2 июля Государственная Дума России приняла в первом чтении законопроект о замене льгот денежными компенсациями. Этот день начался с выступлений против законопроекта о монетизации льгот еще вне стен Думы. Центр Москвы был оцеплен милицией, а проходы к зданию парламента забаррикадировали автобусами и автомобилями правоохранительные органы. Видимо, власти ожидали массовых выступлений.
Однако их не случилось. Только на Манежной и Театральной площадях состоялись митинги КПРФ, которые смогли собрать менее 5 тысяч человек. "Стройное течение" акций протеста нарушили активисты Молодежного левого фронта и Революционной рабочей партии, которые попытались прорвать этот милицейский кордон. Особо ретивые были задержаны.
Как показывают социологические опросы, около 70% россиян не согласны с представленным правительством России законопроектом. Граждане считают, что это приведет к ухудшению их положения. Как принятие законопроекта скажется на регионах? На этот и другие вопросы "Деловой Репутации" на следующий день после принятия в первом чтении закона о замене льгот ответил депутат Государственной Думы РФ Владимир Рыжков.
Резюме. Владимир Александрович Рыжков, депутат Государственной Думы Российской Федерации, член комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, член трехсторонней комиссии (правительство - Совет Федерации - Государственная Дума) по бюджетной политике.
Родился 3 сентября 1966 года в городе Рубцовске Алтайского края. Учился в Алтайском государственном университете на историческом факультете. В студенческие годы вел активную общественную жизнь. К концу 80-х становится одним из основоположников демократического движения на Алтае.
В 1991 году Владимир Рыжков был назначен секретарем администрации Алтайского края в ранге заместителя главы администрации края. В декабре 1993 года избран депутатом Государственной Думы РФ первого созыва. Работал заместителем председателя комитета по делам Федерации и региональной политике.
В декабре 1995 года вновь избран депутатом Госдумы. В 1997-м - первым заместителем (первый вице-спикер) председателя Государственной Думы РФ. В 1999-м избирается руководителем фракции НДР.
В 1999 и 2003 годах вновь избирается депутатом нижней палаты Федерального Собрания. Является членом попечительского совета "Федерации Интернет-образования" и Государственной Третьяковской галереи. С1999 года Владимир Рыжков - постоянный участник Всемирного экономического форума в Давосе, координатор общественного комитета "Россия в объединенной Европе", член президиума Совета по внешней и обороной политике (СВОП).
Кроме того, Владимир Рыжков член редакционных коллегий журналов "Россия в глобальной политике" и "Общая тетрадь". Является ведущим просветительской передачи по истории России "Власть факта" на телеканале "Культура".
- Владимир Александрович, как отразится на Удмуртии принятие этого законопроекта?
- Судьба Удмуртии будет печальной. Это ведь регион-реципиент, то есть получает финансовую помощь, причем довольно большую, из федерального бюджета. В результате этих реформ с будущего года на республику перекладывается ответственность за многочисленные категории льготников. Это ветераны труда, труженики тыла и репрессированные... Удмуртия должна будет выплачивать им денежную компенсацию. Этих расходов сегодня в региональном бюджете нет, и придется изыскивать средства на их финансирование. Республика с будущего года должна будет платить детские пособия (сегодня их платит федеральный бюджет), па нее перекладываются все расходы на содержание техникумов и ПТУ за исключением нескольких, которые будут получать деньги из федерального бюджета. В полтора раза сокращается фонд медицинского страхования, и Удмуртия должна будет это восполнить из своего бюджета на содержание здравоохранения; сокращается фонд социального страхования - будет платить пособия при рождении ребенка, оплачивать летний отдых детей. Разрушается единая федеральная система оплаты труда - с 1 января 2005 года отменяется ETC, и Удмуртия будет сама устанавливать заработную плату работникам бюджетной сферы, нести ответственность за ее индексацию, если у региона, конечно, будут на это деньги... У меня нет под рукой цифр, но я полагаю, что для Удмуртии это обернется более 1 млрд рублей дополнительных расходов, не обеспеченных доходами. А доходная часть регионов, кстати, продолжает сокращаться. Поэтому ваша республика наряду с более чем 40 другими субъектами России попадет в ситуацию тяжелого бюджетного кризиса. Уже сейчас региональные власти должны думать, от каких расходов отказаться. Я предполагаю, будет прекращена стройка, финансирование которой идет из республиканского бюджета. Видимо, придется сокращать поддержку села и замораживать заработную плату бюджетников, детские пособия, сокращать расходы па содержание бюджетной сети. Одним словом, идти на жесткую экономию, что фактически приведет к ухудшению ситуации в бюджетных отраслях, строительстве и так далее...
- Вы описываете ситуацию коллапса, за которой должен последовать летальный исход. Почему региональные лидеры так вяло сопротивляются этому законопроекту? Это же больше похоже на самоубийство...
- Смерти, конечно, не будет. Просто ситуация еще больше ухудшится. Регионы выживут, но будут жить хуже, чем сегодня. И люди будут жить хуже, чем сегодня. Что касается позиции регионов, то у одних хватает мужества высказать свое отношение. Например, мэр Москвы Лужков открыто подписал отрицательный отзыв. Так же поступили еще порядка 20 губернаторов. Другие боятся и хвалят то, что предлагает федеральный центр... Но насколько будет замечательно, быстро выяснится. 11одождите полгода - и вы увидите результаты этой реформы.
- Вопрос, касающийся партстроительства. Будет ли новая партия?
- Она необходима. И я приму самое активное участие в ее создании. Я считаю, что настоящая демократическая партия, либеральная, России нужна. Партия, которая будет отстаивать права человека, демократию, права людей на про тест. Сейчас народу просто затыкают рот. Демократия заключается и в том, что люди могут протестовать и высказывать свою точку зрения по той или иной проблеме. Поэтому такая либеральная демократическая партия нужна России как воздух, и Мы ее будем создавать и участвовать в выборах 2007 года с надеждой, что нас поддержат.
- Когда можно ждать появления этой партии?
- 2005-2006 год.
- Многие эксперты заметили, что политические лидеры, ранее выражавшие правые ценности, сегодня смещаются влево. Чем это, на ваш взгляд, вызвано?
- Это неправильная оценка. Если речь идет обо мне, я не смещаюсь влево. Я стою на тех же позициях, что и все 90-е годы. Просто власть сегодня сместилась в крайне правую сторону: вся эта социальная реформа - крайне правая, ультраправая и фактически означает демонтаж всех социальных гарантий государства. Это совершенно чрезмерная модель. Такого перехлеста, как сейчас в России, нет даже в США. Там система более социально ориентирована, чем в России после осуществления этой реформы. Поэтому неправильно говорить, что демократы сдвигаются влево. Демократы остались на тех же позициях, а власть шарахнулась в крайне правую сторону. 
Александр КУЗНЕЦОВ, Ижевск. Еженедельный журнал "Деловая Репутация", № 26 (118), 13 июля 2004 года.

|