К РЕФОРМЕ ЖКХ ИДЕМ ИЗДАЛЕКА
Автор: Чепикова Марина
Регион: Уфа
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 24.12.2004

Частное предприятие "Импульс" из города Благовещенск Республики Башкортостан по итогам года заняло четвертое место во Всероссийском конкурсе на лучшее предприятие сферы ЖКХ за эффективную работу. Годом раньше оно отмечено благодарственным письмом Госстроя РФ "За активное участие в мероприятиях, направленных на развитие и совершенствование преобразований в жилищной и коммунальной сферах". Вот и судите сами, есть ли для рядового жильца разница: кто - государственная служба или частная - красит подъезды и строит детские площадки, сажает во дворе деревья и вворачивает перегоревшие лампочки. На реформу ЖКХ, пробуксовывающую уже десяток лет, можно ведь тоже по-разному посмотреть.

Сначала свысока

Жилищно-коммунальное хозяйство остается наиболее проблемной сферой в экономике и общественной жизни России. Разруха в отрасли достигла максимального масштаба, считает Михаил Делягин, руководитель Института проблем глобализации. Произошло это во многом потому, что ответственность сброшена государством на уровень местных властей, у которых в большинстве случаев нет ни организационных, ни финансовых возможностей поддерживать ЖКХ на должном уровне. Сегодня накоплены огромные долги, вызванные неплатежами бюджетов, бесконтрольностью, распадающимися основными фондами... Ситуация усугубляется неадекватной политикой в области реформ. Вместо того чтобы жестко вводить федеральные стандарты, которые чисто технологически ограничивают масштабы нарушений и превышения полномочий, государство пытается распространять рыночные отношения. Кроме того, оно повышает зарплаты бюджетникам, не давая регионам средств для этого шага. В результате на содержание служащих тратятся деньги, которых так не хватает для поддержания жилищно-коммунального хозяйства, для замены труб и котлов.

И с уровня забора

ООО "Импульс" создано три года назад по инициативе главы администрации города и выполняет все виды работ в системе ЖКХ. Жильцы двух микрорайонов Благовещенска (почти треть населения города) за два года сумели почувствовать разницу между государственным и частным подходми к обслуживанию своих домов. Второй, судя по отзывам и практике, много предпочтительнее, так как результативнее. Хотя дело здесь, наверное, главным образом, в руководителе и его подходе к порученному направлению деятельности. Глава администрации Благовещенска Анфас Абдуллович Нуртдинов так прямо и говорит: "Если б нашелся второй такой Кустов, отдал бы ему остальные дома, путь и там наведет порядок".

Александр Васильевич Кустов, возглавляющий ООО "Импульс", в системе ЖКХ работает уже более десяти лет, как специалист прошел огонь, воду и медные трубы: карьеру начинал на строительстве теплоцентрали, был начальником цеха керамзитового гравия на ЖБЗ... Когда началось кооперативное движение, ушел в свободное плавание - с друзьями выполнял частные заказы по ремонту и строительству. Накопленный богатый опыт природная хозяйская хватка и позволяют Кустову вести дела так, что "его" дома и дворы выглядят обновленными, посвежевшими, несмотря на свой приличный возраст. Довольны и получатели услуг и представители команды Кустова. Даже на притеснения по поводу огородов под окнами жильцы не ропщут: чаще всего это действительно безобразие - нагромождения из кольев и копны травы на проезжей части. Доходов от таких самостийных горе - участков ровно ноль. А Кустов, эстет, все-таки чаще уговаривает, чем ругается.

И опять свысока

17 ноября 2001 года постановлением правительства РФ № 797 была утверждена подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". Причем, одним из направлений программы было оказание государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса. Увы, организационно новая схема складывается с огромным трудом.

Президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева настаивает на том, что основная цель реформирования этой сферы - отделить экономику от социальной защиты населения. Сейчас пока все перемешано. ЖКХ - это "отрасль народного хозяйства", которая "сидит" на бюджетных дотациях и не может без них существовать, занимается планово-убыточной экономикой. Здоровая идея состоит как раз в том, чтобы организовать экономику на рыночной основе, то есть там, где возможно, ввести конкуренцию. Она не устает повторять: коммунальное хозяйство может и должно быть приватизировано, в нем могут быть либерализованы цены. Хлеб, молоко, предметы первой необходимости никем не дотируются, и никто не говорит, что это несправедливо. В тех секторах экономики, где в 1992 году была произведена единовременная реформа, ситуация уже нормализована, а в секторе ЖКХ до сих пор только усугубляющиеся временем проблемы и бесконечные, безрезультатные обсуждения путей их решения. ЖКХ - экономический сектор, потребление в нем носит коллективный характер, а потому для работы этой системы недостаточно только экономических факторов, должны быть задействованы и социальные мотивации. Государство больше не может и не желает нести обязательства в сфере ЖКХ и хочет передать их другому субъекту рынка. Но другого субъекта пока нет, государство его не сформировало, и передавать обязательства оказалось некому. Воспитание, помощь этому, рождающемуся в муках "крайнему", - задача не только политиков, экономистов и чиновников. Надежда Борисовна частый гость на заседаниях Клуба региональной журналистики фонда "Открытая Россия", все ее лекции пронизаны острой болью за сложившуюся в системе ЖКХ по всем признакам неблагоприятную ситуацию и резкой критикой за нерасторопность и невнятность действий властей, она пытается формировать то самое общественное мнение, которое должно сыграть роль снежной лавины, расчищающей путь новым отношениям на уровне "муниципалитет-двор-дом-жилец". Где первая составляющая должна логично смениться понятием - бизнес. Пусть даже не очень гладко и последовательно.

С колокольни субъекта федерации

О необходимости выходить на самообеспечение говорят на совещаниях разных уровней руководители правительства республики. Это связано с изменением с 2006 года системы финансирования работы местных органов власти. Помощи из госбюджета тогда ожидать будет бесполезно - она не предусмотрена. Нужно разрабатывать на уровне городов и районов Башкортостана планы социально-экономического развития с учетом требований современности. Осенью этой теме было посвящено выездное заседание правительства республики, где руководителей администраций городов и районов буквально ткнули носом в скудные положительные наработки в части пополнения бюджетов за счет малого бизнеса. Особенно в дворово-котельном и крыше-подъездном обслуживании. По словам заместителя Премьер-министра Правительства РБ Айрата Гаскарова, территории мобилизовали за первый квартал этого года чуть более трех миллиардов рублей. С учетом финансовой помощи республиканского бюджета - почти двух миллиардов рублей или 38,7 процента всех доходов - бюджеты исполнены на пять с лишним миллиардов рублей. По районам доля господдержки в среднем составляет 64 процента. Местами этот показатель достигает 90 процентов. При этом увеличилось число районов, которые хронически не выполняют плановых назначений по содержанию ЖКХ. Просроченная задолженность по оплате коммунальщиками услуг выросла за три месяца на 140 миллионов рублей.

Примеров тому, как сотрудники коммерческих фирм чинят крыши или зарабатывают на подметании дворов и вывозке мусора, в Башкирии единицы. Лидер здесь город Агидель, где замороженное пятнадцать лет назад строительство атомной электростанции стало толчком к вынужденному всплеску частного бизнеса, поиску точек приложения сил и новых источников доходов. Сегодня здесь более 70 процентов отчислений в бюджет приходится на предпринимательство, в сфере предпринимательства работает 70 процентов трудоспособного населения. Все более привлекательной для малых предприятий и частных инвесторов становится система жилищно-коммунального хозяйства. Например, превосходно зарекомендовало себя ООО "Теплостим", которое специализируется на внедрении энергосберегающих технологий". По словам главы администрации Агидели Валерия Федорова, коллектив этого предприятия более чем на 80 процентов оснастил жилищный фонд города квартирными водосчетчиками. Бюджетные учреждения и организации полностью оборудованы приборами учета воды, тепла и автоматическими системами регулирования теплоснабжения помещений - это помогает им экономить более 30 процентов бюджетных средств, направляемых на оплату теплоснабжения.

В жилых домах, учреждениях и организациях планомерно проводится замена металлических водопроводных труб на полипропиленовые. Благодаря быстрому восприятию всего нового и передового, частные ремонтно-строительные структуры Агидели успешно освоили новые технологии ремонта кровли и фасадов зданий с применением самых современных материалов.

В соседнем городе Нефтекамске последовательно реализуется стратегия реорганизации системы ЖКХ, ликвидируются ПЖРУ, взамен создано четыре частных предприятия, в сферу влияния которых вошли лицензируемые виды деятельности. Задача по созданию рынка труда, здоровой конкуренции, привлечению частного капитала в эту нишу стала одной из приоритетных для администрации. А глава администрации города Илюс Фагитович Гарифуллин удивил журналистом неизвестным им термином: по его словам, население "мышкует" - то есть, по мнению главы администрации, не сидит, сложа руки на месте, а пытается зарабатывать самостоятельно. И это очень хорошо. Вот бы все, облеченные властью, разделяли это мнение!

Близнецы-братья?

С реформой ЖКХ теснейшим образом связана реформа муниципального и городского самоуправления, которая начнется в регионах в 2005 году. Закон о местном самоуправлении категорически запретит принимать нормативные акты, предусматривающие вмешательство в действия муниципальных властей в пределах их компетенции. Сегодня в обязанности муниципальных органов власти, как известно, входит огромное количество функций - от обеспечения льгот ветеранам до финансирования школ и больниц. Однако источников доходов для выполнение всех этих важнейших функций у местного самоуправления нет. Реформа должна покончить с таким положением. Количество обязанностей у муниципальных образований резко сократится. На долю муниципального уровня власти остается только жилищно-коммунальное хозяйство и частичное финансирование милиции и пожарных. Расходы на ЖКХ тоже сократятся, поскольку в соответствии с жилищно-коммунальной реформой они частично перекладываются на население.

За каждым уровнем власти будут закреплены налоговые источники, необходимые для полноценного исполнения собственных полномочий. Планируется передать на местный уровень 100-процентного налога на имущество и землю, но какие точно налоги привяжут к каждому уровню муниципальных образований, станет известно позднее, когда Минфин подготовит поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. Законопроект о местном самоуправлении перекраивает карту муниципальных образований. Вместо 12 000 существующих появятся около 34 000 городских и сельских поселений, которые войдут примерно в 2000 муниципальных районов. Функции поселений по распоряжению финансами и собственностью против нынешних урезаются. Они отходят муниципальным районам. Второй тип образований - городские округа, которым сохранят существующий набор муниципальных функций и передадут часть от муниципальных районов.

В одобренном Госдумой РФ проекте эксперты усматривают стремление, по сути, ликвидировать местное самоуправление, встроив его в жесткую вертикаль подчинения. Президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева расценивает это как ущемление местных бюджетов. Городские округа, по закону, могут быть созданы на базе городов с численностью свыше 200 000 человек. Таких сегодня чуть более 30. "На остальной территории губернаторы выстроят жизнь по своему образцу", - предсказывает председатель Конгресса муниципальных образований Олег Сысуев. Многие не видят ничего хорошего в том, что местное самоуправление станут насаждать сверху. Надежда Косарева предупреждает: "Налицо тенденция к централизации власти. В стране не будет независимого местного самоуправления, а появится третий уровень госвласти. Денежное обеспечение, финансовый административный контроль возьмут на себя федеральный центр и субъекты Федерации. Роль населения сведется к нулю". То есть реформу ЖКХ необходимо проводить незамедлительно, передавая обслуживание жилья в руки частных компаний, стимулировать их налоговыми льготами.

Опять свысока

Руководитель Высшей школы экономики профессор Евгений Ясин убержден, что уговорить множество разных квартировладельцев организоваться, чтобы совместно выходить на рынок услуг ЖКХ в качестве покупателя, - задача сложная, но решаемая. Роль общества здесь велика. Еще важнее - позитивный опыт, накапливаемый по крупицам.

Для того чтобы люди платили за жилищно-коммунальные услуги, у них должен быть достаточный доход. Рост доходов, в свою очередь, связан с ростом производительности труда. В системе ЖКХ России есть дотации, которые платит государство за содержание жилищного фонда, есть заниженные цены на энергию, на тепло, на газ, есть масса других льгот, которые граждане воспринимают как заслуженное благо.

Система ЖКХ до сих пор стоит на административном ресурсе - и это, по большому счету, постсоветская система. Но многие, наконец, понимают, что только тогда, когда появится инициатива снизу, можно будет говорить о том, что реформа ЖКХ это почва, на которой может вырасти жилищно-коммунальная идиллия.

Опять от забора

На обслуживание "Импульсу передано более ста домов. В месяц из бюджета города на их содержание выделяется порядка 220 тысяч рублей, нормативы для частников одинаковы со службами муниципального подчинения. Шиковать на такие деньги, конечно, невозможно, но при рачительном подходе на латание дыр в крышах, посадку деревьев и кустарников, уборку дворов и вывозку мусора хватает. Причем дома "Импульсу" достались в основном старой постройки, деревянные, один даже один уникальный экземпляр 1756 года рождения. Там была усадьба, больница, а теперь несколько квартир. "Не бизнес это, конечно, - реально оценивает ситуацию Кустов, - а повседневная работа. Прибыли нет и быть не может, что зарабатываем, то и вкладываем в развитие предприятия". А смысл всей затеи именно в том, чтобы делать лучше, быстрее, вежливее, чем в традиционных городских службах. Главное: фирме удается доказывать квартиросъемщикам, что обслуживаться частным образом - вовсе не значит себе в убыток.

За короткий срок всего сорок сотрудников "Импульса" смогли заменить шиферную кровлю подведомственных домов мягкой, поменять на металлические входные двери подъездов, изготовить и установить контейнеры для мусора, скамейки, урны, обустроить заново несколько детских площадок... Шесть домов готовы под проведение капремонта, в остальных ведутся работы по благоустройству. Нынешней весной посадили более пятисот саженцев, привезенных из леса. Осенью разнообразили насаждения рябиной и липой. Это ведь как в сказке без начала и конца - высохла краска на стенах четвертого подъезда, можно заново начинать красить первый... А господин Кустов ежевечерне на личной машине объезжает подведомственные дворы с осмотром - все ли в порядке? Такой вот он идеалист: искренне верит в то, что от него, от его частной фирмы зависит благополучие тысяч жителей. Так есть в одном отдельно взятом городе. Так должно быть везде?  

Марина ЧЕПИКОВА, Уфа. Журнал "Этажи", 20 декабря 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики