СРЕДНИЙ КЛАСС - НЕ ПОСРЕДСТВЕННЫЙ
Автор: Каталевская Юнона
Регион: Каменск-Уральский
Тема:  Социологические исследования
Дата: 24.12.2004

Глядя на выходящих из современных автомобилей мужчин с маленькими кожаными сумками, обычно думаешь - вот они, типичные представители среднего класса.

Еще несколько лет назад среди них доминировали коротко стриженные, плотной комплекции, одетые в спортивные костюмы, не блистающие красноречием и манерами. Нынче в среде "иномарочных" мужчин все чаще можно встретить образованных, со вкусом одетых, либо одетых просто, но уместно, воспитанных.

В Каменске типичные "средние" (если говорить только о предпринимателях) открывают магазины, фирмы и конторы, крылечками коих щедро усеяны центральные улицы. Тем не менее, сам термин для нас относительно новый и практически не употребляемый жителями провинциальных городов. Почему? Богатых, к которым нередко относят и "середняков", у нас не любят. Каждый второй вам авторитетно заявит, что это дармоеды, набивающие карманы народными деньгами.

Между тем во всем мире уровень экономического развития общества определяется именно по доле, структуре и динамике роста среднего класса. На Западе он - подавляющее большинство населения. Пусть он (как и у нас) неоднороден по составу и делится на несколько уровней, но всех "средних" объединяет одно: это люди, нашедшие место в жизни, крепко стоящие на ногах, обладающие той или иной собственностью. Не нуждающиеся в государственной поддержке, а наоборот, формирующие приличную долю бюджета страны. В ряде государств малый и средний бизнес занимает больше половины экономического рынка. В том числе благодаря его финансовому здоровью хорошо чувствует себя и экономика страны.

В России средний класс занимает совсем небольшую нишу. В Каменске, например, около 1,5 тысячи предпринимателей, а также тех, кто официально в частном порядке занимается юридической практикой. Более 20 средней величины частных предприятий различного промназначения. Десятки фирм и частных лиц, специализирующихся исключительно на услугах для населения.

Малый и средний бизнес формирует более 10% доходов городского бюджета. Именно предприниматели дали в свое время работу немалой части каменцев, попавшей под сокращение или уволившейся с прежних мест, где месяцами не платили зарплату. Некоторые из мелких бизнесменов, кстати, сами вышли из последних категорий. Поначалу они торговали на рынках недорогой одеждой и обувью, пополняя гардероб каменцев. Расставляли повсеместно продуктовые лотки и киоски с более дешевой, чем в магазинах, продукцией. Потом открывали хлебопекарни, цехи по лепке пельменей, фирмы по продаже мороженого.

Сказать, что все шло благополучно, а наемные работники чувствовали себя защищено и комфортно, значит, покривить душой. Складывалось (и складывается) по-разному. Помню, лет 5-6 звонила в газету женщина, торговавшая в магазине у частника. Тот ежемесячно менял продавцов, "навешивая" на каждого огромные недостачи.

И подобных случаев, увы, немало. Правда, нынче, когда практически любая фирма нуждается в кадрах, все-таки существует выбор. И именно названное обстоятельство, помимо государственного надзора, заставляет хозяев думать об условиях труда и даже социальном пакете. Как пример: в ряде коммерческих фирм персонал обеспечивают бесплатными обедами.

Именно "частники" открыли в нашем городе новые аптеки и стоматологические кабинеты, пустили первые "маршрутки", открыли фирмы по производству мебели на заказ, мастерские по изготовлению дверей, ремонту автомобилей и установке электро- и водяных счетчиков.

Однако средний класс - не только предприниматели. Но и среднее звено руководителей предприятий и фирм, ведущие специалисты и другие "профи", "белые воротнички". А куда же тогда отнести учителей, врачей и других специалистов с высшим образованием? По социально-профессиональному статусу - к среднему классу.

Интересно, что существует еще и третий признак "средних": самоидентификация. Считает ли гражданин себя представителем среднего класса или нет? Когда я задала такой вопрос одному каменскому предпринимателю, закончившему престижный московский вуз, имеющему небольшое, но очень эффективное предприятие, он призадумался. А потом осторожно спросил: "А по какому признаку?"

Алексей Левинсон, один из руководителей аналитического центра "Левада-центр", говорит, что лестница статусов сегодня пережила серьезные изменения. И немалая часть респондентов относит себя к низшему слою среднего класса - 30-40%. К высшему - 9-10%. Остальные - к средней части среднего класса.

Но, так или иначе, все они - именно та доля населения, с которой и экономисты, и социологи, и политологи связывают будущее страны. Поскольку "средние" - наиболее инициативные, энергичные, деятельные, способные влиять на происходящее. Каменские предприниматели в свое время впервые объединились, когда власть попыталась ущемить их интересы. Дважды за последнее время они становились инициаторами судов против действий мэрии и гордумы.

Учителя, врачи нынче требовали повышения зарплаты. Граждане, пытающиеся отстоять правоту в разных инстанциях, обращающиеся в отдел защиты прав потребителей, к экспертам и юристам, в суды, нередко - именно представители среднего класса или по какому-то признаку приближаются к нему. "Средний класс заинтересован в том, чтобы действовал закон, - отмечает Алексей Левинсон, - так как он, в общем, не коррупционен".

Но, не вдаваясь в правовые материи, сегодня с осторожным оптимизмом можно обобщить: наиболее успешные и законопослушные представители каменских "средних" позитивно влияют на экономику города, в частности, даже на его внешний вид. Маленький штрих: вечером в слякотную осеннюю погоду на грязной пешеходной части проспекта Победы (в сторону Трубного - от улицы Кунавина до выставочного зала) встречаешь на своем пути только два чистых места, залитых искусственных светом, - напротив двух крупных магазинов, мощные светильники которых освещают неподдающуюся грязи "каменную" брусчатку. Может, слишком высокопарно, но ей богу, когда выныриваешь сюда из черно-серого пространства, так и напрашивается сравнение с лучом света в темном царстве.  

Юнона КАТАЛЕВСКАЯ, г. Каменск-Уральский. Газета "Новый компас", 26 ноября 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики