ПОДСЧИТАНО: самые большие расходы родителей связаны с дошкольным (потому что детсадики платные) образованием и высшей школой. Причем в высшее образование чада родители готовы вкладывать деньги, не будучи уверенными, что затраты окупятся доходной работой или прочими дивидендами. Почему так происходит?
Бедные родители выпускников. Смотришь на них, отрешенных, часами простаивающих возле школы или в коридоре, пока дети сдают экзамены, и заранее ужас охватывает. Не за горами время, когда весь этот кошмар тоже придется пережить.
Начинаешь воскрешать в памяти свои школьные годы, выпускные экзамены. Разве мы и наши родители не волновались? И все же вряд ли кто-то станет утверждать, что наши первые шаги в самостоятельную жизнь давались вот так болезненно. Все было проще, понятнее, стабильнее. С пятибалльным аттестатом перед тобой были открыты двери практически в любой вуз. Школьных знаний вполне хватало для хорошего ответа на вступительных экзаменах. Коли в знаниях небольшие пробелы - достаточно посидеть добросовестно некоторое время над школьными учебниками. Репетиторство тщательно скрывалось, поскольку не было распространено, и к тому же считалось показателем некоторой тупости ученика.
С тех пор в нашей системе образования произошли большие изменения. Попытки усовершенствовать ее почему-то всякий раз завершаются плачевно. "Преувеличение!" - попытается возразить кто-нибудь из чиновников-реформаторов. Тогда почему и нас, и детей наших лихорадит от бесконечных нововведений?
Наша газета не раз ставила подобные вопросы и пыталась найти ответы на них. Так в чем же конкретно несовершенна российская система образования?
На семинаре региональной журналистики, состоявшемся недавно в Москве, было высказано на этот счет очень любопытное мнение. Доктор экономических наук научный руководитель Института развития образования высшей школы экономики Е. Ф. Сабуров, разложив по полочкам составляющие звенья системы образования, показал, что системы-то как раз сегодня и нет.
Не согласиться с этим нельзя. Бессистемность начинается уже с детсада. Единой программы в дошкольных учреждениях нет. В одних садиках детвору учат читать и считать, чтобы в первый класс они пришли с определенным багажом знаний. В других ограничиваются игровыми занятиями на развитие моторики. Кто прав - сказать сложно. Здесь ведь не в позиции родителя или воспитателя дело, а в дальнейшей состыковке с начальной школой. Разве не видим мы примеров, когда учитель требует от первоклассника умения читать, а тот еще с буквами не знакомился. Мало хорошего также, если ребенка в садике натаскали, а в школе он начинает "а" и "б" учить. Недолго и интерес к знаниям потерять.
Не будем подробно останавливаться на остальных сту-пенях школьного образования. Коли мы заговорили о проблемах выпускников, эту тему и продолжим. Много ли примеров того, когда одиннадцатиклассник, владея только знаниями в рамках школьной программы, беспрепятственно поступил в вуз? Сегодня уже на уровне Министерства образования соглашаются, что школьного курса для поступления мало. Вузовские требования при поступлении гораздо выше.
Выходит, связующее звено между школой и вузом выпадает. Заполнить пробел есть три способа. Первый - подготовительные курсы при вузе. Второй - репетиторство. Оба предусматривают солидную родительскую плату за восполнение этого пробела. Третий способ - поиск неофициальных "лазеек", дача взяток и т. п.
Родители вкладывают деньги, рассчитывая получить отдачу от своих вложений. В переводе на экономическую терминологию, мы приравниваем знания к капиталу, который надеемся выгодно вложить и получать прибыль (прилично оплачиваемую работу).
Раньше не было проблемы: вакансий море, распределение, работай - не хочу. Сегодня иначе. Нынешний рост числа вузов можно сравнить с 30-ми годами, когда страна взяла курс на индустриализацию. Но тогда строились промышленные предприятия, в высококвалифицированных специалистах была потребность.
Сейчас на рынке труда большая конкуренция. Причем, по наблюдению специалистов городского центра занятости, среди выпускников вузов она больше, нежели среди тех, кто имеет рабочие профессии. Плюс профессиональная подготовка оставляет желать лучшего.
Вузов же нынче расплодилось столько, что мест в них хватает чуть ли не всем выпускникам. Институты и университеты благополучно обосновываются в провинции. Хорошо, если это филиал государственного учебного - заведения. Там хоть дипломы настоящие. А сколько нелицензированных и не имеющих аккредитации пытаются пустить корни в глубинке.
Кстати, в диаграммах Московского центра Карнеги наш город приводится в качестве самой продвинутой глубинки в плане предоставления образовательных (имеется в виду высшее) услуг. Знают и причину - родному городу помогал бывший министр образования. Не воспользоваться такой возможностью было бы неразумно. Но куда девать столько юристов и экономистов - никто не подумал. Уж если среди выпускников медвузов только 30 процентов находят работу по специальности, что говорить об упомянутых юристах, которых готовят сегодня чуть ли не в каждом вузе. На рынок труда в нашем образовании ориентации нет.
Пройдясь вот так (пусть даже бегло) по всей цепочке нашего российского образования, ужасаешься. Школьные выпускные экзамены и вступительные вузовские испытания - только начало нелегкого пути в поисках места в жизни. Поэтому сейчас самое время запасаться терпеньем и нервами. 
Людмила ТЕРЕБОВА, Ольга ШУШЛЕБИНА, г. Урюпинск. Газета "Урюпинская правда", 21.06.2004 г.

|