Накануне новогодних и рождественских праздников в Московском клубе региональной журналистики (КРЖ) "Из первых уст" состоялся семинар с участием журналистов печатных и электронных СМИ, депутатов Государственной Думы, а также именитых экспертов по политике и экономике России. Три дня мои коллеги, которые приехали из разных уголков страны, с интересом слушали лекции о формировании рынка доступного жилья, войне с мировым терроризмом, социально-экономическом развитии регионов, миграционной ситуации в России и т.д.
Доступное жилье в России - это реально?
Череду выступлений открыла журналист "Новой газеты" Зоя Ерошок.
- Я всегда откликаюсь на предложения Клуба, потому что здесь особая атмосфера, какие-то особые, знакомые лица. Хотя, признаться честно, от выступлений перед широкой аудиторией предпочитаю отказываться и не из-за кокетства, а потому что не поведением на трибуне измеряется достоинство нашей профессии. В своем докладе она обозначила проблему между журналистом и гражданским обществом, которое в нашей стране, к сожалению, находится на стадии развития.
Президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева достаточно подробно и ясно обрисовала сложившуюся ситуацию на жилищном рынке. Не секрет, что сегодня даже группы населения с достаточным уровнем дохода не в состоянии приобрести жилье.
Надежда Борисовна - одна из разработчиков специального пакета по формированию и развитию рынка доступного жилья России. В пакет входит 27 законопроектов, из которых часть Государственная Дума рассмотрела в первом, втором и третьем чтениях в прошлом году.
- Говоря "доступное жилье", мы имеем в виду развитую рыночно-кредитную и накопительную систему, которая позволяет при нормальном, среднем доходе приобретать жилье на рынке, - уточняет Надежда Борисовна. - При разработке пакета нам удалось выделить несколько проблем, которые мешают развитию жилищного рынка.
Первая - низкий платежеспособный спрос населения. Основные направления его увеличения - это развитие ипотечного кредитования. Вторая - высокие процентные ставки по кредитам. Конечно, в процентных ставках от жилищного и ипотечного законодательств мало что зависит, поскольку основную часть ставок по кредитам определяет стоимость денег на рынке, которая, в свою очередь, регулируется уровнем инфляции. Поэтому здесь многое зависит от макроэкономических мер по снижению инфляции, по увеличению сроков кредитования, и так далее. Однако законодательным путем 15-18-процентные ставки все-таки можно снизить на 4-5 процентов за счет снижения риска инфляции и развития банковской конкурентной среды.
Третья - предложение жилья. Кроме того, что уровень строительства очень низкий, он еще и не регулируется. Цена на жилье растет, спрос растет, а объемы предложений не увеличиваются. Это еще раз доказывает, что рынок монополизирован. И основная причина в том, что до сих пор земля полностью находится в руках государства. Земельные участки под строительство распределяются через бюрократические инструменты, без всяких конкурсных прозрачных процедур, где выявляется ее цена. Все происходит по предварительному согласованию. Такая вот выдумка нашего "замечательного" Земельного кодекса. Четвертая проблема - большие затраты на систему учета объектов недвижимости, регистрацию прав на недвижимость. К тому же оформление всех документов на строительство занимает очень много времени. Поэтому в пакете мы предусмотрели отмену обязательного права нотариального удостоверения любой ипотечной сделки, которая составляла полтора процента от стоимости объекта недвижимости.
И, наконец, недостаточная защита участников жилищного рынка, в первую очередь граждан, добросовестных приобретателей недвижимости, вкладывающих свои средства в долевое участие в строительстве. Определив причины застоя на российском жилищном рынке и выработав оптимальное решение проблем, специалисты прогнозируют, что к 2010 году строительство жилья увеличится в два раза, с 35 до 72 миллионов квадратных метров. При благоприятном стечении обстоятельств цена на жилье до 2007 года будет расти. Но медленнее, чем она росла до 2004 года. А уже начиная с 2006-2007 годов даже может произойти стабилизация реальной цены на жилье. Однако эти прогнозы могут не подтвердиться, если не преодолеть бюрократизм и прочие административные барьеры. Слабые регионы стране не нужны. Политологи и зачастую журналисты ошибаются, рассматривая политические и экономические процессы в стране, не учитывая особенностей отдельно взятого региона. В результате выходит, что федеральный центр не понимает, что происходит в регионах, а регионы не понимают, из каких позиций исходит центр, устраивая очередные реформы.
Директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в своем выступлении на тему "Социально-экономическое развитие регионов" говорила, что беда России в том, что мегаполисы, такие как Москва, Санкт-Петербург, хорошо собирают ресурсы с регионов, да только порой забывают об отдаче.
- Только в 2000-2002 годах наблюдалось движение из Москвы и ряда других крупных городов каких-то капиталов, людей, которые обладают современными компьютерными, техническими и другими навыками. Разрыв между сбором и отдачей - это огромная преграда на пути развития Российской Федерации и ее регионов, - дополняет Наталья Васильевна. Что же касается Читинской области, то, по словам Зубаревич, Забайкалью еще долго придется находится в числе слаборазвитых регионов, даже несмотря на огромный запас природных ресурсов.
- О своем Удоканском месторождении меди на ближайшие пять лет вы можете забыть. За его разработку возьмутся немногие, так как на это потребуются огромные средства, а прибыль от месторождения после начала разработки пойдет не скоро, - говорит Наталья Васильевна.
С ее мнением трудно не согласиться. В целом в Забайкалье не развиты система образования, инфраструктура, слаб человеческий фактор, нет нефтегазовой и тяжелой промышленности. Даже если руководитель региона - опытный менеджер, то ему не удастся вывести область из кризисной ситуации, если экономика региона основана на среднем и мелком бизнесе, легкой промышленности, которая в целом по стране сильно упала в 90-е годы. К тому же экономика Забайкалья, как и Амурской области, исторически нежизнестойка. Во многих регионах Сибири создавались всевозможные филиальные производства, слаботехнологические машиностроительные предприятия. И они умерли первыми в годы перестройки. Сегодняшняя экономика ориентирована на экспорт, поэтому Алтай, Дагестан, Усть-Ордынский округ, Курганская область и другие подобные территории с машиностроением и прочей "мелочью", ныне не очень и нужны.
Продолжение следует. 
Андрей КОПТЕЕВ, Чита. Газета "Забайкальская новь", 07 февраля 2005 г.

|