Можно ли определить, кто в споре прав? Да если вы придерживаетесь определённой точки зрения, но журналист по специфике своей профессии всегда должен быть объективен, особенно, если речь идет о много эпохальных межконфесианальных конфликтах. Поводом для данной статьи послужило 24 января - День освобождения концлагеря Освенцим. В мировую историю человечества эта дата вошла, как День памяти жертв нацизма.
Освенцим - место геноцида и символа нацистских преступлений, где было убито 1.1 миллион евреев. Это пятая часть всех жертв "Холокоста". Мы взяли интервью у президента Российского Фонда "Холокост" Аллы ГЕРБЕР. И пообщались с представителем казанской группировки скинхедов, кстати, студентом КГУ.
- Алла Ефремовна, расскажите, как всё начиналось?
- Изначально из так называемого "кэгэбэшного" союза писателей образовалось движение "Апрель". Может быть, кто-то об этом знает. Туда вошло- 650 человек.
Однажды, на заседание нашего клуба, в Дом литераторов, куда пройти невозможно, их, видно, провели через кухню наши местные неонацисты. 70 человек "памятников" так называемых. Во главе со старшими. Это были самые первые неофашистские организации в стране. Вторжение, этот погром в нашем Доме литераторов возглавил некто Остошвили. Они вошли в зал с мегафонами, с обычным набором: "Убирайтесь в Израиль", "Бей жидов". Самое ужасное было, что все побежали. Шестьсот пятьдесят человек побежало от этих семидесяти. Этот страх перед тем, что мы очень быстро сдаемся и быстро теряем позиции (мы не обязательно бежим, мы просто растворяемся), потом изменил мою жизнь в корне.
- Что Вас больше всего потрясло?
- Потрясли сами участники этого погрома. Зрелище ещё то… Были какие-то странные тетки. Одну запомнила на всю жизнь: с авоськой, там болтался кусок сыра, она им так размахивала, и кричала весь этот набор, который мне повторять не хочется. Какие-то мальчики маргинального вида, то, что называется "прыщавые мальчики", из неблагополучных семей. Вы знаете, у меня не было чувства, поверьте мне, что это какие-то приспешники, основоположники будущего скинхедского движения. Только двое крепких бритоголовых молодчиков действительно были нацистского вида - СС в действии. Все остальные вызвали у меня только чувство сострадания. Я поняла, что это несчастные люди. Просто несчастные люди, которые не знают, куда деться. Их позвали - они пошли. И им легче думать, что кто-то во всем виноват: что кто-то виноват в том, что у нее единственный кусок сыра, кто-то виноват в том, что родители этого мальчика пьют и, наверняка, его били в детстве. И сейчас он, такой желтозубый и измученный кричит со всеми остальными.
- Откуда всё это взялось? Ведь они-то к нам не с Марса заброшены…
- Нам, на самом деле нужно учиться говорить с людьми, нам надо учиться говорить! Это, главная наша беда. Мы с самого начала не сумели начать говорить с ними. С этими людьми окраин, людьми, много потерявших, действительно, оказавшихся на обочине жизни. Когда я стала депутатом Думы, там уже были не мальчики и не тети с кусочком сыра. Это были депутаты с резкими антисемитскими и ксенофобскими высказываниями. Это вызывало у меня бешенство. Я молчать не умею. Я тогда организовала слушания в Думе, с большим трудом, скажу вам честно, но все-таки удалось, "Опасности фашизма в стране, победившей фашизм".
- Выводы?
- Прошли годы. Я поняла, что мы победили гитлеровскую Германию, но мы не победили фашизм. Фашизм остался. Он везде. Другое дело - как реагирует общество на это. И в Европе, например, он не так опасен, как у нас. А у нас фашизм оказался просто, что называется, в подкорке.
Для справки:
"Холокост" (Holocaust) - от древнегреческого Holocaustosis, означающего "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению 6 000 000 евреев в 1933 - 1945 гг.
Впервые был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Везелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.
- Что такое Холокост в вашем понимании?
- Холокост - это трагедия еврейского народа, но это не его проблема. Холокост - это проблема всего человечества.
2 года назад в маленьком шведском городке, появилась группа молодых нацистов. Их было человек двадцать. Они прошли по улицам, стали громить магазины местных эмигрантов, арабов, короче говоря, чужих, иноземных. И с полным набором, гитлеровских антисемитских лозунгов. Что делается после этого в Швеции? Выпускается миллионным тиражом - книжка "Передайте об этом детям вашим". И по всем семьям, по домам эту книгу о том, что такое "фашизм", что такое "нацизм", о гитлеровской германии, о Холокосте и о том, почему нужно помнить и знать Холокост, они разносили вручную. Вскоре был собран конгресс "Уроки Холокоста, память и предупреждение". Они собрали всех Президентов и премьер-министров. Потому что знать о Холокосте - это значит предупредить. Потому что память - это и есть предупреждение. Если не помнить, если не знать, то все может повториться сначала.
- Что же происходило у нас все это время? К чему мы сегодня пришли?
- А ничего не происходило. Просто ничего. Постепенно из этих цветочков, мелких неофашистских организаций, стали появляться партии. Стали появляться группы, стали появляться идеологи. Идеологи очень серьезные - со своими теориями, почему Россия для русских. Это не так просто. Не после того, что плюнул и закричал: "Бей! Спасай! Уезжай!" Все это произошло за каких-нибудь четырнадцать лет.
Что произошло? После того, как рухнула Империя, появилось чувство растерянности и потерянности у широких масс. И правильно - Империя должна была рухнуть. Она рухнула не потому, что заговор или какие-то темные силы… Она себя изжила. Также как умирает человек. Кончилась жизнь этой империи. Она должна была рухнуть. Но для того, чтобы объяснить, почему - отсюда возникли всевозможные уже тогда фобии: прежде всего, это американская фобия. Сейчас это превратилось в нашу любимую забаву. Американская фобия стала сильна во времена железного занавеса. Я, в связи с этим, хочу вам зачитать одно маленькое стихотворение поэта Валерия Хотюшина, который получил Есенинскую премию:
С каким животным, иудейским страхом
С экранов раскудахтались они.
Америка, поставленная раком -
Единственная радость в наши дни.
И не хочу жалеть я этих янки,
В них нет другим сочувствия ни в ком.
И всем готов я, даже не по пьянке,
Направить самолет на Белый Дом.
Второе: Был очень плохой PR, когда произошел сброс цен и появился рынок - это все надо было объяснять на пальцах. У людей же создалось ощущение, что их обворовали. Они были голые и босые. Конечно - полная растерянность. Бабушки потеряли гробовые, дочери потеряли наследство. Эти три мальчика, которые погибли в 1991-м году - это была первая кровь. Итог очевиден - Чечня. Сейчас кавказофобия даже сильнее в сто раз, чем антисемитизм. По данным наших социологических опросов, кавказофобия - это просто болезнь общества.
- Ощущение, что даже надежда умерла…
- Зато теперь появилась какая-то возможность. Человек все-таки знает, что он что-то сможет. "Я понимаю, что полно кругом идиотов, я понимаю, что есть чиновники, я понимаю, что есть спекулянты, бандиты, аферисты и все такое, но - есть я. И я им это докажу" - сейчас это возможно. Сейчас надо выходить на авансцену и помнить точно, что дважды два - четыре только в математике. А в жизни это и пять, и десять, и ничего. Много вариантность - вот, что такое общество. Но для очень многих людей эта много вариантность - гибель. Они этого не хотят. Они хотят порядка. Они хотят "дважды два четыре" хоть ты тресни. И ничего больше. Пусть так все и будет, как оно было: "И не надо мне… Вот, я закончил техникум, у этого станка простоял всю жизнь - и не умер же…".
- И все же, Алла Ефремовна, почему туда идут молодые ещё совсем, как Вы выразились "прыщавые" мальчики?
- Ксенофобские настроения ужасны. Они привели к тому, что это почувствовали молодые люди, которые чувствуют, что происходит это брожение в обществе. Они, как на тесте, стали появляться: эти булочки, эти маленькие кренделёчки. Сначала совсем немножко. Маленькие группки. А теперь, по официальным данным в Москве их более семи тысяч. В Питере - пять тысяч. В Волгограде - около трех тысяч "бритоголовых". Всего в стране - их более пятидесяти тысяч. Эту уже армия. А ведь над ними стоят какие-то определенные группы. Есть партии всевозможные. РНЕ - не единственная фашистская партия. Их очень много. Когда недавно убили настоящего русского интеллигента антифашиста Николая Геренко, фашистская партия взяла вину на себя. Известный нацист - Себастьянов ("Русско-державная партия), на сайте поздравил своих коллег, своих единомышленников с замечательно благородным почином. И перечислил сорок три человека - список всех врагов русского народа. Так что, кто следующий? Я тоже в этом списке, что не считаю для себя большой честью.
- Что дальше?
- На протяжении многих лет мы, правозащитники, били во все колокола, бились во все правозащитные органы, двери правоохранительных органов, чтобы были процессы. Возбуждались дела. Дела возбуждались, но из девяноста возбужденных дел, суда доходили пять, шесть. Самая большая цифра - это 2004-й год - это одиннадцать. Только в последний год наконец-то. Потому что власти не могли больше молчать. Когда одно за другим пошли убийства: убийство таджикской девочки, убийство корейца, убийство китайца, во Владивостоке убийство африканского студента, убийство ливийского студента. Что не поддаётся никакому вразумительному объяснению - что этих фашистов, даже тех, кто получал какое-то условное, наказание, если это была драка или пропаганда их амнистировали, причем в День Победы, Победы над фашизмом. Такой фантастический парадокс нашей жизни, нашего времени.
- Как вы считаете можно ли нациста победить любовью, или это исключено?
- Потрясающий вопрос!
- Были ли в вашей жизни такие примеры?
- Был ли у меня роман с нацистом? (смеётся) Нет.
- Любовь - в широком смысле.
Вообще, я считаю, что любовью можно многое победить, если уж на то пошло. Есть страшно странный фильм "Ночной портье"? Этот фильм в какой-то степени - сложная фрейдистская история. Но это, скорее, не любовь, а чистой воды "Фрейд", конечно: она была полька. В концлагере. И над ней измывался один из тамошних надзирателей. Все время к себе заманивал и занимался с ней любовью, совершенно отвратительно, мерзко и гадко. Прошли годы - она освободилась, вышла замуж. Она изумительно красива. Все как-то ушло в прошлое. Затем она случайно встречает человека, который её мучил, а ночью идет к нему. Такая совершенно жуткая тяга. Что это? А это сцены любви. Потому что все в жизни не "дважды два четыре" - упорно и тупо повторяю я. Все может быть. Не знаю, может, мое время ушло, но, может, и мог быть у меня роман с нацистом. Кто его знает?
В действительности говорить о фашизме и всех его проявлениях можно долго. Существуют тысячи сайтов посвященных этой теме, причем большинство из них пропагандируют национал социалистические точки зрения. Через один такой сайт корреспондент "Я etc." и познакомился с представителем группировки казанских скинхедов, 19-летний Александр Я. (по понятным причинам интервьюер отказался называть свою фамилию, сообщив только, что учится в Казанском Государственном Университете, на одном из самых престижных факультетах). Мы встретились на улице Баумана, юный националист сильно торопился и рассказывал о себе неохотно…
- Скажи, Саша, как ты пришёл к этому?
- Я вырос в семье, где всю жизнь во всех смертных грехах обвиняли евреев, но дальше пустых разговоров дело не доходило… Моё религиозное воспитание формировалось в лоне русского православия. А оно, как известно не отделимо от идеи русского мессианства. Я стал читать книги, касающиеся этой идеологии и в моём, тогда ещё, детском уме евреи погубили Россию.
- То есть всё из-за того, что рухнул Империя?
- Мы живём уже не в России. Мы существуем под иудейским игом. Если вспомнить, то после революции 1917 года, не было не одного русского правителя. Само жидомасонство зрело еще во времена империи: "заговор Декабристов" - первая его "лебединая песня".
- То есть, как я понял, ты сводишь всё к тому, что виновата власть?
- Нет. Виноваты космополиты, которые считают себя избранным народом.
- По-моему эта точка зрения давно устарела. И сейчас большинство людей не акцентирует внимания на расовые признаки…
- Сейчас люди под воздействием СМИ разучились самостоятельно мыслить.
- Давай не будем углубляться в идеологические споры, расскажи о смысле и сущности твоей деятельности, если таковая есть вообще…
- Наша деятельность состоит в том, что мы посредством расклеивания разнообразных листовок и физической расправой над "чужими", мы обращаем внимание людей на неблагополучную обстановку в обществе, в котором мы живём сегодня.
- Кто для тебя "чужой"?
- "Чужой" тот, кто приехал в Россию, и влияет каким-нибудь способом на наши богатства, нашими людьми в угоду своим интересам.
- Тогда причём тут, например иностранные студенты?
- Студенты, виноваты в том, что занимают места в институтах. Государство выплачивает им деньги, тем самым, обделяя "наших".
- Сколько вас?
- В Казани активной скинхедской деятельности, помимо "РНЕшников", "баркашовцев" и "нацболов" занимаются около 30-ти свободных скинхедов и "хулиганов".
- Какой ты видишь во всём этом смысл?
- Хоть нас и мало мы всё равно внесём вклад в "изгнание".
- Как вы действуете?
- По вечерам ходим по тёмным местам города и, если увидим "чужого", то избиваем его.
- Как вы определяете "чужой" он или нет? А если это женщина или ребёнок…
- Какая разница. Даже у Достоевского "Слезинка" ребёнка - это наивный гуманизм. В то же время тысячи других детей замерзают и умирают от голода.
- Как вы собираетесь, приветствуете, друг друга, о чём говорите?
- Мы вскидываем правую руку "салютом" - римский жест, при этом кричим: "Слава Руси!" По образу и подобию русской фашистской партии К. Родзаевского - действовала в предвоенные годы. Мы не о чём не говорим мы - действуем.
- То есть вас связывает только идеи. А как ты вступил в эту группировку?
- У нас, в Казани нет чётких группировок. Просто люди, которые знают друг, друга иногда собираются вместе. Кто проявляет инициативу, тот приходит к нам. Я такой же. Вообще у меня бабушка еврейка, но я знал их раньше), и не скрываются). Однажды встретил их на улице - они шли на "акцию" (избиение некоренных народностей прим. авт.), я просто предложил им свою помощь, они были не против. А когда на сборах я сообщил о своих корнях, - один из них убедился в моей расовой сознательности, хочу ли я быть с ними, и пожал мне запястье "вена в вену", что означало - я свой.
- Были ли проблемы с правоохранительными органами?
- Да. Постоянно. Они знают нас в лицо и научились определять нашу принадлежность по одежде. На самом деле я слышал, что милиционеры ведут особый учёт скинхедов. Нам они, во время задержания, всё время угрожают, что если в районе будет избит иностранец, то в первую очередь они будут "колоть" именно нас. Ну, вот как раз, вон видишь возле "МАКА" (показывает на милиционера возле Mc Donald's) уже смотрит на меня, пойду-ка я отсюда, мне сегодня еще важные дела (ухмыляется) предстоят… 
Клим ПАЛЕХА, Казань. Газета "Я etc.", 21, 28 января 2005 г.

|