Алтайские журналисты заставили всех вспомнить о том, что еще не забыты профессиональные принципы, а гражданское общество для них - не пустой звук. А поводом стало их заявление. Оно названо "Пресса против оболванивания народа". В нем выражается протест против беспрецедентного давления на местные средства массовой информации. Многим журналистам было сделано предложение принять участие в кампании против депутата Госдумы Владимира Рыжкова. При этом открыто говорилось, что участие в этой компании - своеобразный тест на лояльность Кремлю, а тон разговоров был жестким и ультимативным.
Сам Рыжков объясняет кампанию, которая развернулась против него, принципиальной позицией, которую он занимает по важнейшим вопросам жизни страны, в частности - критику последних решений президента Он говорит, что кампанией по его дискредитации руководит высокопоставленный чиновник из Кремля, а ее цель - вывести депутата из большой политики. По некоторым оценкам, на эту кампанию было потрачено 200 тысяч евро.
Предложение возглавить кампанию по дискредитации Рыжкова вначале было сделано Валерию Савинкову, редактору независимого информационного агентства "Банкфакс". Говорит Савинков.
Синхрон:
"Мы встретились в ресторане. Молодой человек показал паспорт на имя Дмитрия Соболева и сказал, что он политтехнолог, который должен организовать кампанию по дискредитации некоего политика. Показал фото Рыжкова, но ни разу его фамилию не произнес, называл его "Дедом Морозом". Дал понять, что его заказчиком является администрация президента. Судя по умению вести беседу, человек явно прошел специальную подготовку. Он предложил мне немалые деньги и мандат депутата Госдумы. Я так понял, что взамен выбывшего Рыжкова… Когда я отказался от сотрудничества, он заявил, что в этой войне пленных не будет и что у меня есть выбор - либо сидеть за рычагами бульдозера, либо вместе с Рыжковым оказаться под его колесами."
После этого аналогичное предложение Дмитрий Соболев сделал крупнейшему на Алтае независимому издательскому дому "Алтапресс". По словам редактора отдела политики Дмитрия Негреева, пришедшие к нему люди сказали, что это тест на лояльность Кремлю, и в случае отказа публиковать материалы против Рыжкова у "Алтапресса" возникнут серъезные проблемы, вплоть до потери всего медиабизнеса.
Московским визитерам так и не удалось привлечь к сотрудничеству большинство независимых изданий и телекомпаний. Исключением стала издающаяся мизерным тиражом газета "Деловой курьер Алтая" и газета "Вечерний Барнаул", учредителем которой является городская администрация. В последнем случае москвичи просто договорились с одним из вице-мэров Барнаула, и он заставил "Вечерку" напечатать заказной материал. Однако и тут редактор газеты Евгений Скрипин распорядился уничтожить часть тиража.
Примечательно, что все антирыжковские публикации были подписаны псевдонимами. Впрочем, редактор "Делового курьера Алтая" Анатолий Егоров ничего особенного в этом не видит.
Синхрон:
"Никакого давления на редакцию никто не оказывал. Мы и раньше выступали против популизма депутата Рыжкова. Человека обвинили в банальных приписках - к газификации и компьютеризации Алтая он никакого отношения не имеет, хотя кричит об этом на каждом углу. Мы написали об этом, и тут такая истерика поднялась! Я писал и буду писать о нем. Рыжков что, священная корова? В конце концов, это моя гражданская позиция…"
При этом "Деловой курьер Алтая" взял за статью деньги, автор укрылся за псевдонимом, а потом заявляет, что это его гражданская позиция. К тому же редактор вводит в заблуждение читателей и нарушает закон, ведь оплаченные материалы должны помечаться специальной рубрикой или знаком.
Алтайских журналистов возмутило не только оказанное на них давление, но и то, что их заставляли лгать и вводить в заблуждение читателей, ведь основная цель развернутой кампании - доказать, что депутат Рыжков ничего не сделал для своих избирателей и добиться его отзыва. Говорит журналист газеты "Алтайская правда" Владимир Токмаков:
Синхрон:
Я много лет работаю в прессе, не раз писал про Рыжкова и знаю, что он на самом деле много сделал для своих избирателей, чтобы на Алтай пришел природный газ, появился центр Федерации Интернет-образования, заработала оползневая программа. Знают это и наши читатели. А тут появляются дяди и говорят - парень, мы тебе дадим бабки, и ты напишешь, что Рыжков - болтун и бездельник. Ну и как я после этого людям в глаза посмотрю?!..."
Многие ошибочно считают понятия "средства массовой информации" и массмедиа синонимами. Однако профессор Кара-Мурза, выступая на семинаре клуба региональных журналистов региональной общественной организации "Открытая Россия", заметил, что средства информации - это чисто российский суррогат. Во всем мире говорят - массмедиа. А причина в том, что у нас не развиты горизонтальные связи, институты и даже навыки гражданского общества.
"Информация иногда вертикальна, - говорит профессор Кара-Мурза. - Каждый сливает вниз, что хочет. Это может быть одно государство, это могут быть различные кланы. Любой царек в любом городе хочет иметь собственный канал информациии. А во всем мире это - массмедиа, массовые коммуникаторы, посредники между элементами гражданского общества. Мы, таким образом, общаемся между собой, а не информируем, чего хочет начальство. Пока у нас останутся "средства информации" у нас не будет общественности. Общественность создается коммуникацией". Так сказал профессор Кара-Мурза на семинаре клуба региональных журналистов "Открытой России".
И вот 120 алтайских журналистов напомнили всем о важности свободы слова, о корпоративной солидарности перед набирающей силу бюрократией. Ведь без этого не бывает гражданского общества.
Почему журналисты подписали это заявление? Вот что говорит корреспондент газеты "Купи-продай" Елена Баркова.
Синхрон:
"Я не знаю, кто заказчик кампании и в принципе, довольно равнодушна к Рыжкову, но чувствую, что нас хотели вначале запугать, а потом, извините, поиметь по полной программе. Нами и так чиновники манипулируют довольно часто. Это политические наперсточники - за ловкостью рук не уследишь и проиграешь при любом исходе…В ответ на манипуляции мы можем только действовать сообща и заявить о своих принципах…"
Выступая на одном из семинаров того же Клуба региональных журналистов "Открытой России" известный журналист Сергей Пархоменко сказал очень важную вещь - о том, что противостоять давлению власти и решать многие профессиональные проблемы гораздо легче, если само журналистское сообщество выработает кодекс профессионального поведения.
Кстати, это заявление - не первый пример самоорганизации алтайских журналистов. В 1999 году, в разгар выборов в Госдуму, редакторами всех газет была принята Хартия "Против грязных технологий и манипулирования общественным сознанием". Через четыре года, когда развернулась битва за кресло алтайского губернатора, и на Алтае высадился десант из кандидатов и их пиарщиков, журналисты собрались вновь и подписали новую Хартию. Она полностью не защитила от черных технологий, но грязи и клеветы в печати было мало.
Говорит журналистка Елена Чехова.
Синхрон:
"Я помню времена крайкома партии, когда мне устроили головомойку только за то, что я написала о том, что советские немцы с Алтая уезжают жить в Германию. Об этом все знали, но писать было нельзя. Помню бесконечные ночные дежурства в редакции, когда мы ждали из Москвы материалы очередного съезда КПСС, чтобы заслать в номер.
Я не хочу жить в стране с цензурой и не хочу разоблачать очередных врагов народа". 
Олег КУПЧИНСКИЙ, Барнаул. Радио "Свобода", Корреспондентский час, 22 декабря 2004 г.

|