ОБРАЗОВАНИЕ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ
Автор: Теребова Людмила
Регион: Урюпинск
Тема:  Проблемы образования
Дата: 17.01.2005

ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

(НОВЫЙ ГЛАВА МИНОБРНАУКИ НЕ ОТСТАЕТ ОТ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ И, ПОХОЖЕ, ПЫТАЕТСЯ ОБОЙТИ ИХ В РЕФОРМАТОРСТВЕ)

По числу нововведений в систему образования за последние годы, российское образование, наверное, сможет претендовать на занесение в Книгу рекордов Гиннеса.

Об очередных министр образования и науки А. А. Фурсенко доложил в Кремле совсем недавно, в декабре. Реформирование коснется и средней школы, и высшей, и даже сферы дошкольного воспитания.

Следуя указаниям "сверху", областной комитет по образованию провел недавно селекторное совещание по обсуждению двух вопросов: об участии наших выпускников в эксперименте по ЕГЭ и об изменениях в дошкольном воспитании.

Если говорить в общем и целом, министерство образования и науки по-прежнему озадачено поисками механизма максимально объективного оценивания знаний выпускников. В последние годы реформаторы из Минобразования нам отчаянно доказывали, что самое большое благо для выпускников и их реальный шанс для поступления в вузы - единый государственный экзамен. Теперь выясняется, что система несовершенна. Мол, задумывалась для удобства, а превратилось для некоторых в непосильную обязаловку. То есть теперь школьнику хотят предоставить свободу выбора: можешь тестовые задания ЕГЭ выполняй, но можешь сдавать экзамен и по традиционной форме.

Специалисты районных и городских комитетов образования шли на селекторное совещание с надеждой узнать все подробности о механизме проведения выпускных экзаменов в текущем учебном году. Но конкретики услышали мало. Не все продумано, не все решено, нет документов, на которые предстоит опираться. Половина учебного года позади, времени на раскачку остается все меньше. Можно лишь предположить, в каком авральном режиме придется работать учителям и специалистам отделов образования. Не позавидуешь и выпускникам, для блага которых, как нам преподносится, все затевается.

Например, старшеклассник решил сдавать экзамен по математике традиционным способом. Это его право. Но при поступлении в вуз выясняется, что как раз в этом учебном заведении без сертификата ЕГЭ не обойтись. Винить некого. ОБ условиях приема справляться нужно заранее. А они во всех вузах настолько разные, что впору отдельную дисциплину для старшеклассников вводить дабы помочь разобраться в этих самых тонкостях условий приема. Однако и это не дает стопроцентной гарантии от промашки. Ведь прямо накануне вступительных экзаменов Министерство образования запросто может придумать новую реформаторскую идею. Думаю, выражу мнение большинства, если скажу, что чем больше нововведений внедряется в системе образования, чем красочнее нам их расписывают, тем большее возникает недоверие.

Начиная с 90-х годов, в школьные библиотеки поступило 487 млн. новых по содержанию учебников. Зачастую они становятся ареной идеологической борьбы, тогда как преподносятся носителями современных методик. Всегда ли новое-лучшее. Ведет ли оно к расширению кругозора ребенка, учит ли его умению самостоятельно мыслить или же нацелено на тупое заучивание текстов и правил, которые, скорее всего, скоро забудутся по причине их полной бесполезности? Почему я должен всю жизнь знать, что крокодил несет яйца? - недоумевал математик номер один в России Успенский.

Среди людей образования и науки он не одинок в сомнениях относительно реформы образования.

Выступая недавно на семинаре клуба региональной журналистики "Из первых уст", заведующий кафедрой психологии МГУ А. Г. Асмолов очень верно заметил, что нынешняя система образования ведет к обнищанию души при обогащении информацией. Репетиторство и прочие платные услуги, к которым исподволь и даже открыто подталкивает министерство образования только усугубляет процесс. А на днях министр Фурсенко озвучил на совещании в Минобре новую идею: среднее образование должно быть полуплатным, то есть богатые будут платить за обучение своих отпрысков, а бедные станут учиться бесплатно. Расслоение на богатых и бедных становится все более явным. Состоятельные родители с гордостью заявляют об элитарном образовании своих детей.

Кстати, известный писатель В. П. Аксенов на том же семинаре назвал слово "элитарный", имея ввиду чрезмерно частое и необоснованное его применение, самым плебейским. Особенно странно звучит оно в сочетании с характеристикой нашего образования. Безжалостно ломая устоявшуюся десятилетиями советскую систему образования, мы утверждаем, что новую хотим приблизить к мировым стандартам. В. П. Аксенов 24 года преподавал в американском университете и все это время не переставал удивляться, что для будущих физиков, математиков и программистов знание литературы, в том числе и зарубежной, является обязательным. Мы же все найстойчивее продолжаем делить наших учеников на "физиков" и "лириков". Профилизация обучения старшеклассников - очередной шаг в этом направлении.

Коли речь зашла о равнении на международные стандарты, смеем предположить, что грядущие изменения в дошкольном образовании навеяны желанием приблизиться к ним. Есть статистические данные, что сегодня Россия по охвату детей дошкольным образованием относится к третьей группе стран. У нас его просто нет, тогда как во всем мире охват детей знаниями начинается с пяти лет.

Эксперты Минобрнауки говорят, что слишком велика разница между малышами-первоклассниками. Одни приходят с солидным багажом знаний, другие не знают ни одной буквы. На первый взгляд идея поставить малышей в равные условия кажется замечательной. Но вот официальные данные по нашему городу. Только 54 процента урюпинских малышей посещают детские сады, остальные 46 сидят дома с бабушками-дедушками, папами-мамами. Где и как, спрашивается, они смогут получать это самое образование? Даже если родители очень захотят усадить своих пятилеток за парты, мест в садиках для них все равно не будет.

И такая картина наблюдается повсюду. На этот счет реформаторы дают крайне расплывчатое объяснение: даже если ребенок не ходит в садик постоянно, он может приходить туда на занятия. Бесплатно или за деньги? Эти детали еще не продумывались.

Доделывать, додумывать, перекраивать на ходу стало нормой и системой в нашем образовании. Чтобы хоть как-то объяснить свои ошибки, высокие чиновники до сих пор называют канитель с ЕГЭ экспериментом. Следовало бы еще добавить, что это не просто эксперимент, а эксперимент над нашими детьми.  

Людмила ТЕРЕБОВА, г. Урюпинск. Газета "Урюпинская правда", № 208, 25.12.2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики