РАЗ, ДВА, ТРИ -- ПРОДАНО
Автор: Азарова Дилара
Регион: Иркутск
Тема:  Приватизация , Энергетика
Дата: 05.12.2002

Приватизация в России началась не так давно, но уже сегодня можно говорить о ее результатах – где-то положительных, где-то отрицательных...

ПРИВАТИЗАЦИИ НЕРОВНЫЕ ШАГИ...

Слово “приватизация”, означающее дословно передачу государственного или муниципального имущества в собственность отдельных лиц или коллективов, пришло в Россию в конце 80-х годов. В 1992 году в России был принят первый закон “О приватизации”. На его волне государство избавилось от контрольных пакетов акций крупных предприятий. В первой половине 90-х были проданы контрольные пакеты акций компаний “Сиданко”, “Норильский никель”, “ЮКОС”. В народе этот процесс быстро окрестили “прихватизацией”.

Заместитель министра имущественных отношений РФ Сергей Моложавый в октябре на семинаре Клуба региональной журналистики одной из главных ошибок первого закона назвал ваучерную систему. В те годы в стране были созданы многочисленные инвестиционные фонды, из которых 99% впоследствии перестали существовать. Появились назойливые акционерные общества типа “МММ”, “Хопер-инвест”.

Второй закон, регулирующий процессы приватизации, появился в 1997 году. С его принятием, по словам Сергея Моложавого, темпы приватизации резко упали. Количество приватизируемых предприятий снизилось примерно в два раза по сравнению с 93-94-ми годами. А с января 2001 года приватизацию вовсе приостановили из-за того, что в Госдуме начали разрабатывать новый закон.

Действующий сегодня закон "О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ" вступил в силу 26 апреля нынешнего года. Принципиальным нововведением стало разделение полномочий между парламентом, правительством и президентом по управлению и распоряжению госсобственностью. На правительство России было возложено достаточно большое количество полномочий, что значительно осложнило процесс приватизации. Правительство теперь планирует процесс приватизации с учетом решений Думы и президента. Каждый пакет акций, находящийся в государственной собственности, прежде, чем быть проданным, должен быть внесен в так называемый прогнозный план на следующий год.

В России, по утвержденному плану, в 2003 году в акционерные общества будет преобразовано около 1000 госпредприятий и продано около 500 пакетов акций. Моложавый отметил, что сегодня во владении государства осталось примерно 9700 предприятий и 4200 пакетов акций.

Начальник отдела приватизации и управления госсобственностью Иркутского регионального отделения Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Виктор Ермак рассказал, что в ближайшее время из управления РФФИ в Минимущества РФ будут переданы пакеты акций 27 предприятий Иркутской области — они не вошли в план приватизации на следующий год. В нашем регионе, добавил он, в следующем году необходимо продать 14 госпакетов. Прогнозировать успех или неуспех их продажи пока рано, поскольку практика показывает, что некоторые из предполагаемых к продаже предприятий к тому времени могут перестать работать.

ИРКУТСКАЯ “ИЗЮМИНКА”

В план приватизации на 2004 год планируется внести 40%-ный пакет акций ОАО “Иркутскэнерго”, рассказал Сергей Моложавый. Без преувеличения этот актив можно отнести к “золотому” запасу государства. В свое время Иркутская энергокомпания с целью сохранения в регионе дешевых энерготарифов была акционирована как самостоятельное предприятие. Оно независимо от РАО “ЕЭС России”, что, безусловно, добавляет ему привлекательности.

Акционирование “Иркутскэнерго” стало “изюминкой” процесса приватизации в Иркутской области. Особенностью нашего региона было сохранение целостности энергокомпании, и так называемого перекрестного субсидирования. Но сейчас говорить серьезно об этих особенностях уже не имеет смысла, считает председатель комитета Законодательного собрания Иркутской области по собственности и приватизации Юрий Фалейчик.

Когда в апреле 2001 года в компанию пришел новый менеджмент, который представлял интересы алюминиевых компаний, говорит он, “Иркутскэнерго” лишилось своей изюминки. Компания стала обыкновенным акционерным обществом, желающим получать как можно больше прибыли. Прежнего баланса интересов бизнеса и государства не стало, он сместился в пользу бизнеса.

НЕУРОЖАЙНЫЙ 2002 ГОД

В нынешнем году в Иркутской области к продаже готовилось 52 предприятия, пакеты акций которых находятся в федеральной собственности. Но продать удалось только два — братскую компанию “Связь” и иркутское “Восточно-Сибирское речное пароходство”. Часть остальных находятся на стадии банкротства или вовсе не работают, другая часть еще готовится к продаже.

Аукцион в форме закрытых торгов по продаже акций братской “Связи” прошел в Иркутске 25 ноября. 20%-ный пакет акций предприятия удалось продать за 1601 тыс. рублей. Начальная цена продажи пакета устанавливалась в 1600 тыс. рублей. Специалист ИРО РФФИ Сергей Шоткинов рассказал, что конкуренции как таковой не было: на аукцион подали заявки всего два участника – ООО “Ирквест” и физическое лицо.

Реальная борьба за приобретение госсобственности, к сожалению, разворачивается нечасто. Когда независимая экспертиза оценила 34%-ный пакет акций “Восточно-Сибирского речного пароходства” в сумму 8,3 млн. рублей, появилось несколько желающих побороться за лакомый кусочек уставного капитала предприятия. Но потом, как только обнаружилось, что появился реальный покупатель, начальная цена по инициативе продавца изменилась и достигла 70 млн. рублей. Она же стала и окончательной.

— Не территории Иркутской области некоторые крупнейшие компании не только приватизированы, но уже переживают дальнейшую фазу, связанную с переделом собственности и обусловленную неэффективным управлением, — сказал Юрий Фалейчик. — Иногда это выливается в процедуру банкротства. И, если приватизация может иметь свое начало и конец, то банкротства будут преследовать нас очень долго. Сегодня в состоянии введенных процедур банкротства находятся многие градообразующие предприятия — “Саянскхимпром”, “Коршуновский ГОК”, “Усольехимпром”.

Следует отметить, что в свое время РФФИ не смогло продать государственный пакет акций “Коршуновского ГОКа”, где в 1998 году было введено внешнее управление сроком на 10 лет. Сейчас к продаже готовится госпакет “Саянскхимпрома”. Доля государства в уставном капитале компании составляет 38,5%.

Акции некогда крупнейшего в стране производителя смолы поливинилхлорида и пластикатов планируется продать 30 декабря. Еще два года назад – в ноябре 2000 года — должен был состояться коммерческий конкурс по продаже госпакета. Начальная цена пакета составляла два миллиона долларов. Покупка пакета акций предусматривала выполнение инвестиционных условий. Но РФФИ отменил конкурс до выяснения обстоятельств создания дочерних предприятий компании.

Теперь стартовая цена пакета определена в сумму более 25 млн. рублей. Госпакет акций, скорее всего, будет продан. Такой же прогноз предстоящей приватизации дал и Юрий Фалейчик. Однако, по его словам, акции на сей раз купят не потому, что они представляют какую-то ценность. Акции будут скуплены, чтобы дезавуировать вывод активов “Саянскхимпрома” в дочерние предприятия.

—В этом акционерном обществе государство повело себя как самый бездарный собственник, — считает Фалейчик. — Оно не уберегло свою же собственность.

ГОСУДАРСТВО — ПРЕДПРИЯТИЕ. ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?

В ведении ИРО РФФИ до последнего времени находилось 94 пакета акций предприятий Иркутской области, которые являются федеральной собственностью. Сколько пакетов сегодня принадлежит ИРО РФФИ, сказать сложно, потому что ситуация постоянно меняется. Сергей Шоткинов объяснил это тем, что какие-то госпакеты продаются, какие-то передаются территориальному управлению Минимущества России. Доля акций, принадлежащих федерации, на предприятиях области разная. Например, иркутское предприятие “Металлист”, на котором закончена процедура банкротства, находилось в полной собственности государства. Почти на половину предприятий РФФИ не имеет никакого влияния по разным причинам: в уставном капитале одних федерация не имеет и 2% акций, другие находятся на стадии банкротства, третьи вовсе не работают.

По словам Виктора Ермака, сегодня только шесть предприятий из всех, чьи акции принадлежат РФФИ, регулярно начисляют дивиденды. Это – “Байкальский Целлюлозно-бумажный комбинат” (БЦБК), “Иркутскслюда”, “Киренский речной порт”, “Осетровский судостроительно-судоремонтный завод” (ССРЗ), “Иркутское авиационное производственное объединение” (ИАПО), “Иргиредмет”. За последние два года этими предприятиями по дивидендам было начислено всего 682, 9 тыс. рублей. Но государство не получило и этого. “Осетровский ССРЗ”, где на РФФИ и Минимущества приходится контрольный пакет акций, сначала отказался платить дивиденды за 2000 и 2001 годы в сумме 277,3 тыс. рублей, ссылаясь на отсутствие прибыли. Потом руководство предприятия согласилось выплатить государству 225,4 тыс. рублей за позапрошлый год, но до сих пор не перечислило их.

Виктор Ермак рассказал, что в компаниях часто возникают противоречия между интересами госпредставителей и руководства предприятия. Задача собственников госпакета акций предприятия – РФФИ и Минимущества РФ – заключается в проведении своей политики через госпредставителей. При этом государство заинтересовано в получении дивидендов. И чем больше предприятия перечислят, тем лучше.

Все происходит приблизительно так. Из Минимущества на места спускаются директивы: мол, по таким-то пакетам акций область должна принести столько-то дивидендов. Три-четыре года назад на “Зиминский гидролизный завод” приходило указание Минимущества, по которому заводу было предложено выплатить государству 1,2 млн. рублей дивидендов. А предприятие – убыточное. Плюс ко всему, завод содержал социально-культурные учреждения. Руководители предприятия начали доказывать, что по закону предприятие вправе не платить вознаграждение собственникам, но Москва посчитала иначе. Если гидролизный завод имеет убытки, то он ворует. А если ворует, пусть делится.

Нередки случаи, когда на предприятиях, где приличный пакет акций находится в федеральной собственности, поступают заказы. Даже если заказ не выгоден для компании, госпредставитель может его “навязать”. Примерно три года назад в Иркутской области был случай, когда “Авиаремонтному заводу № 403” сознательно навязали ремонт иркутских троллейбусов. Машины ремонтировались, а город расплачивался нерегулярно. Из-за этого, помнится, произошел маленький переворот: представителя РФФИ “выкинули” из совета директоров предприятия. А вместе с ним и троллейбусы...

- Иногда госпредставители избираются по рекомендациям федеральных органов из числа муниципальных работников, — продолжил Виктор Ермак. – Предположим, у нас есть пакет акций предприятий в Бодайбо, на Маме, в Чуне. Пакет так невелик, что на него достаточно подобрать одного человека. Но мотаться по всем предприятиям нет ни физической, ни материальной возможности. Поэтому приходится доверять местным комитетам по управлению имуществом, чтобы они представляли наши интересы. Естественно, человек из КУМИ предпочитает отстаивать интересы свой территории, порой игнорируя интересы собственника — Федерации.

Порой государство владеет пакетами акций, но точно не знает, чего хочет от предприятий, кроме дивидендов. Федерация не всегда может правильно определить, что его компании должны производить, какие услуги оказывать, какую прибыль приносить. Есть предприятия вовсе ненужные государству. Но это клинические случаи. Такие компании, как правило, не нужны никому. Они по два-три года готовятся к приватизации. Потом еще по пять-восемь лет пакеты акций, принадлежащих государству, не могут найти своих покупателей. В этот период полноправным хозяином компании становится менеджмент, который без должного присмотра со стороны собственника иногда не прочь злоупотребить своим положением. Проще говоря, такое положение дел становится причиной разворовывания предприятия, а затем его благополучной ликвидации.

ОПОЗДАВШИМ — КУСОЧЕК ДОРОГИ

Правда ли, что предприятия, чей контрольный пакет акций находится в федеральной собственности, работают хуже других компаний? По мнению Сергея Моложавого, правда. Виктор Ермак согласился с утверждением замминистра: от заказов государства, которые невыгодны для предприятия, последнее отказаться не может. И, как следствие, порой не получает прибыли. Примерно так и было на Иркутском авиаремонтном заводе № 403. Юрий Фалейчик, напротив, считает, что форма собственности не влияет на успех или неуспех в бизнесе.

— Приватизация не доказала преимуществ частной собственности ни в Иркутской области, ни в стране в целом. Экономика не стала более эффективной, — сказал он. — Сегодня мы видим массу негативных моментов, например, вывоз капитала из России. То, чего не могло себе позволить государство, делают частные собственники, игнорируя интересы общества и государства. Это характерно для многих нефтяных компаний, еще более — для алюминиевых.

Для Фалейчика, например, не очевидна необходимость приватизации железных дорог. Все аргументы в пользу их приватизации, по его мнению, говорят о том, что инициаторы приватизации дороги “опоздали к разделу большого российского пирога, но им хотелось бы стать олигархами. Чтобы это сделать, нужно стать крупными собственниками”. Он не уверен, что после реформирования ОАО “Российские железные дороги” станет работать эффективнее.

К счастью, мнение одного политика регионального масштаба не способно повернуть ситуацию вспять. А решения о деприватизации не принимаются на уровне заксобрания. И российский паровоз рыночных реформ уже не остановить. Даже если кто-то опоздал запрыгнуть на подножку последнего вагона…  

Дилара АЗАРОВА, Телеинформ

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики