НАУКОГРАД - ПУТЬ В БУДУЩЕЕ
Автор: Козедубов Алексей
Регион: Озерск (Челябинская обл.)
Тема:  Экономика
Дата: 24.12.2004

Мы любим наш город, хотим в нем жить. И жить счастливо. Уже сегодня очевидно, что наше желание не может осуществиться без коренных перемен в экономике муниципального образования, во взаимоотношениях муниципальных структур, бизнеса и власти, без преобразования всей жизни Озерска. Мы и так отстали достаточно сильно от окружающего мира, и не можем дольше убеждать себя в том, что все прекрасно. Необходимо, взяв руки весь наш потенциал, рвануться вперед. В конце концов, наша судьба в наших руках. В настоящий момент, как уже не раз говорилось, одной из реальных направляющих к благополучию может стать статус наукограда. И чтобы не быть голословным, ссылаясь только нас собственные убеждения, хочется привести ниже то, что думают по этой проблеме лица, занимающие посты федерального уровня.

Вот что сказал корреспонденту "Озерского вестника" на семинаре "Клуба региональной журналистики" в Москве Б.Г. Салтыков, президент Ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества":

- Научные и научно-производственные города - это изобретение советской системы. Они жили в советские времена гораздо лучше, чем остальные. Города, в которые ввозилось все. А вывозилось знание. И вот такая оболочка не развивалась. В нормальной экономике - это не самовоспроизводящаяся структура. Почему? Да потому что подросли дети, и им нужно идти куда-то работать. Куда? Другой-то работы, кроме основного производства, практически нет. С открытыми городами дело обстоит проще. Они все-таки обычные в общепринятом понимании…

С закрытыми ситуация совсем иная, потому что они объективно должны быть закрытыми, и бюджет должен выполнять те функции, которые берёт на себя бизнес. Сложнейшая проблема. Есть и в Америке закрытые города. Те же, кстати, атомные. Мне посчастливилось за один визит посетить все три. Там тоже вас проводят по маршрутам. Туда нельзя, туда можно. А вот из этого окошечка можно посмотреть на реактор. А туда нельзя, господин Салтыков... Но всё-таки это города, включённые в нормальную систему. То есть ответ на вопрос "что делать с нашими ЗАТО?" довольно прост: необходима структурная перестройка. Нам нужно сделать из них нормальные города, чтобы было где учиться и работать, чтобы была и другая промышленность, но обязательно наукоемкая. Ну, раз такие кадры, этим надо пользоваться! Создавайте у себя малые инновационные фирмы, выпускайте наукоемкую продукцию. Сейчас мы пытаемся проводить такую работу в Снежинске, Сарове. Специально создан международный научный фонд под названием "Международный Научно-Технический Центр", который выделяет огромные деньги (примерно семьдесят миллионов долларов в год) на то, чтобы занять наших атомщиков гражданскими исследованиями. Важно, сделать из закрытых городов нормальные города, вписывающиеся в общую экономическую структуру наукоемким производством.

Слово А.А. Щегорцову, сотруднику отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации.

- Города и поселки, основное население которых составляли ученые и обслуживающие их специалисты, создавались, в основном, в 30-60-е годы для решения задач научно-технического развития и были полностью ориентированы на государственное финансирование. Именно в 30-е годы, в период их возникновения, начал получать распространение неологизм "наукоград". Основной задачей наукоградов стало обеспечение научного прорыва России, прежде всего, в оборонных технологиях. Большую роль в росте престижа наукоградов сыграла потребность в создании ядерного, ракетного и других видов нового оружия. В конце 40-х годов заработная плата в научных городках была поднята в несколько раз и длительное время с большим отрывом лидировала среди всех отраслей народного хозяйства.

Широкомасштабное финансирование оборонных отраслей науки позволило создать в них современную техническую базу и привлечь для работы ведущих ученых и первоклассных специалистов. Средняя заработная плата в подобных научных центрах превышала на 25-40 процентов среднюю зарплату в стране. Уровень смертности в научных городках был и остается в полтора-два раза меньше среднего показателя по стране и в два-три раза меньше, чем в ряде "ненаучных" городах и районах. Более высокая оплата труда всех категорий работников, система социальных льгот делали работу и проживание в компактных и благоустроенных поселениях научных работников не просто экономически выгодным, но и престижным занятием. В наукоградах происходила концентрация научных кадров. В результате научные городки (наукограды) стали составлять существенную часть научного потенциала, который позволял стране на протяжении 60-70-х годов сохранять лидерство в мире почти в половине научных направлений.

В настоящее время наукоградами можно считать 60 российских муниципальных образований с общей численностью проживающих около 3 млн. человек. Среди них есть города с населением порядка 100 тысяч и поселки с населением примерно 4-5 тысяч человек. Подобные научные поселения имеются в европейской части России, на Урале, в Западной и Восточной Сибири. В них сосредоточена большая часть экспериментальной базы физических исследований (Обнинск, Протвино, Дубна, Димитровград, Саров, Заречный Свердловской области, Черноголовка, Озерск Челябинской области, Снежинск и др.), физико-химической биологии (Пущино, Оболенск, Кольцово), научно-исследовательские институты и предприятия электронной промышленности (Фрязино, Зеленоград), аэрокосмического комплекса (Жуковский, Королев, Реутов) и др.

До недавнего времени на средства, выделяемые государством для осуществления научно-технических исследований, градообразующие институты и предприятия содержали всю городскую инфраструктуру - от коммунального хозяйства до транспорта и детских садов. Теперь эти функции отданы органам муниципальной власти. Решению задач по поддержке городской инфраструктуры мешает дефицит местного бюджета. В результате инфраструктура научных городков и поселков, которая содержалась только за счет целевого государственного финансирования научных программ, в настоящее время близка к разрушению.

Практически во всех наукоградах четко обозначилась тенденция утраты накопленного научного потенциала, ухудшились условия эксплуатации ядерно-опасных, химических и биологических установок. В сложившейся ситуации создается опасность безвозвратной потери уникальной научно-экспериментальной базы, сворачивания перспективных научных исследований, в которых Россия пока еще занимает лидирующие позиции в мире, а также возрастает вероятность крупных техногенных аварий с непредсказуемыми экологическими последствиями.

Между тем, наукограды способны содействовать не только развитию науки. Также они могут быть факторами экономического роста страны. В этом отношении показателен опыт Китая, создавшего некоторое подобие свободных экономических зон науки, наукоемкого производства. В 1300 таких зон трудится 43 миллиона человек, которые дали за прошедшее десятилетие стране около половины наукоемкой продукции и, несмотря на льготы, 58 процентов от всех налоговых отчислений в ее бюджет.

Осознание не эффективного использования потенциала российских наукоградов для социально-экономического развития страны обусловило необходимость принятия федерального закона "О статусе наукограда Российской Федерации". Цель данного закона - государственная поддержка муниципальных образований (городов и поселков), научно-производственный комплекс которых составляет основную часть их экономики. Предметом регулирования Федерального закона "О статусе наукограда Российской Федерации" является механизм присвоения (лишения) статуса наукограда тому или иному муниципальному образованию.

Финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности в наукограде осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, иных источников финансирования в соответствии с законодательством РФ. Данный закон дополняет существующую систему российского законодательство о науке, которая пока состоит из нескольких федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства. Наличие законов, регламентирующих состояние науки, является одним из условий её успешного развития. Например, в США организация науки возведена в ранг государственной политики и обеспечена мощной законодательной базой. Почти четыре тысячи федеральных законов регулируют проблемы, связанные с научной сферой.

В тоже время необходимо иметь в виду, что этот закон не в состоянии решить проблемы развития городов науки. Основной практический его результат заключается в создании возможности финансировать муниципальные образования, имеющие градообразующий научно-производственный комплекс, непосредственно из федерального бюджета. Такая возможность расширяет поле социально-экономического маневра исполнительной власти. Насколько успешно и эффективно эта возможность будет использована зависит от целого ряда обстоятельств, находящихся за пределами сферы действия названного федерального закона.

Вот высказывания уважаемых, заслуженных людей которые занимают не последнее место в политической и экономической структуре нашего государства. Оба говорят о том, что ЗАТО (нас интересуют именно ЗАТО) уже не могут существовать в том виде, в котором они существовали все эти десятилетия. И это не чья-то прихоть, а реальный взгляд на вещи. Необходимо четко осознать, что нынешняя схема закрытых городов не вписывается в современную экономическую систему страны. Нужен новый импульс, новый подход, чтобы не только выплыть в водовороте рынка, но и преуспеть в нем.

Идея создания наукограда в Озерске вовсе не выдумана Алексеем Овакимяном, как это пытались и пытаются представить некоторые чиновники нынешней администрации города. Наукограды - своеобразная палочка-выручалочка, задуманная федеральными властями для сохранения и приумножения высочайшего потенциала наших городов. В конце концов, любой разумный человек прекрасно понимает, что на продаже нефти и газа долго не протянешь, а атомные бомбы России в нынешнем мире в таком количестве уже не нужны. Государству требуются высокие технологии, наукоемкое производство, способное конкурировать на мировом рынке. И нам предлагают принести огромную пользу отечеству в дне сегодняшнем, как однажды ее принесли наши отцы и деды, создав из ничего мощный ядерный щит.  

Алексей КОЗЕДУБОВ, г. Озерск. Газета "Озерский вестник", № 99 (2619), 4 декабря 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики