Эти слова в последнее время звучат рядом. У нас на слуху так же "исламский терроризм". Сегодня мы представляем читателям человека, который принципиально никогда не употребляет этот термин. Он говорит "исламистский терроризм". Он считает, что произносить "исламский терроризм" - совершенно несправедливо. Это не только оскорбляет великую религию, но и неправильно по существу. Знакомьтесь, Георгий МИРСКИЙ, главный научный сотрудник Института Мировой экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук, профессор. В рамках работы клуба региональной журналистики РОО "Открытая Россия" он любезно согласился дать интервью нашему корреспонденту.
- Георгий Ильич, прежде чем говорить о терроризме, необходимо вкратце остановиться на исламе. Что это за религия? В чем ее суть?
- Религия ислама очень проста по сравнению с другими религиями. Есть божество - Аллах. Невидимый. Неслышимый. У него никаких родственников или родителей. И никакого потомства. Он продиктовал свою волю, свои законы. И мусульмане должны исполнять пять заповедей. Прежде всего, признать единобожие. Пять раз в день молиться. Раз в год-пост. Добровольное пожертвование. И наконец - хадж, то есть паломничество в Мекку и Медину. Эти города для мусульман самые святые. Кстати, в Медине похоронен Мухаммед. По старости или по бедности человек может быть от хаджа освобожден, но он должен все-таки к нему стремиться. И это главные устои мусульманской веры.
Ислам, как впрочем, и каждая религия, считает себя праведной и истинной религией. Вот почему в истории известно немало фактов, когда воины, подняв знамя ислама, шли на смерть. Это придавало им большую силу.
- Так и появились "шахиды", то есть те, которые погибли за веру, стали мучениками?
- Сейчас слово "шахид" употребляют и направо, и налево. Однако, буквально шахид - это свидетель, который может подтвердить, что кто-то стал мусульманином, когда в присутствии двоих сказал: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед его посланник." Однако шахидами называют мучеников и смертников, потому что высшее, чем может человек засвидетельствовать свою преданность вере - это отдать свою жизнь.
- Сейчас шахидами называют также смертников-самоубийц.
- По этому поводы ведутся большие споры. Ислам запрещает самоубийство. Однозначно. Но из общения с экстремистами, исламистами нетрудно понять, что у них другое понимание: если человек взрывает себя и убивает кого-то вокруг, то это не самоубийство, а военный подвиг. Палестинские боевики так всегда это и описывают. Человек входит туда, где сидят еврейские дети, и взрывает себя. Для него все вокруг из враждебного племени. Он считает, что это не самоубийство, а попутное следствие уничтожения врага. Он считает, что погиб за веру, а потому попадет прямым путем в рай, куда вообще-то попасть непросто. Напомню, что это сложная процедура. Страшный суд. Каждый должен будет пройти над пропастью по тонкой и острой, как лезвие ножа, нитке. Кто не выдержит - попадет в ад. В стихотворном переводе Корана говорится: "Все пред Аллаха припадут, обезображенные страхом. И нечестивые падут, объяты пламенем и прахом".
- От ислама теперь можно перейти и к исламизму. Вправе ли мы вообще употреблять такой термин? И как следствие исламистский терроризм?
- Еще двести лет тому назад, в Саудовской Аравии, то есть в тех местах, где жил пророк, в святых местах Мекке и Медине, появился человек по имени Ибн Абдулахаб, который стал проповедовать систему взглядов, потом получившую название "ваххабизма". Суть ее в следующем. Правитель легитимен, пока он проявляет себя праведным и благочестивым. А местные правители, шейхи и султаны, забыли основы ислама. Они нарушили первую суру Корана, то есть "нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - его посланник". Они погрязли в роскоши, в богатстве, в грехах. Следовательно, нужно бороться за очищение ислама от этих людей.
Он был одним из первых фундаменталистов. Потом появился и исламский фундаментализм. Как явствует из самого характера слова "фундаментализм", фундамент-это возвращение к фундаменту веры. Слово это придумали протестантские священники в США в начале 20-го века. Христианские фундаменталисты. Религиозный фундаментализм - это требование возвращения к первоначальной, чистой религии. Мусульманские фундаменталисты говорят, что все беды мусульманских стран оттого, что забыли ислам. Запачкали его, замутили, размыли. И так появились последователи фундаменталистов. Братья-мусульмане в Египте, например. Потом и другие.
Все сводится к одному: ислам - решение всех вопросов. Беда, когда начинают копировать западные образцы. Ведь западная демократия не подходит. Демократия-это власть народа, а власть может быть только Аллаха. Парламент - это когда кучка людей издает законы. Но ведь только Бог может издавать законы. А далее следует, что капитализм - это отрицание человека, а коммунизм - это отрицание Бога. Ни то, ни другое, дескать, нам не подходит. У ислама свой путь, и он описан в Коране.
- И появляются сторонники такой теории?
- Ислам привлекает людей. В Европе очень многие христиане обращаются в ислам. Потому, что, как говорил ранее, простая религия. Она дает четкий ответ людям на смысл жизни. У них, как они считают, целостное мироощущение. Это то, что давала идея коммунизма. Это хорошо, а это плохо. Это угнетатели, а это угнетенные. В это надо верить, а это отвергать. Целостную картину мира давал и нацизм. Для немцев, которые воевали в Берлине в совершенно безнадежном положении, шли на смерть и погибали. Что давало им эту силу, это бесстрашие? Именно безграничная вера в праведное учение. Фундаментализм - это первое звено в цепочке, которая ведет к терроризму.
- Как это происходит?
- Фундаментализм утверждает, что вся беда в том, что отошли от праведных устоев. Строго говоря, фундаментализм на этом и заканчивается. Но люди-практики делают следующий вывод: надо бороться. Они идут дальше, чем фундаменталисты, которые проповедники, которые пишут свои трактаты, выступают. И в результате появляются исламисты, политически радикальный ислам. Это еще не обязательно терроризм. Однако есть люди, которые выступают против неправедных правителей. И, по их мнению, их большинство, которые и должны смести тех, кто у власти. Почему они правят? Им помогает Запад и Америка! Уже поэтому Америка - враг!
- Исламистов надо воспринимать, как реальную силу?
- Сил у исламистов мало. В разных странах они пытались поднять народ, но ничего не получилось. Остается только террор. Можно пустить в ход человеческий фактор, человеческие торпеды, человеческие бомбы. И когда люди сели в самолеты и врезались в небоскребы, есть прямое и самое лучшее воплощение этой идеи.
- Какими же идеями вдохновляются люди? Что их подталкивает?
- Некоторые считают, что дело в нищете и бедности. Дескать, надо ликвидировать разрыв между богатыми странами и странами третьего мира. В этом есть доля истины, но не вся. Но, если посмотреть на тех, кто организует теракты, то, оказывается, это вовсе не бедные люди. Сам Усама Бен Ладен миллионер, из богатой саудовской семьи.
Не были бедными и те 19 человек, которые совершили теракт в Нью-Йорке. 15 из них - граждане Саудовской Аравии - богатейшей страны. И сами они из состоятельных семей, жили в Европе, имели высшее образование. Они не отшельники и аскеты. Я бы сказал, что главный мотив исламистов, а соответственно террористов, - это не только материальные лишения, страдания, бедность и нищета. Главное - это ощущение оскорбленного национального достоинства, религиозного достоинства, общинного достоинства. Это осознание унижения. Особенно это относится к арабам. Ведь они были хозяевами мира, а теперь по всем показателям далеко позади. Во всем мусульманском мире меньше ученых, чем в Израиле. Во всем арабском мире переводится книг меньше, чем в одной Греции. Более того. Эти народы не так давно освободились от колониального уровня. И у них очень острое и болезненное отношение к тому, как к ним относятся на Западе. И это гораздо важнее, чем нищета и бедность. Такое общее настроение.
- А палестинская проблема?
- Каждый год 14 мая, когда израильтяне празднуют годовщину образования своего государства в 1948 году, у арабов это называется накбо - катастрофа. Иерусалим - третий по святости город после Мекки и Медины захватили евреи. С точки зрения правоверного мусульманина - это невероятный позор, оскорбление и унижение. Кто стоит за спиной Израиля? Американцы! И каждый араб потому и говорит, что никогда бы Израиль не смог бы удержать Палестину, если бы не Америка. А Америкой правят евреи. Все сходится.
- Ну, а мы-то тут причем?
- Аятола Хомейни говорил: "Есть два шайтана: большой шайтан или сатана - это Америка, малый - это Россия, Советский Союз". Шайтан не просто агрессор, а еще соблазнитель, который своим образом жизни разрушает мусульманскую систему ценностей. Таким образом, насчет Америки все понятно. Это - сосредоточение всего худшего. А Россия... Исламисты рассуждают так. Кого убивают русские солдаты в Чечне? Тех, кто поднимается против них с возгласом: "Аллах велик!" А это мусульманский лозунг. Значит, русские не лучше, чем американцы и сионисты.
Лет 12 назад я встречался в городе Наманган Ферганской области с хабитами. После общения с ними узнал, что у них есть цель - исламская революция в Узбекистане, свержение режима, создание исламской республики. А дальше - Казахстан. От Казахстана рукой подать до Татарстана и Башкирии. Такая идея создания Халифата, великого государства. Конечно, это абсолютный бред, но люди в это верят. Есть и такие, которые верят, что им удастся создать Халифат и в России. И сейчас центр, конечно, это Северный Кавказ. Нам противостоит двойной интернационал. Первый - это северокавказский, басаевский. Но там не только чеченцы. Там люди и из других мусульманских народов Северного Кавказа, которым удалось промыть мозги, поэтому я и говорю о двойном интернационале.
- Вы сами никогда не говорите "исламский терроризм" и не рекомендуете кому-либо точно так же вторить.
- Не так давно известная арабская газета, издающаяся в Лондоне, писала: "Конечно, не каждый мусульманин террорист, но практически каждый террорист сейчас - мусульманин". Это очень серьезное дело. Это надо понять. Несмотря на то, что дело действительно обстоит так, ислам как религия не является, естественно, рассадником терроризма. Говорить "исламский терроризм" - это все равно, что, например, говорить о европейской колонизации Африки в девятнадцатом веке - "христианская колонизация" на том основании, что державы-колонизаторы были христианскими. Это неверно. 
Александр СТАВРИЕЦКИЙ, Тамбов. Общественно-политическая газета "Гала-клуб", № 46, 17.11.2004 г.

|
|