СОВЕТЫ БЛАГОДУШНЫХ
Автор: Ясина Ирина Евгеньевна
Регион: Москва
Тема:  Еженедельный журнал
Дата: 06.12.2002

Обычно ругают западных экспертов и советников те, кого принято называть патриотами-почвеннками. Те же, кто считает, что Россия сможет добиться процветания только на пути рыночных реформ, если и не хвалят иностранных экспертов, то про ошибки их молчат. Вроде как политически некорректно пинать союзников, а тем более кредиторов. И не потому, что Россия пока не нуждается в заемных деньгах, а исключительно от того, что ничегошеньки многие из них у нас так и не поняли, хочется порассуждать на заданную тему.

На прошлой неделе Европейский Банк реконструкции и развития (ЕБРР) выпустил очередной ежегодный доклад об экономическом развитии Центральной и Восточной Европы, включая страны СНГ. И наконец-то нашел главного врага, тормозящего формирование рынка в России. Это оказались крупные вертикально-интегрированные корпорации. Они, по мнению ЕБРР, препятствуют конкуренции, мешают притоку прямых иностранных инвестиций, не дают мелкому инвестору делать свой маленький бизнес.

Почему именно такая точка зрения возобладала за кордоном, понять непросто. Вроде бы все, кто занимается российской экономикой, учил в университете, что в СССР господствовали гиганты индустрии. И это были настоящие гиганты, вокруг которых вырастали города. И не надо быть лауреатом Нобелевской премии, чтобы понять: быстро изменить ситуацию невозможно. Более того, там, где у нас гиганты-монополисты сейчас, они сохранились исключительно по воле государства. Нефтяная отрасль была демонополизирована, есть и крупные компании и помельче и большие трейдеры и не очень. Труба государственная и за доступ к ней приходилось сражаться не всегда рыночными методами. А вот газовая отрасль демонополизирована не была. Монополия сохранена решением государства. И е же нефтяные компании на газовом рынке работать не могут - там не допускается никакой конкуренции.

Далее. Посмотрим на те отрасли, где тех самих вертикально-интегрированных монстров нет. Например, на пищевую. Недавно Кропоткинский молокозавод перезаражал дизентерией половину юга России. Я не про санэпидемнадзор не на должном уровне. Я про размер завода, также доставшегося в наследство от СССР. Если он такой огромный сохранился до сих пор, значит, нет достаточной конкуренции со стороны более мелких, мобильных производителей. В пищевке ведь ни Газпром, ни Лукойл не сдерживают развитие конкуренции. Только родное государство и его армия чиновников.

Лукавят эксперты и с тем, что вертикально-интегрированные компании сдерживают приток прямых иностранных инвестиций. Большинство иностранцев, особенно желающие работать в наших экспортных отраслях, хотят работать на условиях раздела продукции или при прочих льготных режимах. Но необходимости привлечения иностранного капитала при смягченном налоговом режиме просто нет. Иностранные и российские компании должны работать на общих налоговых основаниях. Иначе это уже точно не конкуренция!

Международные чиновники зачастую ошибались и раньше, не учитывали специфики России. Порой их ошибки, на которых они настаивали, поигрывая очередным лакомым кредитом, дорого обходились нашему бюджету. Чего стоит отмена экспортных пошлин на нефть и газ в 1995 году. Мишель Камдессю, тогдашний глава МФВ, настаивая на отмене экспортных пошлин, рассматривал их как очевидное зло. Везде в мире они признаны антирыночным механизмом. Пошлины были отменены. Поди поспорь с кредитором, когда бюджетных поступлений не хватает и на половину необходимых трат! Бюджет еще больше обмелел. Накануне президентских выборов пришлось еще больше увеличивать объемы заимствований на рынке ГКО. Конечно, не только настойчивость Камдессю по поводу экспортных пошлин привела к дефолту 1998 года, но свою роль в печальном событии сыграла.

В других секторах наши западные помощники также не раз грешили чисто формальным подходом. Любой, кто был в курсе событий на финансовом рынке, помнит, как они выкручивали нам руки с тем, чтобы отменить установленную квоту на долю капитала западных дочерних банков в совокупном капитале российской банковской системы. В данном случае не утверждаю, что квота в 12% для иностранных банков была полезна или вредна нашей экономике. Она ведь так и не была никогда иностранцами выбрана. Но нам доказывали с пеной у рта, что именно наличие квоты тормозит приход на наш рынок иностранного банковского капитала. Не полное отсутствие у маститых европейских банков желания рисковать своими деньгами и репутацией на диких российских просторах, где ни законов, которые соблюдаются, ни клиентов с деньгами, а одна малозначительная квота.

Любо из общавшихся с экспертами международных институтов чиновник или банкир вспомнит, как не раз и не два раздражала его их формальная логика. И то, что Россия - не Венгрия и не Польша и по сроку пребывания в социалистическом небытии, и по тем изменениям, которые наш тупиковый путь развития произвел и в экономике и в характере населения, осознавалось нашими помощниками с трудом. А вот последняя история с докладом ЕБРР показывает главное. Они (западные эксперты), основываясь на собственном опыте, полагали, что государство экономике друг. Тем более государство, во главе которого стоял президент, положивший свой рейтинг на плаху экономических реформ. Но государство это не один президент и несколько министров. Это еще десятки тысяч чиновников. И именно их боится бизнес. Им несет взятки. Весь бизнес. Мелкий - взятки маленькие. Крупный - побольше. Но договариваются все. И это главное зло.  

ИРИНА ЯСИНА. Еженедельный журнал, 06.12.02

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики