Не успели улечься страсти по поводу социальной реформы, затронувшей около 200 законодательных актов, как на столы депутатов Госдумы РФ лег новый пакет законопроектов. Теперь правительство решило всерьез взяться за квартирный вопрос.
Еще год назад Президент В. Путин поставил перед министрами задачу - сформировать рынок доступного жилья. В течение этого времени рабочая группа Центра стратегических разработок анализировала ситуацию в жилищной отрасли, искала пути решения проблем. Итогом стал пакет из 27 законопроектов - он должен быть принят Государственной Думой в ноябре этого года. Предполагается, что с 1 января 2005-го новые законы уже начнут действовать.
На прошлой неделе журналисты Чувашии получили возможность пообщаться с руководителем рабочей группы, президентом Фонда "Институт экономики города" Надеждой Косаревой на пресс-конференции, организованной Клубом региональной журналистики.
По словам Надежды Борисовны, основная цель законодательных предложений - сделать жилье доступным для граждан в соответствии с их потребностями и платежеспособностью. Пакет законопроектов можно условно разделить на несколько блоков. Первый - это новый Жилищный кодекс, согласно которому муниципалитеты будут предоставлять бесплатное социальное жилье лишь семьям с низкими доходами (около 10 проц. от общего количества). Остальным придется строить, приобретать и арендовать его на рынке. Критерии "низкой доходности" также должны устанавливать муниципальные власти в зависимости от экономической ситуации на их территории.
Второй блок - законопроекты об ипотеке и о кредитных бюро, направленные на расширение платежеспособности населения. Сейчас, по данным социологических опросов, только 12 проц. россиян могут при своих доходах приобрести жилье в кредит. Чтобы увеличить эту долю, необходимо в первую очередь повысить уровень доходов населения. Но кое-что, считает Н. Косарева, можно предпринять и в сфере жилищного законодательства - снизить процентные ставки, уменьшить величину залога. Если в стране снизится инфляция, будет развиваться конкуренция на рынке ипотечного кредитования, то к 2010 году можно прогнозировать снижение ставок по ипотечным кредитам до 7-8 проц. годовых.
Третье направление - рост темпов строительства жилья. На сегодня в строительной индустрии очень много проблем: монополизация рынка, высокие административные барьеры, затрудненная процедура выделения земельных участков. Все это приводит к тому, что застройщики продают жилье еще на начальной стадии строительства. То есть сразу снимают с себя все риски и перекладывают их на плечи покупателей.
Строителям такая схема выгодна. Даже если строительство затягивается, цена жилья увеличивается, появляется десять претендентов на одну квартиру, - они не несут никакой ответственности. Поэтому новые законы призваны отрегулировать отношения между застройщиками и покупателями. А также расширить залоговую базу, чтобы было проще получить кредит в банке.
Если россияне начнут получать кредиты не на долевое участие в строительстве, а на покупку уже готовой квартиры, то, по прогнозам, к 2010 году объем жилищного строительства вырастет вдвое, в 10 раз увеличится объем жилищного кредитования и в три раза - количество людей, способных приобретать жилье на рынке.
Четвертый блок направлен на снижение "побочных" затрат. Отменяется обязательное нотариальное заверение сделок по ипотеке, повышается эффективность системы регистрации прав на недвижимость, защищаются права граждан, вкладывающих средства в долевое строительство.
И, наконец, пятый блок - налоговый. Он призван сделать систему налогообложения более привлекательной для участников рынка жилья.
По мнению Н. Косаревой, у ипотечной программы в Чувашии есть несомненные плюсы. Развиваются строительная индустрия и кредитный рынок, население улучшает свои жилищные условия. Но есть и существенный недостаток: кредитная схема в значительной мере субсидируется за счет республиканского бюджета. Не будет бюджетных денег - рухнет вся система ипотечных кредитов. 
Ю. МИХАЙЛОВ, Чебоксары. Газета "Советская Чувашия", 10 ноября 2004 г.

|