МИХАИЛ ЗАДОРНОВ О ПЕНСИОНЕРАХ АРМИИ, АРМИИ ПЕНСИОНЕРОВ И ДРУГИХ ОБДЕЛЕННЫХ МОСКОВСКИМИ ЧИНОВНИКАМИ
Автор: Панин Алексей
Регион: Пенза
Тема:  Реформа
Дата: 09.02.2005

На прошлой неделе Клуб Региональной журналистики "Из первых уст" снова собрал журналистов в столице и организовал очередную встречу с экспертом в области экономики, Заместителем Председателя по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Михаилом Задорновым. Темой разговора стал уже успевший набить оскомину ФЗ № 122. Сегодня портал "Penza-Online" публикует основные моменты беседы в изложении своего корреспондента

На самом деле, реформы, которые вывели людей на улицы - это не самая большая, хотя и социально значимая часть происходящих событий. Попробую сказать несколько слов о логике происходящего. Особенность 2005 г. - это то, что на него пришлось сразу несколько задуманных достаточно давно, но проводимых только сегодня серьезных комплексных реформ.

Первое - это разграничение полномочий между центром, регионами и муниципалитетами. Это так называемая реформа Козака. Ее задача - четко разграничить государственные обязательства между тремя уровнями государства. Воплотилась она в два закона.

Первый касается организации органов государственной власти в регионах. Это закон, который был принят в июле 2003 года. И второй - закон о местном самоуправлении. Он был принят в октябре. Закон о местном самоуправлении, помимо его функции, дает еще новую структуру органов местного самоуправления.

Второе - под эту реформу Козака был принят 122-й закон. Он, как принято считать, не сводится только к монетизации льгот.

Третье - под эти события была начата реформа всего бюджетного процесса страны.

Если честно, то эти реформы планировались не из одного центра. Очень часто те люди, которые готовили одну из них, не полностью соотносили свои действия с тем, что делало другое ведомство и другие люди. В этом одна из проблем сегодняшнего дня. На это накладывается и определенная политическая логика: 2005 г. - это первый год второго президентского срока Путина. Конечно, это также откладывает определенный отпечаток на происходящее.

122-й закон, часть, которая связана с монетизацией льгот - это попытка посмотреть на все законодательство и на всю жизнь через призму вот этих двух законов имени Козака.

Многие из тех, кого это затронуло, пока еще об этом ничего не знают. Поскольку я достаточно хорошо знаю, о чем этот закон, могу предсказать, какие следующие категории и когда, в течение этого года, осознают то, что они затронуты этим законом. Поверьте, далеко не только пенсионеры и инвалиды являются участниками происходящего.

Так что же поменяет 122-й закон? Этот закон полностью пересматривает все обязательства государства по жилью. Грубо говоря, право на бесплатное жилье от государства, которое по нашему законодательству до 122-го закона имело огромное количество категорий населения, будет предоставляться теперь только нуждающимся - тем, у кого доходы ниже прожиточного минимума, и очень узкому слою, так называемых внеочередников.

Ни милиционер, ни военнослужащий, ни все те категории, которые по законодательству до 122-го закона имели право на получение жилья, теперь этого права не имеют. Под военнослужащими я имею в виду не только служащих министерства Обороны, милиционеров, но и всех, приравненных к ним. По стране это примерно 3 млн. людей в погонах. Им всем отменяется четыре льготы: бесплатный проезд в городском транспорте, неуплата налога на имущество, налога на землю и бесплатный проезд железнодорожным или авиационным транспортом к месту отпуска и обратно.

Полностью меняется статус научных и образовательных учреждений. В частности, образовательные учреждения по этому закону не имеют право иметь счета в коммерческих банках даже для деятельности, которая не связана с бюджетным финансированием, для внебюджетной деятельности. Они должны иметь внебюджетный счет также в казначействе и финансироваться по смете.

По закону об образовании учебные заведения имели некоторые налоговые льготы. Этим 122-м законом отменен бесплатный проезд студентов к месту учебы и обратно. Отменены доплаты учителям за классное руководство, затраты на методическую литературу и целый ряд других моментов.

Кроме того, в 122-м законе есть часть, которая существенно скажется на ситуации в России в ближайшие пять - десять лет: он полностью сваливает на регионы ответственность за финансирование бюджетников, за выплату детских пособий, содержание учреждений образования и здравоохранения.

До этого года действовала единая тарифная сетка: федеральный бюджетник, региональный… Всего 18 разрядов. И хотя во всех регионах заработная плата бюджетников, в среднем, одинакова, надбавки отличаются. Например, не секрет, что в Москве госслужащие получают в полтора-два раза больше, чем федеральные служащие федеральных министерств и ведомств. Где-то есть регионы, где муниципалитеты получают в три раза больше. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком зарплата почти в четыре раза больше, чем федеральный стандарт.

С этого года единой тарифной сетки нет. Фактически, уровень базового социального обеспечения теперь забота региональных властей. Детские пособия, как и заработная плата бюджетникам, переданы регионам. Теперь каждая территория сама устанавливает уровень заработной платы, детских пособий, оплаты учителям, надбавок учителям.

Спрашивается, зачем было нужно отменять льготы и некоторые нормы, которые я перечислил? Дело в том, что если мы возьмем Российское законодательство образца 2004 года и сложим все обязательства государства, то они составят два консолидированных бюджета страны, т.е. обязательства государства в два раза превышали реальные финансовые ресурсы.

В такой ситуации можно было поступить двояко. Можно было необеспеченные финансами обязательства передать регионам, а можно было, до этой передачи, сократить то, что государство по закону обязано заплатить или предоставить. Выбрали второй путь. Я считаю это совершенно правильным.

Спрашивается, зачем все эти законы нужно было воплощать одновременно? Почему именно в этом году? Здесь действует политическая логика. Разделить полномочия было решено еще в 2003 г., а применить закон в силу с 2005 г.

Правительство стояло перед выбором: отложить на год вступление в силу этого закона и тем самым взять на себя ответственность, признаться, что нет достаточного количества расчетов и т.д. В рамках действующей политической системы никто не захотел брать на себя такую ответственность.

Я не помню социального закона, который был бы подготовлен на таком уровне. В нем не было абсолютно никаких расчетов, кроме как расчетов по категориям. Причем, расчетов изначально ошибочных.

Достаточно лишь сказать, что предполагалось, что федеральных льготников (участников и инвалидов войны, инвалидов трех групп, детей инвалидов и "чернобыльцев") - 11,5 миллионов человек. Сегодня Зурабов заявил, что в федеральном реестре 14,5 миллионов, а реально, я думаю, будет около 16. И это не только потому, что некоторые территории "подсуетились", и за последние четыре месяца присвоили инвалидность еще нескольким миллионам человек. И так по всему закону.

Самая главная ошибка, с моей точки зрения, это то, что льготников разделили на региональных и федеральных. Создали целую цепочку конфликтов, из которых все равно придется выходить путем перевода всех льготных категорий на федеральную ответственность.

Скажу честно, что за последние месяцы подготовки закона специалистам было понятно, чем начнется этот год, и что закон невозможно реализовать. Регионы не имели реального времени и достаточного ресурса на то, чтобы подготовиться.

Несколько раз, с разных сторон, губернаторы, депутаты, другие люди, на протяжении последних четырех месяцев прошлого года, докладывали Путину, что ситуация не такая, как ему рисуют, что лучше сделать какую-то растяжку по времени. Но, министры его убедили, что без проблем внедрения столь непопулярных шагов не бывает. Поэтому психологическое состояние президента сегодня такое: "Это если и не подвиг, то вещь крайне необходимая. Мера непопулярная, но ее надо делать, потому что стране будет лучше".

Последние две недели мы наблюдаем растерянность правительства и, к сожалению, полный откат от начальных позиций: двадцать регионов на сегодняшний день полностью сохранили натуральные льготы. Москва, Красноярский край, Новгородская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, Липецк, Белгород, плюс значительная часть более благополучных регионов, сохранили индивидуальные льготы и ждут, что будет происходить.

Федеральное правительство уже напринимало решений, которые увеличат размеры финансирования примерно на 115 - 120 млрд. руб. под этот закон. Напомню, что изначально в федеральном бюджете был заложен 171 миллиард. То есть, сумма удваивается, но делается это в спешке, и по не совсем продуманным каналам.

К сожалению, решить проблему проезда пенсионеров и ветеранов труда в городском транспорте - это не значит решить проблему стыковки всех тех решений, о которых я говорил. Они будут проявляться по календарному графику. Еще не все поехали в санаторий, не все пошли за лекарствами, военнослужащие еще не поехали в отпуска, люди не поехали на свои дачные участки, пользуясь тремя видами транспорта в один конец.

Ситуация грустна и тем, что, по сути, правильная затея, которая должна была положительно сказаться на экономике, полностью дискредитирована подготовкой и проведением. Более того, мы рискуем вложить достаточно серьезные деньги при том, что все останется на своих местах.   

Алексей ПАНИН, Пенза. Информационный портал "Penza-Online", 27 января 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики