ХОТЯТ КАК ЛУЧШЕ
Автор: Абрамова Елена
Регион: Горнозаводск
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 22.12.2004

Всех нас ждет великий передел границ, собственности, полномочий. С 2006 года вступает в силу закон "Об общих принципах местного самоуправления". Что сие значит? Попробуем разобраться.

Проект закона разработан комиссией под руководством Дмитрия Козака. В качестве примера для подражания выбрана муниципальная система Германии. Внутри себя закон содержит некоторые требования нового бюджетного устройства. Поэтому сопровождается рядом реформ-спутников, в частности реформами налоговой системы и межбюджетных отношений. Принцип подушевого финансирования школ, который мы имеем с 1 сентября, - один из осязаемых знаков грядущих перемен.

Истоки.

Почему потребовались изменения? На одном из семинаров Клуба региональной журналистики об этом рассказала исполнительный директор фонда "Институт экономики города" Марина Либоракина.

- В крестьянской общине берет начало традиция местного самоуправления, - заметила она. - А его возрождение началось в 90-е годы. Конституция определила его как самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Это было связано не столько с демократией, сколько с идеей территориального хозрасчета. И казалось, хлынет на просторы городов общественная самодеятельность российского гражданина. Наведет он чистоту во дворе и подъезде, покрасит заборы, обустроит свою жизнь. Увы, конституционные идеалы на практике не реализовались.

Камни преткновения.

Одной из преград стали финансы, точнее их отсутствие. Если и деньги есть, не все просто. Как некоторые предприниматели качают капитал из нефтяных скважин, отдельные бюрократы качают его из бюджета. Простой гражданин не может этому противостоять.

Другая преграда - политическое устройство. На деле глава местного самоуправления зависит не от избирателя, а от вышестоящего руководства. Доходы местных бюджетов сокращаются, но федеральное законодательство предписывает предоставить жилплощадь судье, обеспечить бесплатный транспорт милиционеру и т. д. Соответствующее финансирование не гарантируется, а органы местного самоуправления не могут ни увеличить ресурсы, ни сократить обязательства.

Кого может заинтересовать такая форма бюджетного устройства?

Необходимо, чтобы люди видели связь между чистотой в подъезде, голосованием на местных выборах и налогами, которые они платят. Таким образом

Реформа назрела.

Марина Либоракина раскрыла ее смысл и содержание. А первой составляющей назвала территориальную перекройку:

- Вводится три типа муниципальных образований - городские и сельские поселения, муниципальные районы и городские округа. У каждого свой список вопросов местного значения. Он дается федеральным законодательством, и если муниципалитет захочет потратить деньги на что-то сверх списка, придется доказывать наличие финансовых ресурсов.

В основе территориального деления - дореволюционная идея пешей доступности в пределах поселения. В пределах района желательна транспортная доступность. Границы новых муниципальных образований определят субъекты федерации, учитывая мнения населения.

Реформа призвана способствовать финансовому оздоровлению муниципалитетов. За ними закрепят значительную долю доходов, таким образом, появится возможность увеличивать доходную базу. Нужен лишь экономический потенциал. Но не каждая территория может им похвастаться. Значит, наряду с богатыми неизбежны экономически несостоятельные образования. Закон предусматривает массу фондов и каналов выравнивания, чтобы излишние доходы зажиточных муниципалитетов перераспределить в пользу нуждающихся. Но в этом заключается определенный риск.

Риск - благородное дело?

Другой риск связан с перераспределением собственности. В тексте закона нет точной характеристики, как будут решаться такие вопросы. Скажем, если комплексное медицинское обслуживание не будет полномочием местного самоуправления, куда муниципалитет денет свою многопрофильную больницу? Ведь собственность следует за полномочием. А от передачи муниципальной больницы в государственную собственность дорожка длинная, но прямая к передаче приватизированных квартир в муниципальный фонд.

В реформе много положительных вещей. Это сокращение нефинансируемых мандатов, обязательные бюджетные слушания. Но для ее осуществления потребуется порядка миллиона новых чиновников.

По словам Марины Либоракиной, любая реформа как операция, стопроцентной выживаемости не бывает. И муниципальная реформа - сложный период для страны. Ее нервом должна стать, прежде всего, защита интересов населения.

Никуда нам не деться от этого.

А что думают по поводу реформы у нас в районе? Обратимся с этим вопросом к главам местного самоуправления.

Мнение главы администрации поселка Теплая Гора Леонида Курилова:

- В результате реформы поселки Усть-Тискос и Европейская отделятся от теплогорской администрации, поскольку они далеко, и добраться оттуда до Теплой Горы можно лишь по железной дороге. Это будет так называемая межселенная территория. Зато Промысла станут частью Теплогорского городского поселения.

Самый волнующий вопрос, на какие средства поселению существовать? По закону у нас будет оставаться 10 процентов подоходного налога и по 100 процентов земельного налога с физических лиц и налога на имущество. Последние два, к сожалению, наиболее плохо собираемые. У нас в поселке зарегистрировано довольно много транспортных средств, почти на каждого второго жителя, включая детей, приходится по машине. Но весь транспортный налог, увы, будет уходить в субъект федерации, хотя эти машины колесят по нашим улицам.

Власть, безусловно, приблизится к народу, в том смысле, что за счет народа каждое поселение и будет существовать. Собрали в виде налогов запланированную сумму, значит, поселение будет с теплом, водой и газом. Будут обеспечены пожарная безопасность и уличное освещение, будут утилизированы отходы, будут работать дома культуры. В противном случае придется спросить у людей: а вы заплатили налоги?

Вроде бы все это и хорошо. Но народ еще надеется "на Партию и правительство" и психологически не готов взять на себя ответственность за поселение. С другой стороны, почему бы ни платить все налоги сполна? Почему бы ни сделать ставки налогов выгодными для поселения? Но что возьмешь с наших граждан? Ведь часть из них еле сводит концы с концами. С иных и через суд ничего не получишь, потому что у них кроме железной кровати описать нечего.

Впрочем, если поселение не способно обеспечить свой бюджет, оно будет получать субвенции из района или из субъекта федерации.

В октябре 2005 года состоятся выборы депутатов и глав поселений. Я считаю, в депутаты нужно избрать руководителей предприятий, потому что они могут помочь поселению не словом, а делом и техникой.

Свадьба как индикатор реформы.

А вот что сказал глава администрации поселка Промысла Алип Балташов:

- Мне кажется, закон следовало опробовать в отдельном экспериментальном регионе. Внести поправки, подсказанные жизнью. А потом уже выносить на всю многообразную страну.

Когда в нашем районе состоялось первое совещание по поводу реформы местного самоуправления, было высказано предложение, оставить все по-старому, поскольку территория у нас большая, а плотность населения маленькая. Глава районной администрации согласился, и область не возражала. Но на уровне Москвы дали отказ, мотивированный тем, что указ президента нужно выполнять.

Может быть, в южных густонаселенных регионах, где населенные пункты расположены недалеко друг от друга, во всяком разе - на одной асфальтированной трассе, есть смысл объединять села и поселки в поселения. Учитывая, что ставка бюджетного финансирования привязана к численности населения муниципального образования. У нас же материальная выгода будет минимальной.

Считается, что реформа должна приблизить власть к народу. Но, по крайней мере, от жителей Нововильвинского, Средней Усьвы, Старого Бисера и Промыслов власть только отдалится, ведь в этих поселках будут ликвидированы местные администрации. Да что власть? Представьте, свадьба в Средней Усьве. А ЗАКС в Медведке, раз администрация там. Молодые едут регистрироваться в такую даль по бездорожью. Буксуют. Выходят из машины. Толкают ее. Невеста в белом платье… Незабываемое свадебное путешествие.

Не нравятся мне идея отрицательных трансфертов и прочие схемы финансового выравнивания. Они не дают стимула богатым муниципалитетам преумножать богатство, а бедным - вылезать из бедности. Но закон уже принят, и как поется в песне, никуда нам не деться от этого.

Мы приглашаем высказать свое мнение по поводу предстоящей реформы глав других поселков, а также всех, кого волнует этот вопрос.  

Елена АБРАМОВА, Горнозаводск. Газета "Новости", № 153 (5811), 22 декабря 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики