ПРАЗДНИК "ГАДЯЩИХ КОТОВ"
Автор: Сурикова Елена
Регион: Кемерово
Тема:  Ситуация вокруг учредителей РОО Открытая Россия , СМИ
Дата: 23.12.2004

В журналистике, особенно телевизионной, жанр расследования всегда был особо уважаем и престижен: он требовал особой скрупулезности, времени и сил. Теперь другие времена. Расследования на наших телеканалах стали не просто популярны. Это - некая тенденция, которую можно объяснить только заказом государства на такой продукт.

Сегодняшний "расследователь" совершенно не нуждается в каком-либо сборе информации. Он, в лучшем случае, просто собирает мнения тех или иных людей, которые можно без особой опасности для себя каким-то образом выстроить в требуемом варианте, а в худшем - использует "слив", любезно предоставляемый заказчиками, пытаясь на его основе выстроить версию и даже сделать сенсацию.

Метод создания таких "документальных" детективов предельно прост: заказанную жертву никто ни в чем впрямую не обвиняет. Задача - сформировать образ врага. Для этого берется как можно больше различных преступлений, без разбора. Между ними создаются абсурдные, с точки зрения логики, связки-подводки автора передачи. И главное - как можно больше среди всего этого бреда показывать лицо ВРАГА и повторять его фамилию. Тогда при любом последующем упоминании народ будет устойчиво ассоциировать конкретную личность с кровавым бесчеловечным монстром.

Когда на НТВ в минувшую субботу анонсировали показ фильма "Кто убил Пола Хлебникова?", я сказала мужу: "Если там не упомянут Ходорковского - я съем собственные тапочки". К столь радикальным мерам обращаться не пришлось: огромный портрет уже год сидящего в тюрьме олигарха показали на десятой минуте. Как версию того, что он "заказал" убитого журналиста за упоминание своего имени в журнале "Форбс" в числе самых богатых людей страны.

Однако настоящим шедевром НТВ стал показанный днем ранее фильм Алексея Малкова "Человек с метлой". Это не первый фильм "талантливого и смелого" журналиста. Предыдущий - "Теракт с предоплатой" был показан на следующий день после трагедии в Беслане. Автор вышеописанным способом пытался забить в мозг телезрителю связь между террористами и компанией ЮКОС.

На сей раз, заказчики явно недопоставили авторам кровавой фактуры: менеджеры ЮКОСА не питались человечиной и не насиловали малолеток. Пришлось собирать с бору по сосенке: заинтересоваться, например, почему вдруг среди адвокатов Ходорковского оказалась "некая Благушина", которой "за лоббирование интересов ЮКОСа" якобы было обещано 15 млн. долларов и которую ранее обвиняли в попытке дать взятку судье.

"Какую роль играла Благушина в деле Ходорковского, остается по-прежнему неясным. Она отрицает получение денег и обращение к президенту. Но недавно в Кремль пришло письмо от фонда со схожим названием, в котором предлагается разрешить ситуацию с ЮКОСом, реорганизовать его и вернуть долги Родине. И в этом случае президент в лице Ходорковского получит "одного из порядочных и умных людей в своем окружении, который после этого будет самым преданным человеком", - недоумевает отважный расследователь.

Вообще-то, нормальному человеку - предельно ясно. Любовь Павловна Благушина руководит тульским филиалом Международного фонда защиты от дискриминации и соблюдения конституционных прав, и является экспертом комиссии по правам человека Государственной думы. Так что "некой" она является только для господина Малкова и его заказчиков. Обвинение ее во взятке было, по мнению юристов, инспирировано губернским Управлением ФСБ. И хотя утверждалось, что "преступница задержана с поличным", доказательства представлены не были, а дело - прекращено по причине того, что "установить, за какие конкретно действия или бездействие должностного лица пытались передать взятку, не представилось возможным". А господин Ходорковский никогда не давал повода подозревать его в личной преданности президенту, скорее, наоборот.

Другой объект неутомимых исследований журналиста НТВ, гражданка Франции Елена Коллонг-Попова, в многочисленных интервью утверждает, что осуществляла для ЮКОСа операции по уходу от налогов, размещая на счетах швейцарских банков наличные деньги и открывая за рубежом многочисленные оффшорные фирмы.

Вот как "блестящая финансистка" (по мнению авторов фильма) рассказывает о схемах, по которым ЮКОС обманывал государство: "Здесь фирма "Капитал-менеджмент".., а здесь - непонятно какая, я не знаю, что это… Все деньги отсюда сливаются вот сюда в какой-то фонд. Оттуда они приходят опять непонятным путем туда, а оттуда - сюда… это очень трудно понять… Это надо иметь голову финансового директора ЮКОСа, чтобы все это понять…". Не правда ли - талантливо?!

Она считает, что ее разорили и обобрали: за финансовые махинации и уклонение от уплаты налогов ей предъявлен штраф 15 млн. евро. А партнер отказался не только выплачивать эти долги, но и представить гарантии выплаты по налогам.

Госпоже Коллонг и ее респектабельному французскому мужу можно даже посочувствовать. Особенно, если не видеть их шикарный черный Gelendwagen и не знать, что за время "работы на ЮКОС", помимо нищенской зарплаты в 15 тыс. долларов ежемесячно, Елена Коллонг "отложила 5 млн. долларов", которые сейчас оказались заблокированными в Женеве. Кстати, несмотря на отправленные в Генпрокуратуру чемоданы компромата, в качестве свидетеля обвинения госпожа Коллонг в процессе по делу ЮКОСа не фигурирует.

Главным героем, в связи с которым фильм и получил свое название, является дворник-олигофрен из города Кирова - Сергей Варкентин. Разговоры с ним проходят через весь фильм. Телевизионщики использовали его, цинично комментируя сентенции умственно отсталого человека, которого менеджеры ЮКОСа, по версии следствия, обманули, запугали и заставили руководить подставной фирмой. Любопытно, что к финалу фильма меняется лексика героя. Он говорит уже на милицейском языке: "Они совершили фальсификацию. То есть документы были оформлены, как положено, но законной силы не имели. Я бы хотел работать в этой же должности, но в другой фирме. И законно получать свою трудовую зарплату, выполняя трудовые обязанности". Честно говоря, в этой части фильм не хочется даже обсуждать. Жалко человека и стыдно за коллег.

Суть фильма раскрывается в финальной его части. Оказывается, кроме всего прочего, ЮКОС виновен и в том, что в России сейчас 40 млн. "обманутых вкладчиков". Вот как говорит об этом создатель фильма: "В черном списке 379 организаций, официально признанных в обмане населения. Компенсации платят ТОЛЬКО ТЕМ, кто вложил СВОИ кровные в одну из этих пирамид. Окончательные претензии государство к компании ЮКОС не определены до сих пор. Всего того, о чем мы рассказывали, могло бы и не быть, если бы бизнесмены соблюдали законы и платили налоги. Тогда государство легко могло бы вернуть вкладчикам вложенные в строительство пирамид деньги, да и их строителям не пришлось бы сегодня сидеть за решеткой".

И это неважно, что вы не поняли, какая здесь связь. Главное, определена целевая аудитория фильма - сорок миллионов наших сограждан теперь смело могут считать, что их деньги украл ЮКОС. А государство, поощрявшее этот "лохотрон", и радо бы эти деньги вернуть, да не может.

Свои бредовые, алогичные фразы журналист Малков произносит с экрана очень многозначительно, как, впрочем, и все его небрезгливые коллеги, создающие подобного рода документалистику. Одному из таких журналистов дал очень точное определение Сергей Доренко: "Мне показалось, что этот парень все время делает вид, что он что-то знает. Он все время выпячивает кадык и как-то им многозначительно водит. У него глубокомысленный вид гадящего кота".

Что же касается ЮКОСа, то чем активнее и доказательнее со стороны защиты ведется процесс, чем больше средств массовой информации говорит о том, что это дело - политический заказ, тем резче и репрессивнее ведет себя государство. Не брезгуя и такими формами "промывания мозгов" населению. А телевизионщики расследуют, инсценируют, реконструируют, безграмотно создавая сенсации на "сливном" компромате и невзирая на людские судьбы и репутацию.

На этой неделе НТВ анонсировало еще одно расследование - о российской приватизации. Праздник "гадящих котов" продолжается.  

Елена СУРИКОВА, Кемерово. Газета "Наша газета". № 51 (1626), 3 декабря 2004 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики