Инициатива Кремля может обернуться фикцией.
Согласитесь, мы нередко ругаемся при виде законов, в которых зачастую отсутствуют логика и важные определения, без которых понять закон невозможно. И говорим: "Как можно было читать законопроект и упустить это?". Сегодня у нас есть возможность ознакомиться именно с проектом будущего закона и без преувеличения, ужаснуться той видимостью заботы об обществе, которую успешно создает государственная власть.
Хотя, казалось бы, перспектива создания общественной палаты, как посредника между обществом и государством, просто не может вызывать негатива. Однако детальное изучение этой идеи вызывает ряд вопросов. Разобраться в соответствующем законопроекте нам помогает руководитель юридической службы Института региональной прессы, кандидат философских наук Дарья МИЛОСЛАВСКАЯ.
- Если спросить любого человека, что такое общественная палата, многие резонно ответят, что это связующее звено между властью и обществом, демократический институт, консультативный орган, - рассуждает Дарья Игоревна. - Логично думать, что формироваться она должна на принципах добровольности и независимости и невмешательства органов власти. Также нужна для того, чтобы обеспечить защиту общественных интересов. Все правильно. Однако существует законопроект, и хотим мы или не хотим, он скоро станет законом. И я очень надеюсь, что он все-таки претерпит изменения с точки зрения юридической техники, потому что, читая его сейчас, мы можем отметить то, что простому человеку и в голову не придет. И это доказательство того, что нас с вами в очередной раз дурят.
- Прямо-таки дурят?
- Давайте почитаем. "Общественная палата - это не что иное, как форма взаимодействия...". Что такое форма взаимодействия?Если вы помните закон о средствах массовой информации, это приблизительно как форма распространения. То есть это нечто, совершенно не материальное и совершенно не имеющее никакой ни ответственности, ни материального выхода.
Дальше: "...защиту прав общественных объединений". Общественные объединения, скажу вам - это одна из форм некоммерческих организаций. Кроме общественных объединений существуют некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы. Когда в законе написано "общественное объединение", то речь идет только об общественных организациях, общественных фондах, общественных учреждениях, органах общественной самодеятельности. Соответственно, любая организация гражданского общества, которая зарегистрирована в другой форме, уже не попадает сюда.
"...А также осуществления общественного контроля". Что такое общественный контроль? Ни в одном нормативном акте понятия "общественного контроля" нет. Это мы с вами придумываем общественную значимость, общественный контроль. Это нечто, что каждый понимает по-своему. Сколько людей - столько мнений.
И таких образцов юридической неграмотности документа полно.
- А заявленные цели создания общественной палаты столь же спорны?
- Зачем палата, в статье второй заявлено откровенно. Думаете защита интересов граждан? Нет - конституционного строя. Удивительно! А еще она призвана обеспечивать "объединение и согласование интересов граждан, общественных объединений и государства для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития". Есть еще обеспечение безопасности личности, общества и государства. Хорошо, у нас есть закон о безопасности, где написано, что безопасность личности - это охрана жизненно важных интересов личности. Согласна. Что такое безопасность общества? Это, скорее, безопасность государства. Понятие "безопасности общества" в российском законодательстве пока еще, до этого законопроекта, не появлялось. Цитирую далее: "...Выдвижение гражданских инициатив, имеющих общее российское значение". Это для регионов очень трогательно. Потому что, вы понимаете, общее российское значение - это приблизительно то же самое, что мировой скандал. Кто будет определять? Каким образом? Одному Богу ведомо.
- Еще в самом начале вы предположили принципы формирования. С ними что?
- Сначала мы говорили о том, что у нас только общественные объединения. Все не так просто. Палата формируется "...из граждан, представителей общественных объединений - тут уже лучше, - которые зарегистрированы на основании закона об общественных объединениях и о профсоюзах". То есть вначале профсоюзы пропустили. Зачем дразнить народ? А потом мы все-таки профсоюзам - вдруг они будут на нашей стороне - даем возможность вступить в общественную палату.
Дальше. "Для того, чтобы общественное объединение было включено в общественную палату, общественное объединение должно представить следующую информацию - только не смейтесь сильно - показатели достижений общественных объединений существенных общественно значимых результатов деятельности, экспертный потенциал, социальную базу". Я не знаю, что такое "социальная база общественного объединения". В законе об общественных объединениях этого словосочетания нет. А дальше, видимо, вы только мне можете сказать, что это может быть, - "признаки социальной и территориальной идентичности".
- Казалось бы, палата от общества, но что-то все больше власти в ней проглядывает...
- А я больше скажу. Статья двадцать восьмая - это вообще восторг. "Аппарат общественной палаты является государственным учреждением". Это в конце проекта написано, потому что никто, вероятно, не дочитает до конца. Но вы прочитаете пункт второй, и вам все станет ясно. "Руководитель аппарата назначается на должность Президентом России по согласованию с Советом палаты". Ну, как согласуются с советом предложения президента, это ясно. Они также согласуются с Госдумой. Они также согласуются со всеми. То есть это то согласование, с которым нельзя не согласиться. Да. Сорок два человека он выберет. Потом скажет: "Товарищи, у нас есть хороший человек, Владислав Юрьевич. Давайте-ка его на должность..."
Это проект - первый проект закона. Наверное, он будет пересмотрен. Я надеюсь на это. Или, по крайней мере, будет проведена серьезная юридическая экспертиза. Я очень прошу всех отслеживать эту ситуацию. Отслеживать, когда он будет внесен в Думу, когда и кем там рассматриваться. Потому что общество должно знать, что для него готовят. 
Татьяна КОЗИНА, Владивосток. Газета "Золотой Рог", 14 декабря 2004 г.

|