат, а когда у нас будет климат, нам всем сразу станет хорошо, независимо, будут инвестиции в нем или не будут. Проблема инвестиционного климата, конечно, важна, но какие инвестиционные проекты идут на Руси? Чисто экспортные вещи. То есть труба на экспорт - нет проблем. Азотные удобрения - пожалуйста. Инвестируется и в то, что идет на 20% богатого населения страны - автомобили, мебель, дорогие вещи. Всего этого - сколько хочешь. Теперь о том, что не идет. Во-первых, почти нет никаких крупных инфраструктурных проектов. Что, какую-нибудь железную дорогу где-нибудь построили за 15 лет? Электростанцию? Ну, достроили Бурейскую ГЭС. Чубайс думал, что это он достраивал, но президент ему объяснил, что достраивала вся страна. Я, как человек простой, смотрю телевизор - там ясно сказали, что строила вся страна. Я все понял. Второй тип проектов, который не идет, - это инновационные вещи. И третий тип проектов, которые появляются, но их очень мало - промышленные проекты. Их год-два планируешь, год-два строишь и потом пять лет окупаешь. Эти проекты требуют "длинных" денег - как минимум пятилетней облигации. А сейчас рынок корпоративных облигаций хоть и составляет 8 миллиардов долларов, но почти все облигации с отзывом через год. То есть на самом деле 12-месячная коммерческая бумага с пролонгацией. Пока не будет возможности действительно получить кредит на пять лет под нормальные проценты, невозможно строить завод. Поэтому мы все время доделываем и улучшаем то, что есть, но никак не вырвемся в модернизацию.
- Скажите, пожалуйста, насколько можно увеличить ВРП в отдельно взятом регионе за пару лет? И как определить, реальная это цифра или дутая?
- Как я заметил, теперь одно важное московское ведомство не берет областных программ, если там не написано удвоение. То есть вообще не берут без этого слова. Поэтому все консультанты пишут: "А еще мы удвоим…" Реально есть очень простой способ определить, удвоите ли: если в регионе не идет строительство каких-то крупных человекоемких предприятий, а продолжается работа на старых мощностях, то у вас революции за два года не ожидается. Значит, ваш ВРП будет расти плюс-минус чего-то от страны. Скорее всего, примерно с тем же смещением от среднего, как и было в предыдущие четыре года.
- Достоверны ли на ваш взгляд официальные статистические данные по инфляции?
- Это важный момент. Как у нас структурирована инфляция? Есть так называемая базисная инфляция. Официально она у нас сейчас 10-12% по индексу потребительских цен. Но надо понимать, что это индекс, который описывает определенный стандартный набор товаров, одинаковый практически по всем регионам. Я не знаю, меняют ли они лапти на валенки в зависимости от широты, но в принципе набор один и тот же. Паста зубная в неделю одна, мыло - одно, и так далее. Это некий условный показатель, к которому все привыкли, но он не отражает наших реальных потребительских расходов. К этой базисной инфляции довешиваются сезонные колебания цен и рост тарифов (последние обычно повышают первого сентября, пока люди смотрят на детей, а не на цены, и не успевают отреагировать).
- В свое время в регионах принимались законы по поддержке инвестиционных проектов. Реально ли применение в регионах протекционистских мер по стимулированию, развитию каких-то отраслей, сфер промышленности или отдельных предприятий?
- За последние годы Минфин отнял большую часть "морковок", которыми регионы могли легально оперировать при инвестициях. Это тяжелая проблема, и я считаю, что в нашей стране нереально создание единого налогового инвестиционного климата во всех регионах. Нереально добиться равномерного развития по всем регионам. Думаю, что выделится городов двадцать, вокруг которых будет жизнь. Более успешный центр развития будет отчасти душить соседей в радиусе 500 километров. Там, где хорошо, там, где наладилась жизнь, туда и пойдут. Это серьезная угроза, и было бы очень опасно, если бы вся экономическая жизнь ушла в два-три места, как это происходит сейчас. Поэтому я бы считал, что нужно поддерживать инвестиционную активность регионов. Но Минфин пока против. Что с этим делать, я не знаю. А если у регионов нет права пользоваться никакими своими средствами, то они просто являются трубой, по которой деньги ходят туда-сюда.
Давайте на закуску я испорчу вам настроение
Российский родной ВВП в долларах равен 400 миллиардам. Мировой ВВП в долларах - примерно 32 триллиона. То есть у нас - процент с хвостиком. У Китая больше нашего в два раза, у США ВВП равен 11 триллионам долларов. Из них капиталовложения в промышленность и экономику составляют не меньше 2 триллионов долларов в год. В реальных долларах. Это в пять раз больше, чем наш ВВП. Так что мы - маленькая страна с большим куском земли. И, может быть, самое разумное - это крепить силы быстрого реагирования и стратегические войска, чтобы у нас его не отняли. 
Сергей КОВАЛЕВ, Смоленск. Газета "Смоленская газета", № 46 (105), 11 ноября 2004 г.

|
|