НЕ ВСЕ ЕДИНО
Автор: Девицын Виктор
Регион: Нижний Новгород
Тема:  Проблемы образования
Дата: 27.12.2004

У ЕГЭ есть как сторонники, так и противники

ЖАРКИЕ СПОРЫ о том, надо внедрять в практику Единый государственный экзамен, или следует воздержаться от этого нововведения, продолжаются в регионе уже не первый год. Как у первой точки зрения, так и у второй есть сторонники и противники, а чаша весов продолжает колебаться.

К примеру, губернатор Нижегородской области рекомендовал региональному министерству образования отказаться от проведения на территории субъекта единого государственного экзамена для школьников уже во второй раз. Об этом сообщила заместитель министра образования и науки администрации Нижегородской области Елена Родионова, выступая на прошедшей в Нижнем Новгороде международной научно-практической конференции "Язык и культура в новом образовательном пространстве". По ее словам, из правительства РФ на имя Геннадия Ходырева пришло письмо с предложением завизировать постановление кабинета министров о введении на территории Нижегородской области единого государственного экзамена для школьников.

Предложение не принято

Министр образования и науки правительства Нижегородской области Сергей Наумов неоднократно заявлял: единый государственный экзамен будет введен в Нижегородской области только по принуждению министерства образования РФ. А поскольку предложение - это еще не приказ, школы региона продолжат тестировать выпускников по старинке.

По мнению министра, ЕГЭ позволяет оценить лишь одну двадцатую часть знаний выпускника. Он сообщил, что в нескольких школах Нижегородской области был проведен эксперимент, в ходе которого отличники написали тест на "три", тогда как троечники, натасканные учителями именно на тестирование, показывали отличные результаты. И только в ходе собеседования со школьниками выяснялся их истинный уровень знаний.

Директор солидарен с министром

Сергей Наумов также опасается, что при введении ЕГЭ произойдет деградация существующего в России принципа широкой подачи знаний в школе: учителя, ориентируя школьников на вопросы теста, начнут давать детям более узкий объем знаний. Министр добавил, что учащиеся из других регионов, сдавшие ЕГЭ в школах, при поступлении в нижегородские вузы должны будут сдавать вступительные экзамены.

Негативную оценку ЕГЭ дают и учителя-практики Нижнего Новгорода. К примеру, директор школы № 91 Игорь Богданов, анализируя позиции доклада министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, заявил, что реформа, в том числе из-за введения ЕГЭ, приведет к крушению системы российского образования, которой завидуют многие страны и которая дает российским специалистам конкурентное преимущество. И предложил провести внеплановое заседание городской Думы, на котором следует принять постановление о несогласии Нижнего Новгорода с политикой, проводимой в сфере образования.

Непонятно, но бороться надо

Новое никогда не внедряется в практику беспрепятственно: вспомним, хотя бы, сколько говорили о вреде мобильных телефонов, ставших, тем не менее, неотъемлемым атрибутом сегодняшнего дня. Аналогичная ситуация, по мнению специалистов, складывается сегодня и с ЕГЭ. Доктор экономических наук, профессор и научный руководитель института развития образования Государственного университета "Высшая школа экономики" Евгений Сабуров на одном из семинаров Клуба региональной журналистики "Из первых уст" сравнил отношение к ЕГЭ с отношением к ВТО: многим не вполне понятно, что это такое, но бороться надо. И привел весьма веские аргументы в пользу новой системы оценки знаний подрастающего поколения.

По мнению профессора Сабурова, существующая сегодня в России система образования разорвана: одна ступень не доверяет другой, между ними лежит целая пропасть, которую детям приходится преодолевать, сдавая на каждой ступени экзамен. Практика такова, что во многие школы с именем уже есть вступительные экзамены - то есть школа не доверяет детскому саду. Далее следует относительно монолитная школьная лестница (начальная, общая, средняя ступени), после которой опять возникает разрыв до вуза. Преодолеть этот разрыв без ЕГЭ можно по трем мостикам: белому (честный конкурс), серому (репетиторство) и черному (взятки и связи). Преодоление каждого из них, кроме первого, стоит для родителей немалых денег, поэтому профессор делает вывод: существующая система образования представляет собой не равные возможности для учеников, а конкурс родительских кошельков.

Энциклопедизм - за свой счет

Развивая тезис о пользе ЕГЭ, столичный профессор признал, тем не менее, и наличие нареканий в адрес единого экзамена: "Первыми возмутились ректоры. Конечно, система оценки знаний по ЕГЭ имеет недостатки. Но причина возмущения ректоров, думается, в другом: они могут потерять такой дополнительный заработок, как репетиторство. Другой минус - психологический удар, который получает выпускник в случае неудачного тестирования. Ему надо дать еще одну попытку пройти путь от школы до вуза с вступительным экзаменом".

Цель образования, как видит ее Сабуров, - воспитать человека приспособленным к жизни, дать ему в школе и после нее то, что понадобится в дальнейшем. А образовываться надо постоянно, поскольку спрос на рынке труда постоянно меняется. Какой-то стандартный минимум должна дать школа по своей программе, а более широкие знания каждый должен получать по внешкольным программам, в этом должна быть усилена роль семьи. По мнению Сабурова, школьная программа - к примеру, по литературе - может сделать ребенка нервным, если он будет читать все, что предписано: "Песнь о Буревестнике", "Разгром", "Котлован", "Мастера и Маргариту".

"Если у нас это список святых - давайте спорить. Итальянцы в школе изучают только Данте, Бокаччо и Петрарку. Если там расширить программу - родители разнесут школу", - утверждает Сабуров. И продолжает: "Стандарты - вещь тяжелая. Но скажите, в чем провинился математик, которому всю жизнь приходится помнить, что крокодил несет яйца?".

Избавить ученика от бездумного накопления информации, оптимизировать систему образования, на которую тратится немало бюджетных средств - именно в этом Сабуров видит смысл реформ, в числе которых и Единый государственный экзамен.

Кстати

Заместитель министра образования и науки администрации Нижегородской области Елена Родионова сообщила, что по существующему проекту реформы школьного образования, иностранный язык не входит в 75 процентов учебных предметов, которые будут преподаваться бесплатно. По словам замминистра, правительство РФ определило минимально необходимый уровень функциональной грамотности по иностранному языку. В преподавании языка решено ориентироваться на пороговый уровень Совета Европы - то есть на умение понимать иностранный язык, читать, писать и разговаривать на нем. Поэтому возникла необходимость познакомить учителей с новейшими разработками в области преподавания иностранных языков, чтобы достичь требований, заложенных в программе Совета Европы, и сделать выпускников школ конкурентно способными на рынке труда. В настоящее время министерство образования и науки области разрабатывает новые методики преподавания иностранных языков, которые лягут в основу национально-регионального компонента преподавания языка в школах Нижегородской области. В компетенцию региональных властей отнесен выбор учебников, методики преподавания и приоритетных для изучения тем.   

Виктор ДЕВИЦЫН, Нижний Новгород. Газета "Российская газета" (Приволжская полоса), № 283 (3660), 22 декабря 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики