ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОПРОСА О МОНЕТИЗАЦИИ ЛЬГОТ. НЕ МЕНЯЮТСЯ ЗВЕЗДЫ НА ДЕНЬГИ
Автор: Копшева Ольга
Регион: Саратов
Тема:  Социальные реформы
Дата: 23.12.2004

Историю превращения государственной социальной помощи в мину, часовой механизм которой выставлен на 2005 год, рассказал журналистам научный руководитель Центра социсследований и новаций Евгений Гонтмахер.

Докладчик чувствовал себя в теме, как рыба в воде. Еще в 1982 году, исследуя для кандидатской диссертации значимость общественных фондов потребления, он вычислил, что фонды эти тратятся прямо пропорционально уровню благосостояния семьи, то есть из общественной кормушки больше достается богатым, а не бедным. Этот вывод молодого ученого позже, уже для других - рыночных, а не социалистических времен, подтвердит Всемирный банк, подсчитавший, что объем соцподдержки в рамках льгот распределяется в России крайне неравномерно и только 20 процентов из него доходит до бедного населения.

Чтобы исправить ситуацию, несколько лет назад был принят закон, в котором речь шла о государственной социальной помощи тем, чьи доходы ниже прожиточного минимума. В рамках этого закона планировалось отменить все компенсации, льготы и выплаты, а высвободившиеся средства отдать на уровень местного самоуправления. Далее предполагалась следующая схема: бедный человек приходит в администрацию своего района и договаривается об услугах ему и членам его семьи на разницу между прожиточным минимумом и доходами. Этот закон не заработал. Политического ресурса на то, чтобы отменить льготы и собрать высвободившиеся деньги в единый фонд для последующей раздачи в города и села, не хватило. К моменту, когда политический ресурс был подтвержден итогами выборов президента Путина на второй срок, исказилась сама идея социальной помощи.

От людей решили откупиться деньгами. Эта крайне неэффективная форма поддержки на самом деле выгодна только государству. Потому что льготы в натуральном выражении не подвластны инфляции, а деньги под ее воздействием тают. И хотя в 720-страничном законе сказано об индексации денежных компенсаций и о том, что она происходит в том же порядке, как и индексация базовой части трудовой пенсии, это совсем не означает, что компенсацию будут индексировать вместе с пенсией.

Для подтверждения этого предположения достаточно последить за версткой бюджета на 2005 год. В нем предусмотрены средства на увеличение пенсии в феврале и в августе, но на синхронную индексацию денежных компенсаций средств нет.

Ответ специалистов разгневанным гражданам, почувствовавшим себя обманутыми, будет состоять из двух частей. Сначала в ход пойдет железная логика, что пособие не индексируется через месяц после его назначения, непонятливым процитируют закон о трудовых пенсиях, где написано, что она индексируется с учетом инфляции. В переводе на человеческий язык, это означает, что повышение производится решением органа исполнительной власти, который может учитывать инфляцию, а может и что-то другое. Повысив пенсию, свой долг перед нетрудоспособным населением за приближение дохода к прожиточному минимуму власть выполняет. А денежная компенсация, извините, к прожиточному минимуму отношения не имеет. Нигде не зафиксировано. Государство, отказываясь от взятых на себя в разные годы обязательств, решило сэкономить?

- Не получится! - утверждает Гонтмахер. - Когда решили полностью монетизировать все льготы, кроме жилищно-коммунальных, ужаснулась даже "Единая Россия".

Цифры, заложенные изначально в проект, начали меняться в разы в сторону увеличения. Результатом компромисса стал социальный пакет условной стоимостью 450 рублей в месяц. Их вычтут из назначенной каждой категории федеральных льготников компенсации и из сложенных вместе станут оплачивать бесплатное предоставление лекарств, санаторно-курортного лечения, пригородные электрички и проезд на междугороднем транспорте к месту отдыха и обратно. Может и не хватить рассчитанных средств. Потому что это самые дорогие и самые непредсказуемые льготы.

Специалист по социальной политике Гонтмахер удивляется, как специалисты бюджетного процесса вместо сокращения реальных расходов повесили на себя еще один федеральный мандат? Другой выход был? Был. Вводить денежные компенсации персонифицированно. Потратить 2005 год на составление добротных реестров. Каждого человека, претендующего на социальную помощь, приглашать прийти к соцработнику заявить о своих заслугах, болезнях, доходах и получить распечатку, сколько за них государство на данном этапе может заплатить. Кроме возможности для диалога, человеку в этом случае от лица государства оказывается уважение.

Люди из минфина России не обязаны, конечно, учитывать социально-психологические нюансы. Но вот питерский губернатор Валентина Матвиенко понимает, что, когда ветеран войны едет в общественном транспорте бесплатно, это значит, что его участие в боях за родину родиной воспринимается как заслуга, и она не знает, как поступать, когда в начале 2005 года ветераны ВОВ не будут брать билеты, получив за них денежную компенсацию. Советовать кондукторам выталкивать их из троллейбуса? Исключено.

Если бы законы проходили моральную экспертизу, то всех инвалидов и участников Отечественной войны, тружеников тыла и репрессированных стоило бы оставить за законом о денежной компенсации льгот. Не перестраивать их привычек. Дать дожить с теми льготами, что они привыкли получать. Дали только двум группам населения - Героям Советского Союза и Героям соцтруда. Но они пошли на очень смелый шаг. Они объявили, что выйдут на Красную площадь и положат свои звезды рядом с Мавзолеем.

Гарантированные и негарантированные карманы

О том, как реально будут выплачиваться денежные компенсации, рассказал журналистам управляющий ПФ области Николай Семенец.

Спешим обрадовать льготников из федерального списка - деньги они будут получать вместе с пенсией. В тех же отделениях Сбербанка и на тех же почтах. Первые выплаты таким образом стоит ожидать накануне Нового года. До 10 декабря деньги будут перечислены в Саратовский ПФ. Главное для таких льготников - попасть в реестр. Реестры, по сообщению Н. Семенца, собес и Пенсионный фонд составили и уже отправили в Москву. Чтобы подстраховаться, есть ли в списках вы, можно позвонить в свой территориальный пенсионный орган. Если не обнаружитесь, вас впишут. Все равно реестры еще какое-то время будут пристально рассматривать на предмет дублирования присутствия одних и тех же фамилий в разных списках разных категорий.

Николай Яковлевич демонстрировал журналистам полное спокойствие госчиновника, хорошо сделавшего свою работу. Оптимизма управляющему прибавляет, конечно, и то, что дополнительную работу, спущенную сверху, простимулируют материально. Уже достигнута договоренность об увеличении штатной численности отделений фонда на 44 человека, и еще 1,5 миллиона рублей фонду подбросят на компьютеры.

Но на самом деле проблем у пенсионного ведомства может возникнуть множество. Льготников федерального уровня в Саратовской области 187 тысяч. На областном уровне остаются около 400 тысяч. А что, если эти 400 тысяч, не разобравшись в том, какого они уровня, придут уже в январе требовать у Пенсионного фонда доплат к пенсии? А у них, во-первых, доплаты совсем другие, во-вторых, в областном бюджете декабря денег на них нет. И будут сидеть в одном троллейбусе два ветерана без права бесплатного проезда. У одного в кармане - тысяча из федеральной казны, у другого - пшик.

Непроясненным остается вопрос и с инвалидами. Они тоже входят в списки федеральных льготников. Их право на получение денежной компенсации уже в декабре не ставится в Саратовском пенсионном фонде под сомнение. Здесь составили табличку, в которой I группу приравняли к 3-й степени ограничения способности к трудовой деятельности, II - ко 2-й, III - к 1-й. А вот Евгений Гонтмахер считает, что автоматически переименовать группы на степени не получится. Во-первых, органы, определяющие нетрудоспособность, будут теперь федеральными, во-вторых, оценивать они будут действительную нетрудоспособность. То есть преподаватель вуза без ног вполне может быть признан трудоспособным.

С пресс-конференции Николая Семенца журналисты расходились растерянными: мало кто что из них на самом деле понял. Размышляя на крыльце, как помочь людям разобраться в грядущей реформе, если сами не компетентны, расстраивались. Пришлось немножко развеселить их привезенной из Москвы историей, услышанной от Гонтмахера.

Элла Панфилова в разговоре с Владимиром Путиным высказала тревогу, что монетизация плохо подготовлена. Президент предложил собрать общественность и поставить вопросы перед Жуковым и Зурабовым. Элла Панфилова попросила Гонтмахера помочь найти экспертов закона. И скоро выяснилось, что судьбоносный для страны закон мало кто читал.

Просчеты в расчетах

Руководитель Центра социальных исследований и новаций Евгений Гонтмахер убежден, что неподготовленность сложнейшей социальной реформы, важной для многих миллионов российских граждан, объясняется законом политической спешки.

Работает он так. В год выборов президента объявляется о непопулярных реформах и ведется подготовка нового законодательства, на следующий год реформы проводятся. Возмущение граждан для власти еще не страшно. У нее еще есть кредит доверия, и она рассчитывает с его помощью попросить граждан потерпеть временные неудобства в ожидании лучшего будущего. Если к следующему году это будущее и не наступит, расчет идет на то, что граждане привыкнут к неудобствам, а еще через год и вовсе забудут о том, как было четыре года назад.

Версия нарастания возмущения в этой математической модели не рассматривается. И совершенно напрасно, считает Гонтмахер. Приложив руку к правке 720-страничного закона, он экспертно оценивает ловушки, вольно или невольно расставленные создателями. Пребывая в заблуждении, что население не умеет считать, инициаторы закона могут и просчитаться.

К 1 октября 2005 года каждый из тех, кто получает льготы из федерального списка, должен будет определиться, оставит он себе социальный пакет в условные 450 рублей или возьмет его на 2006 год деньгами? С горожанами вопрос более-менее ясен. Большинство из них предпочтут лечиться и ездить в санатории за условные деньги. А вот сельские старики скорее всего выберут настоящую денежку. Этим они, конечно, снизят нагрузку на федеральный бюджет, но закон о том, что если где-то чего-то убудет, то обязательно пребудет в другом месте, никто не отменял.

Как только настоящие денежки перекочуют "под подушку", цены в сельских магазинах пойдут вверх. Но срабатывание законов рынка - не самое страшное следствие выбора октября 2005 года. Гораздо серьезнее - стариковская беззащитность перед медициной, которая вдруг станет для них, привыкших к бесплатной помощи, платной. Никаких скидок на лекарства, отказавшись от пакета натуральных льгот, старики уже не получат. Когда живые деньги будут истрачены на подарки детям и внукам, идти в больницу, занедужив, покажется бессмысленным. И придется или народными средствами лечиться, или ждать госпитализации. Вымирание стариков без медпомощи, может, и выгодно властям (уж простите за кощунство), но вот госпитализация ударит по региональному и муниципальному бюджетам. Койко-место будет для стариков бесплатным, но власти, в чьем ведении находятся больницы для сельчан, придется раскошеливаться. Те, кто сообразит подсчитать рост койко-мест, приходящихся на льготников, могут предъявить разработчикам закона о монетизации обоснованные претензии.

Претензии могут возникнуть и у внимательных читателей судьбоносного 122-го федерального закона. В его преамбуле записано, что материальное положение ни одного из льготников не должно ухудшиться. Это означает, что регионы должны вводить денежные компенсации не из расчета, сколько денег есть, а из расчета, сколько денег нужно. Допустим, в регионах-донорах это не проблема, регионы, заявляющие о дефиците бюджета, но вхожие в Кремль, добьются субсидий, дотаций, еще какой-нибудь формы матпомощи. Но что делать тем, кого Кремль в воспитательных целях оставит один на один с населением, лихорадочно подсчитывающим, что раньше льгот давали на 400 рублей, а сейчас - на 150? Кто-нибудь подумал о том, что судебные канцелярии могут завалить исками?

Обсуждая эту возможность с юристом горячей линии по правам человека Алевтиной Лесняковой, мы пришли к однозначному выводу о том, что хода таким заявлениям вряд ли дадут, измотав истца просьбами подтвердить свои претензии документально, уточнить действительного ответчика, организовать коллективный иск, попытаться перепоручить исковые требования грамотному адвокату или общественной организации, руководителям большинства из которых за семьдесят… Но ведь отрицательный результат - тоже результат. А для социальных волнений достаточно всего-то 10-20 процентов недовольных процессом монетизации.

Искренне стараясь предотвратить народные волнения, из регионов в Госдуму на стадии подготовки закона ушло множество писем, заявлений и обращений с просьбой повременить и не принимать антинародный закон. Говорят, что в Саратов пришел только один ответ только от одного из депутатов. Остальные не сочли нужным даже отзвониться. Есть сведения, что уже после одобрения закона и после того, как областная дума наскребла для проекта своего закона по 130 рублей на денежную компенсацию проезда в городском и пригородном транспорте ветеранам труда, другой депутат федерального уровня поклялся довести ее до 200 рублей, найдя средства в госбюджете. Все эти факты на самом деле не меняют ситуации.

Изменить ее можно совсем другим способом. Как полагает специалист по социальной политике Евгений Гонтмахер, следовало продумать схему спуска финансов вниз и закрепления ответственности за реформу по монетизации на уровне муниципальной власти. Тогда в случае сбоев подвергнутые соцреформе люди шли бы в свои районные администрации и в мэрии. Но муниципальные власти волей разработчиков закона оставлены за бортом процесса монетизации, и куда пойдет при нынешнем раскладе обиженный народ, трудно прогнозировать. Скорее всего сначала виноватыми окажутся все подряд, ну а потом, вполне возможно, что президент. Если его чиновники отчитаются о том, что вертикаль власти построена, то в ответе за все, что делается в стране, окажется именно он. Интрига состоит в том, что добро на монетизацию и политическую спешку дали одни и те же люди в кремлевской администрации. Правы они в своих расчетах или нет, мы узнаем в день президентских выборов.

Достоверно известно немного

Накал страстей в Саратовской областной думе не стихает. Вхожие к депутатам общественники бьются за справедливость, народные избранники - за избирателей, бюджетный комитет - за жизнеспособность главного финансового документа года, чиновники, заваленные вопросами, - за отсрочку ответов.

Четкой, достоверной информации о том, чего ожидать с 1 января 2005 года льготникам областного уровня, пока нет.

Из плохих известий - прописанное в законопроекте лишение льгот по оплате ЖКХ тружеников тыла, даже награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ.

Из хороших - полученное из Москвы подтверждение, что список заболеваний, лекарства для лечения которых или бесплатны, или дотируются государством, никто не отменял. Вроде даже подсчитано, что (без инвалидов, без больных сахарным диабетом, туберкулезом, онкологическими болезнями и ВИЧ-инфицированных) на выполнение утверждающего список 890-го постановления требуется 431 млн рублей. Но пока в бюджет 2005 года они не заложены.

Пока специалисты-бюджетники и чиновники-медики считают других больных, которых следует четко разнести по регистрам.

В поименном списке онкобольных пока 66 тысяч человек. В списке больных туберкулезом - 9 тысяч. Список больных сахарным диабетом пока неполный, но в нем уже 36 тысяч. 75 тысяч у нас психически больных людей… Инвалидам в возрасте ветеранов войны и труда предстоит определиться, кем они предпочтут быть - больными или ветеранами. Получать льготы по двум и более регистрам нельзя.

Информационная наивность

На днях президент Владимир Путин встречался в рабочем режиме с главой Пенсионного фонда Геннадием Батановым и главой фонда социального страхования Галиной Кареловой. Стенограмма разговора на одном из официальных сайтов президента поражает оторванностью собеседников от действительности.

- Как будет организовано санаторно-курортное лечение для инвалидов в следующем году? - спрашивает президент. А чиновники ему отвечают, что в этом году оздоровились 200 тысяч человек, а в следующем году смогут это сделать миллион инвалидов.

Президент доволен пятикратным ростом, но, чтобы совсем не сомневаться, просит порадовать его каким-нибудь еще положительным сдвигом. У чиновников он есть: очередность будет двигаться быстрее, потому что субъекты федерации теперь участвуют в отборе здравниц; самих здравниц, подавших заявку на участие в программе, больше, и задействованы целых 165 человек, которые разъясняют "льготным категориям граждан" их права по "горячей линии". Переусердствовав, чиновники даже взялись утверждать, что, по их мнению, "вряд ли существуют такие граждане из числа льготных категорий", которые не знают, куда им идти за информацией и где получать путевки. Президент не поверил и посоветовал продолжать информационную работу.

Информационную работу всем структурам, отвечающим за реформу, проводить на самом деле не так-то просто. Во-первых, вести ее намечено без денег, в форме пресс-конференций, когда командированный человек из власти рассказывает журналистам о том, как и что будет происходить, а журналисты должны донести эти знания до народа. Добровольно и как умеют. Из трех таких докладчиков (с разъяснениями уже выступали глава Саратовского отделения пенсионного фонда, председатель комитета облдумы по социальной политике и министр здравоохранения и соцразвития облправительства) только последний попросил принести тексты на сверку, чтобы разноголосицей восприятия еще больше не запутать народ.

Шансы проконтролировать тему у министра минимальным. Больно уж предложение оскорбительно - подразумевает, что журналист у чиновников на посылках ходит. Уважающее себя издание в такие игры с властью не играет. Так что давайте сами разбираться в приготовленной для жителей области реформе.

Тем более что совсем не на все вопросы у информаторов есть готовые ответы.

Журналист:

- Как человек, имеющий право на 50-процентную скидку по оплате за телефон и радио, будет получать ее?

А. Левин, министр:

- Механизм будет изменен. Человеку сначала придется оплатить полную стоимость, а потом 50 процентов ему вернут.

- Когда? Кто? Куда и как часто придется ходить с квитанцией?

- Пока это еще не известно. Но, скорее всего, вопрос будет решаться на уровне оператора.

- Федеральные льготники будут получать денежную компенсацию вместе с пенсией - на почтах, в отделениях банка, на дому. А куда идти льготникам областного уровня?

- Мы считали бы целесообразным производить и им выплаты через ПФ, но параллельно ведем разговор со Сбербанком и почтовой службой. Дней через десять этот вопрос может стать ясным.

- Федеральные льготники получат свои январские компенсации в декабре, до начала январских праздничных каникул, а областные?

- В декабре выплат им не будет однозначно, денег в бюджете на это нет. Но до конца января получат.

Напомним, что на сегодняшний день размер денежной компенсации взамен утрачиваемого с 1 января 2005 года права на бесплатный проезд установлен в 130 рублей для ветеранов труда и тружеников тыла и в 180 рублей для лиц, пострадавших от политических репрессий. И пока депутаты облдумы не видят реальных возможностей увеличить эти цифры. Между тем 24 ноября губернатор области подписал постановление о новых тарифах на проезд в общественном транспорте. За месяц до начала реформы проехаться по городу почти по всем маршрутам станет стоить на рубль дороже.

Так саратовские власти пытаются "обезболить" своим жителям переход к монетизации льгот. С одной стороны, заявления о том, что "есть закон, который мы обязаны исполнить", с другой - какое-то лихорадочная суета в погоне за рыночными отношениями, где цены, как известно, диктует количество живых денег на руках у населения.

После таких "обезболиваний" радует только одна информация с кухни реформы. 50-процентная скидка по оплате услуг ЖКХ оставлена для всех категорий льготников в натуральной форме. До 2006 года. Потому что много знающий о реформе монетизации руководитель центра социсследований и новаций Евгений Гонтмахер уже проговорился журналистам о переговорах в правительстве РФ, где готовят попытку заменить и эту самую распространенную натуральную льготу звонкой монетой. Потому что в рыночных отношениях дотации должны идти конкретному лицу, а не организации.

К рыночным этим принципам рачительного отношения к госденьгам очень подходит для иллюстрации еще один вопрос-ответ.

Журналист:

- Объясните, как формировались подготовленные к выплатам реестры с фамилиями льготников?

А. Левин:

- Сводились в целое уже имеющиеся списки различных организаций. Особое внимание обращали на то, чтобы одна и та же фамилия не попала в разные категории льготников.

На уточняющий вопрос, насколько реальны эти списки, ответ был строгим: надо начать исполнять закон. Дескать, время покажет.

Дорога с благими намерениями

Участник Великой Отечественной войны Петров Александр Иванович отстоял с утра в пятницу очередь в 20-й кабинет управления соцзащиты Заводского района, потом спустился со второго этажа на первый и отстоял очередь в комнату с ксероксом, вышел оттуда к картонному ящику из-под телевизора в коридоре и бросил в него ксерокопии в конверте. Участнику Великой Отечественной войны Петрову Александру Ивановичу не нужно было всего этого делать. В управлении соцзащиты ждут ветеранов труда и тружеников тыла - то есть льготников областного уровня.

По подсчетам работников управления, их в районе 30 тысяч. Сколько из них уже прошли по маршруту Александра Ивановича, нашему корреспонденту не сказали. Но он своими глазами видел, что стариков на этом новом для них жизненном перегоне не очень-то ласково встречают. В понедельник, среду, пятницу, с 9 до 13, еще держатся в рамках сухой вежливости работники собеса, а вне этих часов - извините уж: никаких очередей на лестнице быть не должно!

А старики идут, стоят, хватаются за сердце, падают в обморок. Кому и зачем нужно это одинаково напряженное для нервов двух сторон мероприятие?

Официальная формулировка: "Для уточнения паспортных данных и способа выплаты государственной социальной поддержки". В переводе на человеческий читай, что чиновники пытаются таким образом уточнить, сколько ветеранов собираются претендовать на возврат 50 процентов оплаты за установленные в их квартирах радио и телефон. Простая эта логика утяжеляется более сложной. В принципе, 50 процентов-то оплаты и до этого перечисляли по выставленным телефонистами счетам. Значит, у телефонистов все эти данные есть? Или все-таки нет? Ясно одно: чиновники в ком-то сомневаются - или в ветеранах, или в телефонистах. Но если в связистах, то почему старики стоянием в очереди должны расплачиваться за неразбериху между отдающими деньги и принимающими их?

Некоторые приходят в этот коридор по 2-3 раза. Они не верят, что из коробки их ксерокопии попали в надежные руки. Они попросту боятся остаться без копеек, которые им обещали вернуть. В Заводском районе - на сберкнижку. Ее в рамках этой унизительной процедуры нужно завести в Сбербанке и копию тоже сдать. Ветераны труда уже волнуются, как часто придется им стоять очереди в сберкассе, чтобы задать кассиру один-единственный вопрос: перечислили деньги или нет?

Беда в том, что деньги эти совсем не факт, что пойдут на сберкнижку. Нет еще механизма передачи этих денег нуждающимся в них, - объявил журналистам ответственный министр А. Левин. Вполне возможно, совсем другие ксерокопии придется нести совсем в другое место. То ли торопится городской комитет по труду и соцзащите администрации Саратова упредить процесс, то ли министр соцзащиты не в курсе разработанного механизма. Ничего не понятно. А телефон под номером 96-01-84 не отвечает. В трубке все время "занято". Фотокорреспондент зафиксировал: трубка снята и накрыта газетой. "Запарили!" - пояснили ему.

P.S. Руководитель комитета по труду Дмитрий Бунин в телефонном разговоре взял на себя ответственность за очереди в собесах. Комитет, подстраховываясь, действительно собирает данные о ветеранах, хотя письменного приказа на это масштабное мероприятие администрация города не давала. Людям все становится известно "по сарафанному радио". Дмитрий Бунин попросил через газету предупредить ветеранов о том, что конкретных сроков у процедуры нет. Даже тем, кто принесет нужные ему бумаги в апреле, все посчитают "с января".  

Ольга КОПШЕВА Саратов. Еженедельная газета "Толк", № 43, 10 ноября 2004 г., № 44, 17 ноября 2004 г., № 46, 1 декабря 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики