Каждый вторник у нас в редакции - критический день. Именно во вторник на оперативку приходит наш выпускающий редактор с журналом в руках и с наслаждением зачитывает все наши ляпы, допущенные в трудоемком процессе сбора и написания материалов. Последний шедевр звучал так: "... закон о монетизации льгот, именуемый в народе Федеральный закон N122". Мы, как водится, посмеялись. А потом задумались... Пожалуй, это единственный закон, точное название которого, да еще и с нумерацией, знает сейчас практически каждый половозрелый гражданин. Про граждан, социальная поддержка которым оказывается за счет бюджетов, я уже не говорю... Они все статьи, наверное, назубок выучили, а не только его название. Популярностью пресловутый ФЗ N122 может сравниться, пожалуй, с одной статьей прежнего УК - 117-й, которая в свое время тоже была постоянно на слуху.
Но вернемся к монетизации, плюсы и минусы которой - на экранах телевидения, полосах газет и лентах информагентств. Возможности СМИ - безграничны. И одна из них - предоставление подчас диаметрально противоположных мнений. Этой возможностью я и хочу сейчас воспользоваться, представив позицию научного руководителя Центра социальных исследований и новаций Евгения Шлемовича Гонтмахера (Москва), который озвучил ее на очередном семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст".
По мнению Гонтмахера, реформа системы льгот давно назрела. Ведь эти льготы у нас в своей массе предоставлялись не адресно, а по территориальному принципу. Ветеранам труда, к примеру, без различия доходов. Деньги, которые выделяло государство на социальную поддержку, расходовались крайне неэффективно. По данным Всемирного Банка, только 20 процентов из этих сумм направлялись в бедные семьи. 80 процентов "размазывались" на все другие социальные слои. Потому-то реформа системы льгот была необходима, ее нужно было делать, убежден Евгений Шлемович.
"Я хотел бы перечислить несколько органических недостатков в 122 законе, - говорит Евгений Гонтмахер. - Первое, это деление льготников на федеральных и региональных. Обязательства по ежемесячным денежным выплатам самым многочисленным категориям: ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий были переданы регионам. Тем самым автоматически создали ситуацию, когда в целом ряде регионов (особенно в дотационных, а таких у нас большинство) положение этих категорий ухудшилось.
Второй недостаток передачи на региональный уровень связан не только с тем, что не хватило финансов. Здесь есть и правовой момент. Например, жертвы политических репрессий были обижены государством в целом, а не каким-то конкретным регионом, ветераны труда являются ветеранами труда всего общества, потому что люди на протяжении своей жизни наверняка работали в нескольких регионах страны, так же как и труженики тыла защищали всю страну, а не какой-то конкретный регион. С этой точки зрения была совершена очень крупная, я бы даже сказал, политическая ошибка - то, что этих людей отдали на полную ответственность регионов".
Вторая ошибка, по мнению Евгения Гонтмахера, это введение для федеральных льготников абсолютно одинаковых денежных выплат на всей территории страны, независимо от условий региона и независимо от потребностей каждого такого льготника. Инвалиды, допустим, первой группы получили на всей территории страны 1400 рублей. Минус 450 рублей - социальный пакет, на руки они получают 950 рублей. Что на Чукотке, что в Ставрополье, что в Москве, что в Петербурге. А там ведь уровень жизни очень разнится...
Третий крупный недостаток связан с тем, что значительная часть наших льготников, особенно самых пожилых и заслуженных, таких, как инвалиды и участники войны, те же труженики тыла, жертвы политических репрессий, не приспособлены для того, чтобы менять каким-то образом свой образ жизни. Они привыкли на протяжении всей своей жизни пользоваться бесплатными льготами. И сейчас им очень тяжело перестроиться на новый лад, даже в психологическом плане.
Такие группы, как инвалиды, участники войны, труженики тыла, жертвы политических репрессий, нужно было оставить в покое, сохранить им абсолютно все натуральные льготы, считает Гонтмахер. Пусть эти люди дожили бы свой век так, как они к этому привыкли.
Что касается других групп - тех же ветеранов труда, инвалидов, там нужно было проводить монетизацию, убежден Евгений Шлемович. Но ее нужно было проводить персонифицировано, надо было, может быть, в реестре учесть реальные потребности каждого льготника. Психологически получилось так, что как бы от людей каким-то образом пытаются откупиться, просто не дать им эти деньги.
И последнее - срок введения 122 закона. "Крайне неблагоприятный момент. Шестидесятилетие Победы у нас очень скоро - неудачнее "подарок" для ветеранов войны сложно было бы придумать", грустно иронизирует Гонтмахер.
"Кроме этого, у нас первого января практически повсеместно в России повысились тарифы на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг. Увеличились тарифы на проезд на общественном транспорте в городах. Есть еще целый ряд неблагоприятных моментов, которые совпали по времени (январь, февраль) с социальной реформой. Это все подстегивает друг друга, создает такой кумулятивный эффект народного недовольства. "Мы можем прийти к ситуации, когда люди будут протестовать, митинговать уже не по поводу монетизации, а по поводу любого изменения, которое им не нравится", - говорит Евгений Шлемович.
По мнению Гонтмахера, "сейчас нужно срочно готовить предложения не просто по косметическому улучшению ситуации, а по довольно серьезному изменению этого законодательства, связанного с монетизацией льгот. Их нужно срочно рассматривать в правительстве и Государственной Думе и принимать, чтобы хоть как-то облегчить положение людей, которые попали в такую трудную ситуацию".
Между тем депутаты Государственного Собрания - Курултая - РБ на очередном заседании республиканского парламента выступили с рядом законодательных инициатив в Государственную Думу. По их мнению, некоторые федеральные законы, касающиеся социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждаются в изменении.
Законодатели Башкортостана считают неправильным и необоснованным деление льготников на федеральных и региональных. Кроме этого, они не согласны с тем, что труженики тыла и жертвы политических репрессий должны получать компенсации из региональных бюджетов.
Парламентарии разработали законопроект, согласно которому труженики тыла, а также жертвы политических репрессий должны получать компенсации из федерального бюджета. При этом, согласно расчетам, выплаты им должны быть не менее 600 рублей в месяц, а реабилитированным предлагается выплачивать компенсацию в сумме 800 рублей. 
Елена МАКУШИНА, Уфа. Интернет-газета "Башвесть", 08 февраля 2005 г.

|