Митинги против и в защиту отмены льгот гремят по всей России. Губернаторы в спешном порядке принимают меры по "смягчению 122 закона". Всё то же самое - и в Брянске. Кроме одного: к нам не приехал Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций. Его визит в семь областных центров России был организован участниками движения правых "Открытая Россия". Выдержки из его выступлений наверняка ответят на некоторые вопросы, интересующие наших читателей.
МОНЕТИЗАЦИЯ И ГУБЕРНАТОРЫ
Я не думаю, что сейчас губернаторы согласовывают каждый отдельный шаг с федеральным Министерством финансов. Мне кажется, что многие действуют на собственный страх и риск. Потому что, понимают, что дополнительные деньги далеко не всегда придут. С Минфином всегда достаточно сложно разговаривать, потому что у них позиция очень простая - они сначала говорят "нет", а потом только начинают открывать свои закрома. Поэтому губернаторы делают шаги для того, чтобы смягчить эту ситуацию. Например, таких как в Перми, в Самаре очень крупное возмущение, в Казани, было до недавних пор в Подмосковье, в Петербурге, Ставропольский край отличается массовостью выступлений, Астрахань и еще целый ряд других регионов. Я скажу так, проблема не в том, сколько людей выходит на улицы -- лучше бы вообще они туда не ходили. Хотя люди сильно обижены. Проблема в общественном настроении. Люди, может быть, и не выйдут на улицы, но они же все это запомнят. И потом, когда придет время, например, голосования на выборах 2007 года, президентских выборах 2008 года, это может вылиться в любой исход голосования. Если какие-то популистские, экстремистские и прочие политики в ближайшие месяцы выскочат на политическую арену у них, к сожалению, будут очень хорошие шансы на то, чтобы ворваться в Государственную Думу, и даже поучаствовать в президентских выборах. Вот это меня больше всего расстраивает, а не то, где и сколько демонстраций.
О ВЛИЯНИИ НАРОДНОГО НЕДОВОЛЬСТВА НА 122-ОЙ ЗАКОН.
Вы знаете, подействовало. Как правило, такие массовые выступления приводят к тому, что местные законодательные собрания: областные, республиканские, краевые улучшают нормы социальной поддержки по сравнению с теми, которые были. Они это, конечно, делают на свой страх и риск. Они повышают размер ежемесячных выплат, возвращают часть льгот в натуральный вид, прежде всего по проезду на общественном транспорте, то о чем, больше всего говорят. Они делают это на свой страх и риск по очень простой причине. Это достаточно рискованные шаги, потому что бюджеты регионов уже приняты на 2005 год, там этих дополнительных расходов нет. Кстати, многие бюджеты сведены с дефицитом в расчете на то, что-либо будут дополнительные местные доходы, либо поможет федеральный бюджет. Тем самым, эта дефицитность все больше увеличивается.
Через несколько месяцев, ближе к осени, когда деньги по соответствующей статье будут потрачены, а обязательства остаются, могут возникнуть конфликтные ситуации. В том смысле, что губернаторы поедут в Москву, они поедут уже и сейчас, после таких решений, будут требовать дополнительных денег. Наверно, федеральный бюджет, чтобы не портить политической ситуации, все это дело закроет. Это, с финансовой точки зрения, достаточно рискованные шаги. Вообще, такая практика есть.
Наиболее продвинутые губернаторы действуют заблаговременно. Например, Тулеев в Кемеровской области предпринял шаги по возвращению части льгот в натуральном виде еще до начала событий. Он понял эту ситуацию, и числа 6 - 7 января соответствующие решения в Кемеровской области были приняты. И, вы знаете, в Кемеровской области спокойно, ни манифестаций, ни пикетов, ни митингов - ничего нет.
ПРОГНОЗЫ НА НАРОДНЫЕ БУНТЫ
Когда произносят слово бунт, я содрогаюсь. Мы знаем: "Русский бунт беспощаден", с топорами. Не дай нам бог еще и этого. Хотя народ, как всегда, не виноват. Нам бунтов не надо. Я говорю в других терминах, в терминах недовольства.
Я считаю, что в феврале мы будем иметь недовольство повышением оплаты жилищно-коммунальных услуг. Прямого отношения к монетизации это не имеет, хотя и совпадает по времени. Это первое.
В феврале останется острой ситуация с лекарствами во многих регионах. Когда нестыковки, неотработанность механизмов приведет к тому, что люди физически не смогут в короткий срок получить жизненно необходимые для них лекарства. Тут достаточно нескольких вопиющих случаев для того, чтобы это получило большую огласку. Что касается пригородного транспорта, для роста возмущения февраль - это еще рано. Это будет ближе к весне.
Скоро может быть кризис, связанный с инвалидами. Дело заключается в том -- это еще одна крупная ошибка этого закона -- что с 1 января 2005 года уже повсеместно идёт переосвидетельствование инвалидов, исходя из степени утраты их работоспособности. До этого, во все годы новой России использовались критерии групп инвалидности по степени ограничения жизнедеятельности. Это совершенно разные вещи. Я всегда привожу пример: допустим, профессор университета без ног. По прежним меркам он был инвалид первой группы с соответствующей пенсией. Потому что, он был ограничен в своей жизнедеятельности, он не мог попадать в общественный транспорт, не мог подниматься без лифта на высокие этажи, даже на второй - третий. Теперь если этого же человека оценивать, с точки зрения утраты трудоспособности, то это будет практически ноль процентов. Потому что, он профессор университета, он читать лекции может, у него с головой все нормально. Тем самым человек может лишиться права на пенсию по инвалидности и всяких других льгот, которые инвалиду положены.
Плюс к этому другая ситуация. С 1 января у нас медико-экспертные комиссии, которые определяют группы инвалидности и занимаются выдачей инвалидам индивидуальных программ реабилитации, много всего делают с ними, и из региональных стали федеральными. Далеко не во всех регионах успели передать собственность, оборудование, персонал перевести из региональных в федеральные службы. В результате может получиться ситуация, она уже кое-где есть, когда инвалид не может получить элементарную услугу в бывших МЗЭКах, которые ему часто абсолютно нужны. И целый ряд других вещей, связанных с инвалидами. Это будет длинное возмущение. Потому что, здесь быстро что-либо сделать и вернуть обратно очень сложно. Я думаю, что это будет происходить постепенно. Январь, февраль, март, апрель недовольство будет нарастать, вплоть до выступлений самих инвалидов.
МОНЕТИЗАЦИЯ - ВЫБОРЫ В ГОСДУМУ - СУДЬБЫ ПАРТИЙ.
Если следовать логике, а я думаю, что жизнь подчиняется логике, то понятно: Единая Россия сильно потеряет. Она, кстати, теряла еще до монетизации льгот на всех уровнях Законодательного Собрания, на последних губернаторских выборах. Что касается позиции коммунистов, они могут где-то прирасти. Потому что, коммунисты сейчас пытаются принять активное участие и организовывать акты протеста против монетизации льгот.
К сожалению, больше всего шансов на попадание в Законодательное Собрание получат люди или организации экстремистского толка. Типа Национал-большевиков. Они не зарегистрированы, но могут идти в индивидуальном качестве, или какие-нибудь "ура-патриоты", которые страдают теорией заговора против русского народа, против России, внешнего, внутреннего, какого хотите. На волне наших проблем эти организации, люди не системные, не конструктивные, популистские могут в большом количестве попасть в законодательное собрание.
Еще я хотел обратить внимание: если будут участвовать союз пенсионеров или партия пенсионеров, то у них сейчас появляются шансы на вхождение в Законодательное Собрание, потому что они тоже принимают участие в организации митингов, демонстраций и т.д.
НА 122-ОЙ ЗАКОН - В СУД!
Организация льготников подала в суд жалобу на 122 федеральный закон на то, что он противоречит нашей Конституции, с просьбой его отменить. Есть уже не один иск. Видимо, они еще будут поступать. В этих исках обычно выставляется претензия к 122 закону, что он ухудшил положение какой-то конкретной группы или какого-то конкретного человека. Идут ссылки на 55 статью Конституции, которая говорит о том, что все вновь принимаемые законодательные акты не должны ухудшать положения людей. Я скажу так. Судебных перспектив у исков, касающихся 122 закона, нет, в том числе в Конституционном Суде. Потому что, 55 статью Конституции -- мы этот вопрос изучали очень подробно -- можно читать по-разному, трактовать по-разному, многое будет зависеть от личной позиции судей, прежде всего, Конституционного Суда. Я предполагаю, что они вряд ли пойдут на откровенно конфликтную ситуацию, когда Конституционный Суд скажет, что закон антиконституционен. Другое дело, какие-то отдельные пункты, которые касаются положения абсолютно конкретных групп населения. По каким-то абсолютно конкретным пунктам, там, безусловно, определенные шансы есть. Но, для этого эти иски должны быть сформулированы достаточно подробно, обоснованно, со всеми цифровыми выкладками. Думаю, что такие иски тоже будут.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕШИЛО ПОКАЗАТЬ…
Мне часто задают вопрос: "Скажите, каким образом этот закон прошел все ведомства, все министерства, нигде не задержался и попал на подпись к Президенту?" В данном случае ситуация объясняется очень просто. Правительство решило показать, что оно умеет доводить до конца некие реформы, я имею в виду до начала реализации.
Смотрите, о реформе здравоохранения говорится лет пять, пока еще ни один закон не вышел даже на уровень Правительства. Он крутится где-то в недрах министерств. Реформа образования: какие-то отдельные новации есть, типа единого госэкзамена, все остальное тоже находится в недрах министерств. Если мы возьмем экономические реформы - абсолютно аналогичная ситуация, я уж не говорю о реформе естественных монополий.
Все останавливается на уровне пожеланий, на уровне, что что-то надо реформировать. Этот пример оказался очень удобным, почему? Потому что, не затрагиваются ничьи финансовые, корыстные интересы. Льготники самые забитые, самые, как считалось, аполитичные люди, которые не выйдут, не будут протестовать, примут все. Тем более, предыдущие годы были относительно неплохими. Шел рост доходов населения, росли пенсии, как-то не было особых социальных катаклизмов. Последний был в августе 1998 года.
Это очень простая, понятная реформа, на первый взгляд. Значительная часть льгот не обеспечена, так зачем врать людям: давайте дадим столько сколько можем, но зато дадим живые деньги. Люди сами смогут выбрать. Вроде бы правильные лозунги. Когда восьмидесятилетнему старику дают деньги, проблема выбора для него крайне сложна. Он не привык выбирать. Он так воспитан. Он не понимает, что делать с этими деньгами. Поэтому, посчитали, что на этом примере можно показать, как реально конструируется, как реально вводится в действие эта реформа. Показать перед Президентом, перед обществом, что у нас реформистское правительство, реформистская власть. Оказалось, что как раз этого не смогли сделать.
Спешили, потому что:
2005 год - население приспосабливается, поохав, поахав, по поводу этих новаций; 2006 год - оно в этом спокойно живет в этом новом режиме;
2007 год - оно забывает;
А в декабре 2007 года уже парламентские выборы.
Такая вот поверхностная, примитивная якобы социальная логика очень сильно и подвела. Она, как раз, и заставляла принимать в такой спешке эти законы. Закон казался очень простым, ясным, понятным. А на поверку с реальной жизнью, оказалось, что закон крайне сырой, крайне несистемный и мало жизнеспособный.
Редакция "БВ" благодарит РОО "Открытая Россия" за доступ к информации. 
Елена ВОРОБЬЕВА, Брянск. Газета "Брянское время", 08 февраля 2005 г.

|
|