ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОСОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Автор: Савенкова Галина
Регион: Ломоносов
Тема:  Текущая политическая ситуация глазами лекторов
Дата: 23.12.2004

Политические события последнего времени таковы, что вдумчивый гражданин печенкой чувствует: страна на пороге крутых перемен. Вот только что это за перемены, что они нам несут - это, увы, понимает не каждый. Идеологическая машина умело уводит нас в сторону от сути происходящего. Политическую ситуацию в стране комментирует президент института современной политики, доктор политических наук, профессор российской академии государственной службы Владимир ЛЫСЕНКО.

- Владимир Николаевич, что же происходит на самом деле?

- Говоря о том, что сегодня делается, надо говорить не о реформах Владимира Путина, а о контрреформах Владимира Путина. Я считаю, что суть контрреформ - это укрепление авторитарной власти и ее сохранение после выборов 2007-го, 2008-го годов петербургской группировкой во главе с Путиным, опирающимся на русскую бюрократию и, прежде всего, на силовые структуры. Этим я бы обозначил суть нашей власти и ее ближайшие задачи на предстоящий цикл выборов, которые состоятся в 2007-м, 2008-м годах. Мы ушли от реальной политики и перешли во власть виртуальной политики. Волошин и Сурков стали отцами этой не существующей в реальной действительности политики, во многом придуманной, которая виртуальность выдает за действительность и которая расцвела пышным цветом, и мы ее уже даже экспортируем на Украину и ряд других соседних государств. Власти стало тесно в рамках демократии, поэтому она начала контрреформы, начала с наступления и ликвидации целого ряда демократических институтов. К примеру, какие выборы у нас отменили? Первые выборы, которые отменены, это выборы в совет федерации. В совете федерации сидят так называемые представители губернаторов и законодательных собраний, которых назвать избранными можно с большим трудом. По последним данным, всего восемь процентов сенаторов имеют региональную прописку, остальные являются москвичами. Можно ли говорить о том, что это региональная палата, что она выражает интересы регионов? Многие из них до того, как их назначили, вообще ни разу не бывали в этом субъекте федерации. Но, как правило, это люди, имеющие хорошие связи в минфине. Вот по какому принципу зачастую их отбирали. А во-вторых, это люди, которые очень нужны кремлю для того, чтобы безраздельно править в совете федерации. Поэтому они сегодня и преобладают в верхней палате парламента. В настоящее время отменяются выборы депутатов по мажоритарным округам и выборы губернаторов. В этом же направлении идет право президента распускать законодательные собрания. Соответственно, по-видимому, такое же право будет предоставлено в отношении роспуска муниципальных собраний, если будут назначаться мэры крупнейших городов. В этот черный список я отнес и принятый закон о референдуме. В нем так умно построены сроки и этапы организации референдума, что президент становится единственным субъектом организации референдума. В ближайшее время, я думаю, мы станем свидетелями одного из таких референдумов, которые кремль собирается провести.

- В первую очередь, видимо, надо установить тотальный контроль над парламентом страны, и для этого нужна реформа избирательной системы?

- Говоря о реформах и контрреформах более подробно, несколько слов хочу сказать о переходе на пропорциональную систему выборов. Я лично считаю, что абсолютно никакой острой необходимости в реформаторстве избирательной системы, которую сегодня проводит кремль, нет. Очевидно, что власть решила установить тотальный контроль над политическими партиями и нижней палатой парламента, и помешать ей в этом никто не сможет. Напомню, как это все начиналось. Три года назад, когда боролись несколько законов о политических партиях, кремль продавил свой закон, подготовленный в администрации президента, который ликвидировал региональные политические партии. Говорили, что партии в регионах - это сепаратизм, это партии губернаторов, которые создают свои собственные структуры, чтобы удержать власть. Как человек, знающий опыт других стран, скажу, что в подавляющем количестве федеральных стран в регионах есть свои политические партии. И они выполняют важнейшую функцию. В нашей стране, я считаю, она очень важна, а именно: партии сохраняют и развивают политическую жизнь в регионах. А у нас получится так, что снова Москва и Петербург станут двумя городами, где политическая жизнь будет бить ключом, а регионы превратятся в глухую провинцию. И все будет решаться в Москве, в центре государства, а регионам придется выполнять те команды и поручения, которые поступят из Москвы. Пропорциональная избирательная система в масштабах нашей гигантской страны - это, мне кажется, фальсификация самой идеи представительного органа на федеральном уровне. Исчезнут депутаты-одномандатники, в государственную думу придет партийная элита из крупных партий, а народ в думе представлен не будет. Власть боится именно того, что, если человека будут избирать в округе, это будет неподконтрольно кремлю. В парламент попадут депутаты, которые станут баламутить воду, выступать против контрреформ, а не хвалить их. Губернаторы уже все хвалят, а в парламенте еще есть люди, которые не хвалят. Это начинает раздражать существующую власть. Поэтому совершенно очевидно, что ее задача состоит в том, чтобы парламент сделать полностью управляемым и прогнозируемым, чтобы люди, которые попадают в высшую власть, были достойны, с точки зрения кремля, занимаемой должности и верно отрабатывали свой долг. Сегодня не дума разрабатывает законы, а кремль и правительство все полностью готовят, вносят в думу, а там все, если не безоговорочно, то достаточно быстро, принимается. Как популярные, так и непопулярные законы. Им важно, чтобы демократический фланг не смог объединиться. Блоки запрещают, чтобы не образовалось сильных коалиций, которые могли бы пройти в государственную думу. Количество партий уменьшают - так их намного легче будет контролировать. Думаю, что в 2007 году у нас останутся "Родина" и "Единая Россия". С этой целью Жириновского пытаются с Рогозиным слить. Жириновский не очень-то на это поддается, но кремль считает, что надо создать одну патриотическую партию, мощную, псевдонационалистическую. Я думаю, это одна из самых опасных игр в нашей стране, поскольку, по опросам, после трагедии в Беслане шестьдесят процентов наших граждан поддержали лозунг "Россия - для русских". А это для нашей страны - катастрофа. Это идея, на которой националистические войны разжигались у нас неоднократно.

- Остается взять под неусыпное око регионы?

- Теперь о региональных контрреформах. Имеется в виду назначение мэров, губернаторов и роспуск законодательных собраний. В этой связи Путин прямо сказал, что он хотел бы достроить вертикаль власти до самого низа, до муниципалитетов. И эта задача сейчас жестко решается. По опросам общественного мнения, у нас большинство людей все-таки за выборность губернаторов: сорок четыре процента граждан хотят сами избирать, а сорок два процента - за назначение. Все-таки зачем понадобилось их назначать? Мы знаем официальные версии: терроризм, укрепление страны, улучшение управления. Одна из причин состоит в том, что у почти шестидесяти процентов губернаторов кончаются второй, третий сроки, и они по существующему закону не могут избираться снова. Поэтому они сами просят: давайте перейдем на назначение, и царь нас снова переназначит. Еще одна из версий, еще ближе к жизни. Это тяжелые социально-экономические реформы: монетизация льгот и реформа ЖКХ, которые перекладывают на регионы. Еще один мотив: Путин не хочет рисковать с избранием губернаторов. А вдруг они говорят: "царь родной", а думают совсем другое? А если они назначены, совершенно очевидно, что они за действующего царя. Для президента это вопрос выживаемости. Причем даже, может быть, не столько для Путина, поскольку он говорит, что больше не останется на посту, сколько для его команды. Полагаю, это главный мотив того, что Путин пробивает назначение губернаторов, хотя большая часть общества против, Европа против. Но президент идет напролом, понимая, что если он не обеспечит преемственность власти и ребята, которые его окружают, не останутся у власти, то они ему этого не простят. Он становится заложником тех людей, которые его окружают и которые уходить от власти не собираются. И многие граждане поддерживают эту линию, считая, что всех олигархов надо посадить, что все надо поделить. Так что очень сложно будет кремлю помешать сохранить власть в 2007-2008 годах.

- В последнее время активно обсуждается вопрос укрупнения регионов, в частности объединения Питера с Ленобластью. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Кроме реформы губернаторского корпуса кремль задумал еще одну геополитическую реформу, которая называется укрупнение регионов. У Путина уже лежит на столе указ, по которому предполагается вместо восьмидесяти девяти субъектов федерации сохранить двадцать восемь. Некоторые цифры колеблются, но схема давно уже отработана. Кремлем называются три как бы главных плюса. Первое - меньше регионов, легче будет управлять. Второе - бедные области присоединятся к богатым, и богатые накормят бедных. И третье - будут ликвидированы национальные республики, они войдут в губернии, и это шанс, что Россия не распадется в условиях какого-то кризиса. Сейчас идет бурное обсуждение, как эту реформу дальше продвигать, поскольку с объединением Коми-Пермяцкого округа и Перми возились три года. Президент лично должен был приехать в Коми-Пермяцкий, этот малюсенький, округ и убеждать народ. Мост обещал через Каму построить, газопровод провести, асфальтовые дороги проложить - то есть объединение этой небольшой территории потянуло на несколько миллиардов рублей. Кремль посчитал, что если так тратиться на объединение регионов и все обещанное выполнять, то понадобится порядка сорока лет, чтобы провести укрупнение. А у Путина всего три года до выборов осталось. Поэтому родилась гениальная идея - провести общероссийский референдум с вопросом поименным: хотите ли вы, чтобы Россия была сильным единым государством, для чего необходимо вместо восьмидесяти девяти субъектов федерации создать двадцать восемь? Вопрос составлен так, что большинство проголосует "за". Особенно после того, как Владимир Владимирович перед телекамерой расскажет гражданам, как будет хорошо жить, когда будет всего двадцать восемь субъектов федерации. Я думаю, если эта мощная машина кремля будет запущена, референдум закончится победой кремля. Однако есть несколько но. Во-первых, в конституции записано, что статус субъекта федерации может меняться только с согласия самого субъекта федерации. А во-вторых, объединяя республики с областями, мы снова создадим колоссальные национальные проблемы. Особенно на северном кавказе. Все кавказские народы хотели в один котел бросить. Совершенно очевидно, что это крайне опасная геополитическая реформа. Мне как историку понятно, что с монетизацией льгот в историю государства российского не войдешь. А вот с административно-территориальной реформой, укрупнением регионов Путин стал бы вровень с Петром первым, который создал первые восемь губерний. Екатерина вторая провела реформу, создав сорок губерний. Владимир Владимирович станет третьим монархом, который провел величайшую реформу и обеспечил России целостность на века. А своей команде - гарантии власти. Ведь эти двадцать восемь губернаторов объединенных губерний будут назначены президентом. Эти большие губернаторы назначат маленьких губернаторов. И это будут уже не субъекты федерации, а провинции. Питерцы, пользуясь своей близостью к президенту, уже сказали, что не хотят быть в такой губернии, куда войдут Калининград, Псковская, Новгородская, Ленинградская области. Они только с Ленинградской областью хотят объединяться. Примерно такая же ситуация начнется и в других субъектах федерации. Непопулярные социально-экономические реформы пойдут тяжелейшим образом. И если на них одновременно наложить еще эту грандиознейшую реформу, то понятно, чем все закончится. Поэтому наверху пока не принимают такого решения. Кроме того эта реформа повлечет за собой изменение конституции. Хотя мы понимаем, что конституция в России растяжима до беспредела.

- И что же из всего этого выйдет? Чего нам ждать?

- Какие будут последствия? Насчет коррупции - совершенно очевидно, что она будет зашкаливать, поскольку в хлебные регионы или те, откуда идут основные денежные потоки, все захотят посадить своих людей. Вы понимаете, какие суммы будут вращаться при этом? Силовики захотят своего, питерские либералы - своего, команда политтехнологов из окружения президента - своего. А уже сейчас миллион баксов - минимум, который надо заплатить, чтобы получить губернаторское кресло. Думаю, это будет настоящий аукцион. Относительно перспектив, чего нам ждать? Варианты сегодня моделируются в двух соседних республиках. Самый простой вариант - это белорусский. Батька провел референдум, народ, по официальным данным, его поддержал. И у нас, по нашим опросам, уже сорок семь процентов граждан за то, чтобы Путину разрешить третий срок президентства. Сам Путин везде говорит, что не будет переизбираться, поскольку конституция не велит. Но если граждане попросят изменить конституцию, естественно, президент будет "вынужден" подчиниться воле народа. Второй вариант - это украинский вариант. Мы сейчас наблюдаем, что происходит на Украине. Путин лично ездил туда Януковича поддержать. Но украинцы не приняли безропотно волю царя. Кто там победит - для России это вопрос не менее важный, чем для Украины. Побеждает Янукович плюс белорусский вождь, такой матерый, авторитарный, и вот вам - три авторитарных мощнейших государства бывшего советского союза. Они закостенеют, превратятся в такую группу, которая будет и дальше вести политику на ужесточение ситуации в регионах. Ну, и третий вариант. Путин перед выборами возглавляет "Единую Россию", она побеждает на следующих парламентских выборах. Его выдвигают в премьеры России. А Валентина Ивановна Матвиенко - ближайший соратник Путина - идет в президенты. Ее, естественно, тоже народ "избирает". Она становится нашей английской королевой, проводит приемы, ездит за границу, милует наших граждан. А наиболее существенные полномочия передает Путину, который будет по-прежнему сидеть в кремле, куда переедет и правительство. Конечно, Владимир Владимирович будет в этом случае избран не всенародно, а только депутатами, и авторитет его будет ниже. Но в любом случае у власти сохранится если не сам ВВП, то его преемник, которого он назовет, и его команда. И для этого будет сделано все.  

Галина САВЕНКОВА, г. Ломоносов, Ленинградская область. Газета "Балтийский луч", 06 декабря 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики