ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА ПАЛАТА № 3?
Автор: Савенкова Галина
Регион: Ломоносов
Тема:  Текущая политическая ситуация глазами лекторов
Дата: 12.01.2005

В среду, 22 декабря, госдума в первый раз села за обсуждение идеи Путина о создании в России общественной палаты. В прессе появились рассуждения о том, как необходима обществу палата № 3 (палатами 1 и 2 называют совет федерации и госдуму). Создание такой палаты, говорят нам издания, имеющие имидж демократических, будет способствовать развитию общества, установлению его связи с государством. А чтобы народ понял и осознал важность и необходимость такой структуры, в ход пустили ставшую очень модной американскую страшилку о том, что западные фонды, финансирующие российские общественные организации, на самом деле - агенты влияния запада. Что против нас идет холодная война, а фонды проводят в России антинациональную политику. Внимательный читатель в этих публикациях увидит уже и до боли российское, до боли знакомое слово - враг, причем враг внутренний, который с помощью американских фондов разрушает наши промышленность, науку и даже институт семьи. Словом, диверсия и саботаж. Кому, как не нам, пережившим сталинский террор, знать, что следует за этими понятиями. Так вот, убеждают нас, чтобы со всем этим бороться, и надо создать общественную палату. Формирование общественной палаты надо дополнить принятием закона, - рассказывают народу наши коллеги журналисты. И все как бы гладко, своевременно и обоснованно. И только об одном умалчивают масс-медиа: о том, что в действительности имеет место быть вовсе не идея, которую только-только начали оглашать и обсуждать. На самом деле уже существует законопроект о создании такой палаты, и появился он еще в ноябре. Согласитесь, было бы логично именно его обсудить всенародно, ведь речь идет о формировании органа общественного, то есть представляющего интересы общества - нас с вами. Увы, текст законопроекта за полтора месяца его существования до той самой общественности доведен не был. Так не дурят ли нас в очередной раз, пытаясь страшилками об угрозе безопасности страны прикрыть какие-то свои особые интересы, никаким образом не касающиеся интересов народа? Суть законопроекта "Об общественной палате" мы попросили прокомментировать руководителя юридической службы института региональной прессы, кандидата наук Дарью МИЛОСЛАВСКУЮ.

- Дарья Игоревна, позавчера прочитала в "Комсомолке", заметьте, самой популярной газете в стране, фразу о том, что общественная палата займется контролем исполнительной власти, члены ее будут участвовать в работе министерств и создавать там свои общественные советы. Они будут производить экспертизу всех законопроектов. То есть это будет такое всенародное участие во власти. Да это же полная демократия, власть народа, закрепленная законом "Об общественной палате". Что вы об этом скажете?

- Я предлагаю сделать просто. Вот у меня в руках проект этого закона. Давайте вместе пройдемся по его тексту и тогда, наверное, без всяких комментариев будет все понятно. Итак, читаем: "Общественная палата - это ни что иное, как форма взаимодействия". То есть это не демократический институт, не орган, не организация - это нечто, что не может быть зарегистрировано, не может существовать отдельно, как юридическое лицо. Форма взаимодействия - это нечто совершенно нематериальное и совершенно не имеющее ни ответственности, ни материального выхода. Читаем дальше: "Форма взаимодействия федеральных органов государственной власти, обеспечивающая учет разнообразных потребностей и интересов граждан Российской Федерации при проведении государственной политики в пределах своей компетенции". Посмотрим, какова же компетенция. Это "защита прав общественных объединений". Но что такое общественные объединения с юридической точки зрения? Когда в законе написано "общественное объединение", то речь идет только об общественных организациях, общественных фондах, общественных учреждениях - то есть органах общественной самодеятельности. Соответственно, любая организация гражданского общества, которая зарегистрирована в другой форме, уже не попадает в поле действия закона. Дальше: "а также осуществление общественного контроля". Что такое общественный контроль? Ни в одном нормативном акте понятия общественного контроля нет. Это нечто, что каждый понимает по-своему. Теперь попытаемся понять фразу "контроль за деятельностью органов публичной власти". Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти - очень хорошо звучит: мы сейчас все проверим, всех под контроль поставим. А что такое публичная власть по закону? Нет в законодательстве понятия публичной власти. Таким образом, нас с вами держат за полных неучей, способных проглотить абсолютно бессмысленные в правовом смысле фразы.

Идем дальше по тексту: "Общественная палата формируется добровольно, на началах невмешательства органов государственной власти". Очень демократично, но теперь посмотрим страницу 6, статью восьмую, излагающую порядок формирования общественной палаты. И увидим, что стоит за красивыми словами о невмешательстве и добровольности. За этим стоит следующий порядок формирования. По первому варианту "орган исполнительной власти представляет президенту список общественных объединений". Второй вариант еще лучше: "президент определяет 42 гражданина, имеющих выдающиеся достижения, особые заслуги перед Российской Федерацией и обществом". Соответственно, президент утверждает 42 члена общественной палаты, избранных им. Президент и государственная дума определяют 18 общероссийских общественных объединений, которым предлагается принять участие в общественной палате. Вот оно - невмешательство органов государственной власти в формирование и деятельность палаты. Вы можете подумать, что общественная палата призвана обеспечивать защиту интересов граждан. Но в проекте слово защита употребляется в следующем контексте: защита конституционного строя. Удивительно, но народный орган призван обеспечивать не интересы народа, а "объединение и согласование интересов граждан, общественных объединений и государства для решения вопросов". При этом понятия "безопасности общества" в российском законодательстве пока нет. Значит, речь идет о безопасности государства? Что еще делает палата? Она привлекает общественные объединения и граждан к реализации государственной политики. Ну, нынешняя государственная политика нам с вами вполне понятна. Поэтому, как палата будет привлекать, кого и для чего, совершенно ясно. Еще палата займется "выдвижением гражданских инициатив, имеющих общее российское значение". Это очень трогательно, но кто будет определять, каким образом будет определяться, какая инициатива имеет общероссийское значение, а какая - региональное? Теперь об определении приоритетов государственной поддержки "общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества Российской Федерации и реализацию государственной политики". По сути, деньги госбюджет будет выделять на реализацию государственной политики, а не на народные нужды.

Пятая статья законопроекта - это кодекс этики членов общественной палаты. Самого кодекса, конечно же, нет. Но уже сказано, что члены общественной палаты должны подчиняться некоему кодексу этики, а если они этого делать не будут, то их оттуда попросят. Нам с гордостью говорят, что членам политических партий и чиновникам путь в палату будет закрыт. Звучит хорошо. Но в проекте сказано - не членам, а представителям. А поскольку понятия "представитель политической партии" не существует, то любой гражданин, являющийся членом партии, в палате работать может. Если, конечно, будет назначен президентом. Понятно, члены какой партии войдут в палату?

Кто же еще войдет или не войдет в палату? Об этом - на седьмой странице проекта: "Для того, чтобы общественное объединение было включено в общественную палату, оно должно представить показатели достижений общественных объединений существенных общественно значимых результатов деятельности, экспертный потенциал, социальную базу". О каких показателях каких достижений идет речь? Ни в каких законах таких понятий нет. Дальше мне как юристу совсем непонятно: что же это за "признаки социальной и территориальной идентичности", требующиеся для участия в палате.

Общественная палата, если вы помните, в одном варианте формируется органами исполнительной власти из общественных объединений, в другом варианте - президентом. Но в любом случае простой гражданин членом общественной палаты быть не может. Вот посмотрите в одиннадцатой статье: членом палаты может быть "направленный постоянно действующим государственным органом общественного объединения для участия в работе общественной палаты гражданин Российской Федерации, достигший 18-ти лет". То есть я как человек, не принадлежащий ни к одному общественному объединению, не могу стать членом общественной палаты. "Члену общественной палаты - это уже второй пункт четырнадцатой статьи - возмещаются расходы, связанные с осуществлением им обязанностей члена общественной палаты". Как вы думаете, что это могут быть за расходы? Ну, хорошо, проезд, машина. А что такое "компенсация в размере, определенном законом"? Чем отличается возмещение расходов от оплаты компенсации? Общественная палата, между прочим, будет финансироваться из федерального бюджета. А деньги в федеральный бюджет перечисляют налогоплательщики. Так на что же пойдут народные денежки?

Теперь поговорим об основных формах работы палаты. В проекте сказано, что основная форма - это участие в пленарных заседаниях, слушания по общественно важным проблемам. Но кто бы мне сказал, что такое общественно важная проблема? Это еще предстоит узнать. Вероятно, членам общественной палаты, но не нам с вами. Одна из главных задач палаты - экспертиза законопроектов - говорят нам. Об этом гласит девятнадцатая статья законопроекта: "В обязательном порядке общественная палата проводит экспертизу законопроектов, затрагивающих вопросы: внесение изменений в конституцию, регулирование прав и свобод человека и гражданина и обеспечение общественной безопасности и правопорядка". Судя по законопроекту, обязательной экспертизе подлежат всего несколько направлений, главное из которых - поправки в конституцию. То есть можно предположить, что палатой будет внесено некое изменение в основной закон страны, и на этом общественную палату можно будет распустить. Спасибо большое: все, что нужно, все, для чего вас создавали, вы сделали. Что касается других направлений, например, прав и свобод, то не дай бог, если нас решат ограничить в праве передвижения, а это собираются сделать уже довольно скоро, и общественная палата это одобрит. А одобрит она все, что ей велят одобрить. Тем более, что для вышеназванной экспертизы законопроектов будут привлекаться сугубо государственные учреждения, а не независимые эксперты.

Теперь статья двадцать третья. Название очень обнадеживающее: "Поддержка общественной палаты и гражданских инициатив". "Сбор и обработка информации об инициативах граждан", как сказано в этой статье, - это хорошо, но, простите, каких инициатив? Инициатив, направленых на реализацию государственной политики Российской Федерации - так сказано в другой статье данного законопроекта. Вы думаете, что вы будете что-нибудь знать о деятельности общественной палаты? Да, она публикует доклад, но не доклад о своей деятельности, а доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. Да и это вы будете знать только в том случае, если подписаны на "Российскую газету".

Несколько слов о том, как нашей с вами палате будет представляться информация. Вы помните, что общественная палата - это не люди, а форма взаимодействия? Так вот, органы власти этой форме взаимодействия будут предоставлять некие сведения "за исключением тех, которые составляют служебную, личную, военную и государственную тайны". Ну, хорошо, с военной и государственной тайнами все понятно. В палате сидят враги народа - представители гражданского общества, нельзя им эти секреты знать. Ну, а как насчет служебной и личной тайн? Под личную тайну можно подвести любую информацию, которая не попала в информацию открытого доступа. Можно рассказать о принятых решениях органами государственной власти, о том, что они собираются принимать. Все остальное - служебная тайна. А личная - любая информация, которая связана с деятельностью человека вне стен его кабинета. Вот начнут вдруг рассматривать вопрос о коррупции того или иного чиновника. И будет сказано: он в кабинете хорошо себя ведет, в дальше - его личная тайна: где он, с кем, на что дом построил. То есть эти четыре перечисления тайн любую информацию закрывают.

Ну, и в заключение статья двадцать восьмая: "Аппарат общественной палаты является государственным учреждением". Представляете, 42 человека в палату выберет президент, а потом скажет: "Товарищи, у нас есть хороший человек. Давайте-ка его в аппарат". Кто ему откажет? Госучреждение во главе народного органа - это полный нонсенс.

Таков первый проект закона об общественной палате. Надеюсь, он будет пересмотрен. Или, по крайней мере, будет проведена серьезная юридическая экспертиза. Но, хотим мы этого или не хотим, законопроект скоро станет законом. И я хочу, чтобы наши граждане имели представление о том, кто будет входить в палату, как она будет формироваться и для чего она нужна. Мое мнение: общественная палата должна будет одобрить изменения в конституции. С какой целью власть, дослуживающая второй срок, хочет менять основной закон страны, подумайте сами.  

Галина САВЕНКОВА, г. Ломоносов, Ленинградская область. Газета "Балтийский луч", 10 января 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики