Три важнейшие для России реформы реализуются одновременно, но не очень удачно
В начале года чаще говорят об итогах прошедшего; тем более високосного, такого сложного для страны в целом, и, по данным соцопросов, для большинства ее жителей. Но 2005 год стартовал настолько бурно, что имеет смысл начинать анализировать его уже сейчас. Что и сделал заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Михаил Задорнов на состоявшемся на прошлой неделе семинаре клуба региональной журналистики в рамках фонда "Открытая Россия".
Основное влияние на экономику страны и жизнь россиян в 2005 году будут оказывать начатые еще в прошлом году три реформы - административная (включающая процессы перераспределения полномочий между центром, регионами и муниципалитетами), бюджетная и реформа системы социальных пособий и льгот. Они тесно взаимосвязаны между собой и проходят в русле реформирования системы управления страной и рождающегося в связи с этим перераспределением финансовых потоков всех уровней. В рамках этих процессов уже пересмотрены 150 действующих законодательных актов, и, учитывая неоднозначность результатов этих реформ, потребность в изменении законодательства возникнет еще не раз.
"Седая" или "ситцевая" революция, как определили народные акции протеста иностранные наблюдатели, приковала наибольшее внимание к проблеме монетизации льгот, хотя, по мнению Михаила Задорнова, эта реформа является вторичной по отношению к двум остальным. Причины провала реформы - недостаточно точный уровень и объемы предварительных расчетов (по разным оценкам, недоучет необходимых сумм компенсаций составил от 1,5 до 5 миллиардов рублей), отсутствие четких рекомендаций и времени для их внедрения в регионах. И даже попытки федеральных властей удвоить бюджет реформы, а наиболее финансово крепких регионов - зафиксировать некоторые льготы нетронутыми, по мнению Михаила Задорнова, не спасут Россию от второй и третьей волн народного недовольства. Осенью, когда последствия монетизации смогут ощутить на себе порядка трех миллионов военнослужащих, милиционеров, таможенников, которые лишились права на бесплатное жилье, проезд и некоторых налоговых льгот; учителя, врачи и другие бюджетники, оплата труда которых передана на региональный уровень и будет сильно дифференцирована в зависимости от финансового состояния дел в регионе.
Бюджетная реформа затронет интересы порядка 65 тысяч бюджетных учреждений России, которые ранее финансировались на основании много лет назад утвержденной сметы. И объемы финансирования напрямую не зависели от востребованности и качества оказываемых ими услуг и результатов работы. Поэтому основными направлениями бюджетной реформы выбраны ориентация на результат, разделение бюджетных потоков на постоянные обязательства и потоки на финансирование новых проектов, упрощение системы бюджетной классификации и отчетности, ускорение процедур приема бюджетов всех уровней. Тот факт, что система бюджетных учреждений России плохо управляется и нуждается в реформировании, можно иллюстрировать на конкретном примере. До середины января 2005 года бюджетные организации Волгограда (ВУЗы, ЗАГсы, библиотеки, таможенные и другие органы), имеющие лицевые счета в федеральном казначействе, вынуждены были заблокировать свою работу, так как не имели возможности платить своим подрядчикам и контрагентам. Министерство финансов РФ не вовремя спустило в регионы ежегодно обновляемое разрешение на совершение таких операций.
В результате административной реформы, стартовавшей в прошлом году, прогнозируется пятикратное увеличение количества муниципальных образований в России. Помимо организационной неразберихи Михаил Задорнов ожидает возникновение кадрового голода. Еще одна проблема - недостаток финансовых ресурсов в распоряжении вновь созданных образований - согласно нынешнему законодательству они могут рассчитывать на 50% подоходного налога, малую часть налога на прибыль, земельный налог и налог на имущество физлиц. Не так много для реализации переданных им функций и содержания административного аппарата. В то же время и на эти в общем-то небольшие средства уже имеется много желающих. Недаром оставшиеся по всей стране без работы политтехнологи дают друг другу совет идти на выборы в районные и местные органы власти и самоуправления.
"В обществе давно назрела необходимость каждой из этих реформ, в основе их лежат здравые идеи, но исполнение не выдерживает никакой критики", - сказал Михаил Задорнов. На вопрос "ДП", в чем общие причины провала в их реализации, эксперт ответил, что истоки кроются в сложившейся политической системе. В России выстроена система, когда ошибки и неточности, изначально заложенные в разрабатываемых концепциях, не корректируются в процессе их прохождения через Госдуму и Совет Федерации, а тиражируются далее, на другие уровни. Кроме того, Михаил Задорнов поставил под сомнение необходимость одномоментного проведения этих социально напряженных реформ. Он сравнил нынешнюю ситуацию в управлении страной с движением по одним и тем же путям сразу нескольких поездов. "Им самим сложно, что уж говорить про пассажиров", - сказал Михаил Задорнов. 
Татьяна ТАРАКАНОВА, Волгоград. Газета "Деловое Поволжье", 02 февраля 2005 г.

|