РЕФОРМА ДЛЯ КОГО?..
Автор: Курочкина Татьяна
Регион: Приморский край, пос. Кавалерово
Тема:  Социальные реформы
Дата: 22.02.2005

Приморье очередную реформу - монетизацию - встретило в штыки. По городам и поселкам прокатилась волна митингов и протестов, особенно в январе-начале февраля, когда долгожданную компенсацию успели получить еще не все региональные льготники (а таких - большинство), а за проезд в общественном транспорте и за услуги связи, за лекарства в аптеках уже стали требовать деньги.

Реакция одна

Так, в "оборонной" столице края, городе авиа- и машиностроителей - Арсеньеве - прошли два массовых митинга против замены льгот грошовыми 200-рублевыми компенсациями. Арсеньевские пенсионеры направили 12 обращений в разные инстанции вплоть до президента с требованием отмены закона о монетизации. Митинги протеста с участием от 1 до 3 тысяч населения прошли и в пгт Кавалерово, городе химиков и металлургов Дальнегорске, на приморском севере. А тут еще грянули повышение платы за проезд в общественном транспорте (во Владивостоке - с 5 до 7 руб.) и переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ - это подлило масла в огонь. У многих провинциалов нынешние платежи за жилье превышают совокупный семейный доход (например, в Дальнегорске или Кавалерово за двухкомнатную квартиру новой планировки только за тепло и горячую-холодную воду надо платить теперь 4,5 тыс. руб.), страшное недовольство вызывает ФЗ и дублирующее его краевое постановление о новом порядке начисления компенсаторных жилищных субсидий - их с января лишились тысячи приморцев, у получающих же субсидии резко снизился размер выдаваемых сумм. А ведь при более низких доходах населения в целом тарифы на услуги ЖКХ на Дальнем Востоке в несколько раз выше, чем в благополучной Москве и Центральном регионе России. Вот все это в совокупности и является причинами массовых протестов.

На встречах с населением и на организуемых телефонных "прямых линиях" местные власти по-своему пытаются "потушить пожар" отчетами о том, что все делается и выплачивается по закону. Но это никого не утешает. Многие в растерянности: не знают, какие льготы за ними сохранены, каких они лишились. В больницах кавардак: врачи теперь делят больных на федеральных и региональных льготников, и бюрократизма в процессе получения пациентами долгожданных рецептов на льготные лекарства стало намного больше. В резолюциях митингующих повсеместно содержатся требования отмены ФЗ о монетизации, повышения зарплаты и пенсий, снижения оплаты за услуги ЖКХ с 22 до 10% от совокупного семейного дохода. Пенсии госчиновникам и прочим чинушам предлагается платить согласно единому закону о трудовых пенсиях. Пусть те, кто придумывает антисоциальные законы, сами поживут по придуманным для большинства правилам! Участники митинга в Арсеньеве даже выразили недоверие правительству РФ и разработчику закона о монетизации - партии "Единая Россия". Предупредив, что в случае невыполнения их требований они оставляют за собой право на более решительные действия вплоть до акций гражданского неповиновения. А кавалеровцы (участниками митинга стало около 2000 человек) потребовали провести референдум по вопросу изменения социально-экономической политики федеральных властей с целью переориентации ее на подъем жизненного уровня народа; повышения уровня зарплат и пенсий от 3 до 5 раз. И выразили недоверие правительству, Госдуме, губернатору (несмотря на это, он по представлению президента стал первым из назначенных губернаторов в стране, оставшись тем самым рулить краем на второй срок)…

Что прогнозируют местные аналитики? Что пенсионеры, кормившие себя и родню продукцией со своих дач, не смогут в дачный сезон ездить на огороды и забросят свои участки, что многие ветераны могут забыть о санаторно-курортном лечении, а инвалиды не смогут лечиться на гарантированные соцпакетом 350 руб. Вырастет уровень смертности. Так для кого же тогда эта реформа и почему она буксует, как и многие другие наши реформы?..

Мнение эксперта

По мнению директора столичного Института независимых социальных исследований Татьяны МАЛЕВОЙ, у пресловутого закона о монетизации есть своя концепция, стратегическая направленность - была сделана осознанная попытка привести в соответствие социальные программы и финансовые ресурсы, ведь известно, что прежде декларируемые льготы во многом не финансировались, для этого требовалось в 2,5 раза больше выделяемых средств. Но в нормах и механизмах этого закона № 122 заложен ряд противоречий: глобальная стратегическая цель оказалась не подкрепленной механизмами исполнения. Льготы получали у нас до 70% населения, причем в течение многих лет. Но реально социальные программы или не работали, или работали вполсилы по вышеназванной причине недофинансирования. Задумывая реформу о монетизации, правительство даже не располагало точными данными, а сколько всего в стране льготников, кому и сколько надо платить. По итогам соцопроса, более 50% семей имеют в своем составе льготополучателей.

Еще одна цель закона - разделение финансовых полномочий по невыполняемому ранее пакету обязательств, разделение финансовых полномочий между федеральным и региональными бюджетами, не случайно закон рожден "в недрах Минфина". Льготников поделили на федеральных и региональных. И лишь 20% их федеральный центр взял на себя, а 40% передал под ответственность регионов (из них 10% частично финансируются из федерального бюджета). Но если федеральный бюджет нашел ресурсы под свои обязательства (потому и федеральные льготники в крае особо не протестуют), то ресурсов большинства регионов просто не хватает на то, чтобы в полной и необходимой мере обеспечить замену льгот "натурой" региональным льготникам. Ведь возможности регионов разные, между ними существует большая дифференциация. И - главное - в законе нет четкого механизма, что должны делать регионы, чтобы пойти по пути монетизации и привести эту систему в порядок. Нет механизма исполнения. В одни условия поставлены и регионы-доноры, и регионы-попрошайки. И получилось, что из 89 регионов страны только в 4 (!) монетизация выполнена в соответствии с этим законом. В 16 областях вообще ничего не сделали, оставили натуральный пакет льгот. Остальные колеблются, идут на уступки под давлением масс. Интересно, что скандальный закон "пропустили" сами губернаторы, входящие в Совет Федерации. А теперь они репу чешут: что делать?!.

Еще одна ошибка - одновременное с монетизацией повышение тарифов на услуги ЖКХ и проезд в общественном транспорте. В итоге "компенсации" от государства даже не хватает на оплату месячного проездного, не говоря уже о прочих льготах. Возникает вопрос: а не лучше ли было бы вместо этой реформы просто повысить людям пенсии и зарплаты, социальные пособия инвалидам? Уровень пенсий и зарплат действительно крайне низок. Сейчас правительство, чтобы погасить огонь страстей, поднимает базовую пенсию на 240 руб. И это не предел. Но последовательность шагов должна быть иная: сначала - повышение пенсий, а потом - реформа. К тому же можно было бы сохранить натуральный пакет для нынешнего поколения инвалидов, пенсионеров и прочих льготников.

Малева полагает, что сельские жители и жители малых городов все-таки что-то выиграли от монетизации по сравнению с крупными городами, где пенсионеры и льготники больше и чаще пользуются общественным транспортом. Тут явное заблуждение: может, жители деревень и выиграли что-то, но, судя по реакции приморской глубинки - поселков и малых городов, они потеряли больше, чем приобрели. А то, что на "тушение пожара" средств уйдет куда больше, чем на правильные расчеты и реальные механизмы исполнения закона, - это абсолютная правда. Да и в самом деле - кому нужна эта реформа? Не лучше ли просто повысить людям пенсии и зарплаты?.. Зачем вечно приучать население ходить с протянутой рукой за льготами?..  

Татьяна КУРОЧКИНА, поселок Кавалерово. Материал для краевого делового еженедельника "Золотой Рог" и межрегионального еженедельника "Северное Приморье" 16 февраля 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики