В Прикамье начат диалог регионального парламента и общества по поводу монетизации льгот "Уважаемые граждане России! Дорогие друзья! - обратился к россиянам в предновогоднюю ночь президент Путин, - Через несколько минут бой кремлевских курантов возвестит о начале нового, 2005 года. ...Улучшение жизни людей, - говорил он далее, - это главная задача, главная внутренняя сила развития России".
...1 января множество людей, отправляясь за покупками, впервые столкнулись с непривычной ситуацией. И вдруг воочию все осознали: пенсионные удостоверения, прочие "льготные" документы - с ударом главных часов страны утратили свою силу.
По статистике, свыше 50% домохозяйств в государстве имеют хотя бы одного "льготника". В Пермской области около 234 тысячи "федеральных" льготников и свыше 355 тысяч - "областных".
То есть ситуацию на себе ощутили многие.
Сразу после праздников, в длинных очередях (а в Перми это, например, были "хвосты" за рецептами на лекарства) стихийно возникли уличные дискуссионные клубы. Люди спрашивали друг друга: а как? Кому это, спрашивается, выгодны реформы? Какие цели преследуют? К чему в итоге все склонится? Что будет?!
Больше им спрашивать было некого...
В самом деле. Разве могла что-то объяснить туманная президентская расшифровка - в том же телепоздравлении: "...Возникли новые проекты, подходы к решению насущных общегосударственных задач. Мы предприняли серьезные шаги, направленные на повышение эффективности власти, ее открытости обществу и ответственности перед ним".
А ведь, по сути, это было чуть ли не единственной попыткой - не только первого человека в стране, но и всей верховной власти вообще - объясниться с народом.
Накануне рождественских празднеств телеэкраны неделями твердили о всенародном "одобрямс" по поводу монетизации льгот и т. д. Но диалогом это назвать нельзя.
В конце января Аналитический Центр Юрия Левады (иначе - Левада-центр, образованный специалистами бывшего ВЦИОМа после попытки в 2004 году поставить его под госконтроль), провели исследование на тему: что думали раньше и думают теперь россияне по поводу монетизации льгот? Так вот, выяснилось: на вопрос о том, с какой целью, по мнению людей, затевается реформа, подавляющее большинство (53%) ответили: сэкономить бюджетные средства за счет этих слоев. 9% - вообще затруднились ответить. Более того, почти половина опрошенных (48% в декабре прошлого года) напрямую заявили, что реформа нанесет... вред стране. А не только самим льготникам...
Можно ли было в таких условиях затевать широкомасштабные социальные преобразования? Когда люди не только внутренне с ними не согласны, но даже не осознают их назначения?
Однако открытого диалога с обществом власть затевать не пожелала.
В Госдуме и в региональных представительных органах обсуждение монетизации льгот - "социального взрывпакета", как его окрестили в прессе, заняло буквально считанные минуты. (Единственную поправку, например, в свод проектов областных законов "социального пакета", внесенную по инициативе двух депутатов - Госдумы Похмелкина и Законодательного собрания Вахрина - прикамские коллеги-депутаты на пленарном заседании ЗС Пермской области чуть ли не под смех отклонили - без дебатов).
Дело, по сути, свелось к нажатию кнопок - для голосования. Благо, как по мановению палочки, партия власти под названием "Единая Россия" с невиданной доселе быстротой повсеместно расширила свои фракции в региональных парламентах. До - необходимого большинства.
И прорвало. То, что накопилось. Ведь взрослые люди. Понимают. Чувствуют, когда что-то шито белыми нитками. Когда недоговаривают, не считают нужным - честно объясниться. Либо обсудить то, что обсудить обязательно нужно. Или хотя бы просто - выяснить мнение.
Некоторые журналисты, а наверняка - и все спецслужбы - в эти дни лихорадочно пытались выяснить: кто - организовал народ, вышедший на улицу? Некоторые региональные СМИ чем дальше, тем упорнее почему-то называют пять-шесть фамилий (нет смысла их перечислять), излагая свои версии произошедшего. В одном издании даже говорится "о хорошо спланированной и подготовленной акции". Хорошо бы, если так. Для той же власти. Тогда бы проще было вести диалог и вырабатывать оптимальные решения.
Сейчас на уровне Пермской области такие решения - точнее, поправки в областной "социальный пакет" и варианты поправок в федеральное законодательство - будет вырабатывать и рассматривать рабочая группа, созданная на январском пленарном заседании Законодательного собрания Пермской области.
На этот раз ее состав отличается широким представительством.
- Если вы хотите разговаривать с людьми на улице - пожалуйста! Но мы здесь как раз для того, чтобы вам было, с кем вести диалог, - не без горячности заявила Вера Потеряева, член Координационного совета, созданного от имени шести сотен человек, пришедших на пикетирование областного парламента - в ответ на предложение одного из депутатов провести голосование по поводу "нахождения в зале посторонних".
В итоге в рабочую группу вошли областные народные избранники, депутаты Госдумы от Прикамья, представители партий и общественных организаций - начиная от областного Совета ветеранов и пермского "Мемориала", заканчивая тем же Координационным советом граждан. Свое желание направить в рабочую группу представителя высказало руководство недавно созданного в Перми регионального Центра "Помоги советом".
Как тут не вспомнить лестное высказывание одного из выступавших в конце января на заседании клуба региональных журналистов при МОО "Открытая Россия" - доктора исторических наук, президента ИНП "Общественный договор" Александра Аузана, о том, что "Пермь сегодня является столицей гражданского общества" (ниже мы публикуем мнения экспертов, выступивших по поводу монетизации льгот).
Это, кстати, - к вопросу о "благоприятном имидже региона", который в последнее время активно пытаются "выстраивать" в администрации и. о. губернатора Олега Чиркунова).
Беда в одном... Как известно, в прошлом году областной бюджет-2005 был принят с 15-процентным дефицитом. А ведь даже "план" корректировки областных законов о монетизации, вынесенный областной администрацией на январское заседание Законодательного собрания - уже делает "социальный пакет" дороже в 1,8 раза. В этих условиях у членов рабочей группы поле для "маневров" может оказаться ограниченным.
"...И год уходящий станет частью российской истории", - еще раз позволим себе процитировать - "новогоднего" Владимира Владимировича.
Тут он, пожалуй, прав. Хотелось бы верить, что так. Что - в забытом прошлом останутся одномерные представления об устройстве общества. И - прижившиеся невесть как - схемы жесткого деления страны на "элиты", которым еще что-то в этой жизни нужно. И - на "население", которое будто бы утратило способность быть "объектом" истории. Напрочь став "субъектом". На котором - без зазрения - можно ставить эксперименты. Даже не объясняя их сути. Тем более, не интересуясь, как "подопытный" чувствует себя.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
КТО ЖЕ ВИНОВАТ И ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?
Михаил ЗАДОРНОВ, Депутат Государственной думы, зам. Председателя бюджетного комитета
РИСКУЕМ УЙТИ ВНИКУДА
- Я не помню социального закона, который был бы подготовлен на таком низком уровне, как 122 закон. В части, касающейся монетизации льгот, в нем не было никаких абсолютно расчетов, кроме как расчетов по категориям.
Условно говоря, посчитали: участников и инвалидов войны столько-то. Если им дать по две тысячи рублей - получится вот такая-то сумма. То есть, делались лишь укрупненные расчеты на уровне категорий. Причем, расчеты изначально ошибочные. Достаточно лишь сказать, что предполагалось, что федеральных льготников: участников и инвалидов войны, инвалидов трех групп, детей инвалидов и "чернобыльцев" - 11,5 миллионов человек. Сегодня Зурабов говорит, что в федеральном реестре 14,5 миллионов, а реально, я думаю, будет около 16. И это не только потому, что некоторые территории подсуетились и за последние четыре месяца присвоили инвалидность еще нескольким миллионам человек. Потому что, ни Минздрав, ни Минфин не знали, не считали, не представляли себе, сколько будет в этом федеральном реестре льготников. Вы сами понимаете, что в бюджете, например, заложен 171 миллиард рублей, и одно дело, если его делить на 11,5 миллионов человек, и совсем другое, если - на 16,5 миллионов человек.
И так же по всему закону. То есть, он делался в спешке, не очень был рассчитан, и в ходе его подготовки сталкивалось несколько мнений, что привело к целому ряду грубейших ошибок. Самая главная из которых, с моей точки зрения, это то, что льготников разделили на региональных и федеральных. Создали целую цепочку конфликтов, из которых все равно придется выходить путем перевода всех льготных категорий на федеральную ответственность. Вот в чем суть.
Я скажу честно, что за последние месяцы подготовки закона специалистам было понятно, чем начнется этот год, и что закон невозможно реализовать. Причем регионы не имели реального времени и просто интеллектуального и организационного ресурса на то, чтобы подготовиться к этому закону. Правительство, кстати говоря, из примерно 90 постановлений около 20 так и не приняло к первому января. То есть, даже федеральное Правительство, которое задает нормативные документы для территорий, не справилось. Оно, конечно, об этом помалкивает. Потому что сейчас идет, как бы так сказать, поиск крайних в этом процессе. Это все было ясно. Несколько раз, с разных сторон, через губернаторов, депутатов на протяжении последних четырех месяцев прошлого года пытались доложить Путину, что ситуация не такая, как ему рисуют. Что лучше сделать какую-то растяжку по времени.
Но его убедили министры, что все нормально. Что без проблем внедрение столь непопулярных шагов никогда не обходится. Что это дело благородное и нужное стране. Поэтому психологическое состояние Президента сегодня такое: это, ну, если не подвиг, то вещь крайне необходимая; есть люди непонимающие, сопротивляющиеся, но мера хоть и непопулярная, но ее надо делать, потому что стране будет лучше. Вот элементы политической логики, которая сегодня присутствуют.
То, что мы наблюдаем последние две недели, это, конечно, растерянность правительства и, к сожалению, полный откат от изначальных позиций. Двадцать регионов на сегодняшний день вообще ничего не ввели, они полностью сохранили натуральные льготы. Причем, самые обеспеченные - Москва, Красноярский край, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа, Липецк, Белгород, Новгородская область и другие благополучные регионы - сохранили индивидуальные льготы и ждали, что будет происходить. Некоторые крупные территории, такие как Кемеровская и Московская области, начали монетизацию. Но и Тулеев, и Громов после известных событий сдали назад. Восстановлены абсолютно все натуральные льготы.
Между тем федеральное правительство уже напринимало решений, которые увеличат размеры финансирования примерно на 115 - 120 миллиардов рублей, под этот закон. Напомню, что изначально в федеральном бюджете был заложен 171 миллиард. То есть, фактически, сумма удваивается, но делается это в спешке, и по не совсем продуманным каналам. К сожалению, решить, скажем, проблему проезда пенсионеров и ветеранов труда в городском транспорте - это не значит снять все проблемы.
Они будут проявляться по мере, не то что даже развития событий, а по календарному графику. Еще не все поехали в санаторий, не все пошли за лекарствами, военнослужащие еще не отправились в отпуска, дачники - на свои дачные участки... Все еще будет всплывать по ходу дела.
В целом, конечно ситуация грустная. Тем, что правильная, по сути, вещь, которая должна могла благотворно сказаться на экономике полностью дискредитирована ее подготовкой и проведением. Более того, мы рискуем вложить достаточно серьезные деньги при том, что все останется на своих местах и уйдет в никуда.
Татьяна МАЛЕВА,
директор Независимого института социальной политики
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И РЕАЛИИ
Монетизация льгот - по масштабу это такая реформа, подобно которой не было со времен закона о либерализации цен.
Немного предыстории.
Льгота, как категория, впервые была применена в нашей стране - в отношении героев гражданской войны, которым предоставлялись некоторые привилегии. Затем они стали распространяться по принципу политических предпочтений системы.
В 90-х годах уровень и качество жизни в стране резко упали. Это был черный период российской экономики. В этот момент искались мыслимые и немыслимые возможности для поддержания доходов населения.
И на "инструмент льгот" была "навешана" еще одна функция - социальной защиты. Именно в это время, как снежный ком, стали появляться все новые и новые категории льготников.
Впоследствии многие льготы, особенно на уровне регионов, возникали на фоне "политико-делового цикла". Коротко говоря: голоса избирателей. Как только приближались выборы, сразу появлялось желание выдумать какую-то новую льготу.
Количество льготополучателей неизменно росло. Если вы помните, то в 1995 году был принят закон об инвалидах в России. Это закон, в котором содержался целый пакет льгот, адресованных инвалидам. После этого мы дали миру такой феномен, как инвалидизация страны. Буквально за один год численность инвалидов у нас возросла с 4 миллионов до 6,5 миллионов. Сейчас у нас уже 11 миллионов инвалидов. При такой тенденции, года через два у нас будет 13 миллионов инвалидов.
Здоровье нации здесь не при чем. Просто социальное законодательство толкает нас на такой путь.
В результате - если в 1998 году 33% российских домохозяйств содержало в своем составе льготополучателей, то сейчас эта цифра намного выше - около 50%. У нас есть такой феномен, как двойные, тройные льготополучатели - один человек получает несколько льгот.
Поэтому когда сейчас пишут: "Давайте сохраним льготы, оставим все так, как было", я бы очень хотела обратить внимание на следующее. Кто оплачивает льготы почти половине российского населения? В конечном итоге - российский налогоплательщик. В массе своей не сверх состоятельный. Давайте, например, зададимся вопросом, кто у нас пользуется общественным транспортом? Богатые? Нет, богатые у нас ездят на машинах. Вот и получается, что сегодня небогатое население, у которого нет льгот, доплачивает за небогатое же население, у которого льготы есть. И перераспределительный механизм "от богатых к бедным" в той же системе общественного транспорта не работает.
То есть существует много достаточно веских поводов, чтобы говорить о монетизации льгот. О необходимости изменить стратегию и вектор направления социальной политики.
Но на практике "социальный пакет" привел нас к серьезным негативам социальным, экономическим и политическим последствиям. Сейчас обсуждается вопрос, кто виноват.
Идет очень много спекуляций на тему: плохие российские регионы плохо исполнили федеральный закон. Это ложь. Дело в том, что противоречие было заложено в самом законодательстве. По умолчанию принимался факт, что - до этого региональные бюджеты разбирались с этими проблемами, и сейчас разберутся. На этот раз само по себе не рассосалось. Почему? Мало того, что это действительно грандиозные по финансовому масштабу расходы. Дело осложняется тем, регионам в последнее время предложено отдать политическую власть, а получить более высокую экономическую ответственность.
При этом под опекой федерального уровня законодатель оставил те категории льготников, по которым более-менее отработаны технологии - например, инвалидов. А на региональный уровень он передал самые сложные категории.
В конце концов, во время разработки закона можно было рассмотреть следующий вариант. Минимизировать, но оставить льготы действующему поколению пенсионеров, тем, кто сейчас находится на пенсии. Однако вывести будущее поколение пенсионеров без этих льгот вообще. Повысить пенсию, но чтобы будущее поколение пенсионеров не имело право на натуральный пакет. В такой ситуации сам переход на новую систему растянулся бы на долгие годы. Но это единственный путь, по которому можно было бы выполнить закон, ту самую норму, которая говорила: "Давайте не будем ухудшать жизненный уровень нынешних пенсионеров". В чем-то это был бы более трудный путь. Политически не гарантированный. Но никто даже не рассматривал такой сценарий.
И последнее. Если бы мы действительно признали, что закон о монетизации льгот - это попытка перейти на другой тип социального развития, то я бы оправдала даже расходование стабилизационного фонда для такой благородной цели. Другой вопрос, что если мы пойдем по пути отката от этой идеи, если мы за счет стабилизационного фонда начнем финансировать фиксирование натуральных льгот, этому оправдания нет.
Россияне о монетизации льгот
(фрагменты)
21-24 января 2005 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов России.
Статистическая погрешность опроса в пределах 3%.
ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ ВЫ РЕШЕНИЕ ЗАМЕНИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ТЕЛЕФОНА, ЛЕКАРСТВ, ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ВЫПЛАТОЙ ПРИБАВОК К ПЕНСИИ?
Август
2004 Январь
2005
Целиком поддерживаю/по большей части поддерживаю 37 33
По большей части против/целиком против 53 57
затруднились ответить 10 10
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ НАЧАТУЮ В ЭТОМ ГОДУ ЗАМЕНУ ЛЬГОТ НА ДЕНЕЖНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ ПРОДУМАННОЙ И ПОДГОТОВЛЕННОЙ?
Сентябрь
2004 Декабрь
2004 Январь
2005
Определенно, да/ скорее, да 27 22 13
Скорее, нет/ определенно, нет 64 66 81
Затруднились ответить 9 12 6
К ЧЕМУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРИВЕДЕТ ЗАМЕНА ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ КОМПЕНСАЦИЯМИ?
Июль
2004 Январь
2005
к улучшению материального положения самых обездоленных слоев населения 25 18
к ухудшению их материального положения 58 59
никаких изменений не произойдет (данный вариант ответа только в январе 2005) - 15
затруднились ответить 17 9
КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫЗВАЛО У ВАС НАЧАЛО ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ НА ДЕНЕЖНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ?
Возмущение, негодование
26
Недоумение 22
Понимание 11
Обиду 8
Одобрение 6
Никаких особенных чувств 26
Затруднились ответить 1
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, С ЧЕМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СВЯЗАНО НЫНЕШНЕЕ НЕДОВОЛЬСТВО ЗАМЕНОЙ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ КОМПЕНСАЦИЯМИ?
(возможно несколько вариантов ответов)
с крайне небольшими суммами компенсаций
41
с несовершенством самого закона 36
с тем, что закон был принят слишком поспешно, без обсуждений 32
с тем, что людям не были разъяснены последствия и преимущества нового закона 23
с тем, что не хватило времени на организационные мероприятия по переходу от льгот к денежным компенсациям 12
с саботажем мер по подготовке к переходу от льгот к компенсациям со стороны местных властей 6
с тем, что сейчас неудачное время для решения этой задачи (трудно понять, почему при росте доходов государства за счет высоких цен на нефть следует отменять льготы) 21
затруднились ответить 3
ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТУПИЛА ВЛАСТЬ, РАЗДЕЛИВ ЛЬГОТНИКОВ НА "ФЕДЕРАЛЬНЫХ" И "РЕГИОНАЛЬНЫХ"?
Определенно, да/ скорее, да
16
Скорее, нет/ определенно, нет 62
Затруднились ответить 22
КТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ В СВЯЗИ С ЗАМЕНОЙ ЛЬГОТ НА ДЕНЕЖНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ?
Правительство в целом
38
Президент В.Путин 23
Отдельные министры, готовившие закон о замене льгот (М.Зурабов и др.) 14
Государственная Дума 12
Местные власти, губернаторы 5
Провокаторы, подстрекатели, которые подбивают граждан протестовать 2
Сами льготники, пенсионеры, не сумевшие разобраться в новых законах 2
Затруднились ответить 4
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕДУЕТ ПОСТУПИТЬ СЕЙЧАС С ЗАКОНОМ О ЗАМЕНЕ ЛЬГОТ НА ДЕНЕЖНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ?
приостановить и доработать так, чтобы люди не пострадали от его введения
33
отменить и оставить льготы в том виде, как они были до его введения 27
оставить в действии, но увеличить объем компенсаций 18
оставить в действии, но в срочном порядке решить все возникшие проблемы, и если необходимо, внести в закон какие-то поправки 17
затруднились ответить 5 
Андрей МАТЛИН, Пермь. Еженедельник "Пермские новости", № 5, 4 февраля 2005 г.

|