Почти полтора года назад "Вестник - НП" познакомил своих читателей с идеей укрупнения регионов. Это была первая ласточка, информация на уровне слухов - то ли 47 регионов останется, то ли меньше. Вбросив пробный шар, государственные мужи, которые считают укрупнение панацеей от всех российских бед, посмотрели на реакцию общества. Она оказалась практически равной нулю. Сейчас этот проект обсуждается в Кремле, активно продвигается Советом Федераций. И директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, детально изучившая все плюсы и минусы предлагаемой программы, считает, что регионам пора бы отреагировать на возможную очередную реформу. Которая, по ее мнению, ничего, кроме удобства управления для федерального центра, позитивного стране не несет.
Проект предлагает свести число субъектов федерации к 28. Некоторые из них будут включать в себя огромные территории, что при нашей дорожной сети просто неразумно: впору всех чиновников обеспечивать вертолетами. Конечно, если укрупнение предполагает обустройство всех российских дорог, то, возможно, это адекватная цена. Как известно, у нас исторически сложилось две беды - дураки да дороги. Справились бы с одной, глядишь, и другую осилили бы. Да ведь не получится, неподъемно это сегодня для нашей экономики.
Пензенскую область планируют объединить с Саратовской и Самарской с образованием центра в Самаре. Правда, ездить в центр придется через Ульяновскую область, которая должна отойти к Татарстану. И возникает ощущение, что реформаторы на карту и не смотрели. А уж реальной жизни сегодняшней России не знают и вовсе, ведь все программы составляются в кремлевских кабинетах. Что может выиграть от укрупнения Пензенская область? Расчет на то, что более сильные Самарская и Саратовская вытянут нас, очень сомнителен. Зачем делиться с бедными родственниками? Более вероятен другой вариант: произойдет подгребание всех ресурсов под Самару. И Пенза потеряет свое значение как центр. У нас есть очень хорошая аналогия. Москва на протяжении 90-х годов жировала за счет всей России (и успешно продолжает это делать), и только когда насытилась, инновационные процессы сдвинулись от центра к крупным городам-миллионерам. Появились крупные торговые сети, которые свидетельствуют о модернизации потребления, сотовая связь - это рост доходов, Интернет - доступ к информационному пространству. Так вот специалисты считают, что нынешние региональные центры - это те точки роста, благодаря которым эти процессы охватят всю страну. Снижая число таких центров, мы умышленно замедляем продвижение новых технологий.
Еще настораживает противников укрупнения очень банальная вещь: ни одна реформа последних лет в России не пошла на пользу простым россиянам. Муниципальная реформа увеличит число чиновников в стране со 160 тысяч человек до полумиллиона по самым смелым подсчетам. Что приведет к резкому удорожанию управления страной. Переход с натуральных льгот на монетизацию вообще не поддается логике: переложить такое количество обязательств на регионы, не подкрепив их реальными деньгами! В общем, пусть на местах разбираются, а федеральный центр будет белым и пушистым. Так и здесь: объединят и снимут с себя обязательства по предоставлению трансфертов. И кто пострадает? Уж конечно, не Самара.
Сомнительна и эффективность управления при укрупнении. К уже имеющимся федеральному центру, федеральному округу добавляется центр укрупненного региона плюс обязательно дублирующие власти на местах. Не многовато ли? А кормить их будут налогоплательщики.
Почему в стране проводятся такие реформы? Потому что гражданского общества нет и в помине. А начинается оно, между прочим, именно с идентификации какой-то группы людей. С того, что люди ощущают себя смоленскими, пензенскими и воронежскими, со своей особой, только им присущей культурой, традициями, историей. И сейчас нас пытаются лишить одной из немногих возможностей построить это гражданское общество. А пока его нет, ломать через колено нас будут и дальше.
Еще одна серьезная опасность, которая может возникнуть при укрупнении, - это попытка размыть этнический принцип при смешении русских краев и национальных республик. Что может привести к накалу обстановки и новой форме этнического сопротивления. Причем это будет не демократическое движение 90-х, а гораздо более радикальный, окрашенный религиозно и выраженный в экстремистских формах протест. Одного этого опасения, считают специалисты, достаточно, чтобы проект по укрупнению регионов оставить на бумаге. Есть много других способов оптимизировать экономические и социальные процессы как в стране, так и в отдельно взятом регионе. Скажем, Пензенская область славится большим процентом теневых доходов, легализовав которые, можно реально поднять жизненный уровень населения. Что касается освоения территорий, то оно идет естественным путем: самарский капитал прекрасно чувствует себя на пензенской земле. Поэтому не стоит уповать на то, что, перекроив страну по живому, можно одним махом решить все проблемы. Скорее всего, их можно только нажить. А переделы мы уже много раз проходили, и к чему они приводят, тоже хорошо знаем. 
Лариса РЕППЕ, Пенза. Газета "Вестник - наша Пенза", 15 декабря 2004 г.

|