Льготников, имевших до 1 января 2005 года право на бесплатный проезд, с 1 марта саратовское министерство транспорта намерено поставить перед новым выбором. Уже в конце февраля в 35 уполномоченных киосках им будет предложено купить новые проездные документы.
Цена проездного на трамвай-троллейбус - 50 рублей, на городской автобус - 50 рублей, на пригородный - 50 рублей. Таким образом, даже желающие пользоваться всеми этими видами транспорта смогут уложиться в обозначенную для них сумму региональной транспортной выплаты в 150 рублей. Но так как весь пакет проездных потребуется немногим, то остальные останутся в выигрыше - с полтинником, а то и с сотней живых денег на руках. Так власть Саратовской области надумала снизить остроту социальной проблемы.
Принять решение помогла готовность федерального центра доплатить транспортникам, не особо довольным дрейфом от идеи всеобщей оплаты проезда к льготным проездным, выпадающие доходы, к которым они с удовольствием готовились.
За каждый проданный билет на трамвай-троллейбус перевозчикам компенсируют 50 рублей, на городской автобус столько же, на пригородный - 250 рублей. Механизм компенсации за проезд в маршрутных такси пока не озвучивается. Но уже известно, что с мэрами городов, где такой транспорт распространен, ведутся переговоры, на которых правительственные чиновники просят определить единого перевозчика, которому и будет отписываться компенсация.
Насколько полно реализует идею монетизации вложенный в удостоверение льготника дешевый проездной билет, будут судить те тысяча человек в стране, что разрабатывали, принимали и подписывали данный закон. Скорее всего, новации в него будут вносить еще не один месяц.
На минувшей неделе в областной думе в ходе парламентских слушаний, где депутаты встречались с представителями всех заинтересованных групп населения, отрабатывались поправки в закон.
Коммунисты, в лице депутата Ольги Алимовой, передали старшим товарищам из Госдумы требование до 1 апреля рассмотреть вопрос об индексации минимального размера оплаты труда и пенсий до уровня прожиточного минимума и о проведении эксперимента по замене всех льгот президента и правительственных чиновников компенсацией, установленной для рядовых граждан страны.
Областное отделение Аграрной партии России предлагало добиться повышения базовой части всех пенсий минимум на 30 процентов и в дальнейшем каждый квартал индексировать ее. Из комиссии общественной палаты по вопросам семьи, материнства и детства поступили предложения вернуть льготный проезд для взрослых сопровождающих слепых детей, увеличить детские пособия и закрепить ответственность за все выплаты за федеральным центром. Федерация профсоюзных организаций настаивала на законодательном расширении потребительской корзины и опережающей инфляцию индексации не только базовой, но и страховой части пенсии. Отделение Пенсионного фонда акцентировало вопрос об отмене бесплатного проезда граждан к месту лечения. Российская партия пенсионеров предлагала серьезно подумать об отмене антинародного закона.
Пока расстрельные министры правительства РФ Алексей Кудрин и Михаил Зурабов с телеэкранов убеждают электорат подождать, потерпеть, пережить, поверить, аналогичные поправки в Госдуму, скорее всего, готовят не только в нашей области. Между тем, как утверждает лектор "Открытой России", научный руководитель Центра социальных исследований Евгений Гонтмахер, для снижения накала страстей, разыгравшихся по стране, достаточно несколько шагов.
1. До 1 мая забрать на федеральный уровень тружеников тыла и жертв политических репрессий, пообещав ветеранам труда забрать их с регионального с января 2006 года.
2. Не посягая на объявленные выплаты, напечатать и раздать всем льготникам проездные, оплаченные из федерального бюджета.
3. Срочно внести в закон поправку, утверждающую, что, как только инфляция в стране увеличивается на 6 процентов, индексация объявленных выплат происходит автоматически.
Затраты на эти меры, в отличие от сегодняшнего панического латания финансовых дыр, можно просчитать, и они окупятся выигрышем времени для вдумчивой работы над законом. Дебатировать о том, надо или не надо было его принимать, поздно и бессмысленно. Это утверждают не только далекие от народа и его проблем государственники, но и эксперты некоммерческих, негосударственных организаций, занятых отслеживанием ситуации в стране.
С 1 января 2005 года вступил в действие закон под номером 95. В нем говорится о том, какими вопросами, как и на какие средства будет заниматься власть краев и областей. Без 122-го закона 95-й выполнить невозможно. Это мнение тренеров CAF Нины Поличка и Елены Веприковой, на днях проводивших в Саратове семинар на тему "Развитие диалога между гражданским обществом и властью". Они считают, если не начнет исполняться 95-й закон, то наше государство так и не перейдет к современной модели поставщика услуг для населения, оставаясь контролером исполнения обязанностей, установленных им для людей.
Лектор "Открытой России" Татьяна Малева на недавнем заседании клуба региональной журналистики "Из первых уст" приводила другие аргументы. Как директор независимого института социальной политики она считает, что закон о замене льгот денежными компенсациями даже опоздал. Он неуклюже введен, плохо выписан, но длить имеющуюся ситуацию было просто опасно, потому что государство, сформировав пакет неисполнимых социальных законов, не вправе ждать от граждан исполнения других, написанных для них правил. Выполнить все зафиксированные под молчаливо-одобрительное согласие населения обязательства государство было не в состоянии. Денег на них требовалось в два раза больше, чем было в бюджете на все.
Почему у власти не хватило смелости открыто объясниться с народом по этому поводу и сообща поискать решения вопроса? Потому что народ слишком долго молчал, терпел - и дефолт, и невыплату зарплат, и потерю вкладов, и собирание в зале Госдумы послушных чиновникам представителей. Власть легкомысленно приняла апатию за поддержку. Неожиданные для нее выходы обидевшихся стариков с экономическими и тем более политическими лозунгами стали отрезвлением. И это хорошо. Есть шанс договориться. Главное - научиться слышать друг друга.
Справочно
Три функции российских льгот
Впервые льготы в Российской Федерации появились после гражданской войны. Их давали за заслуги перед отечеством ее инвалидам и героям. Эти льготы выполняли моральную функцию государства.
После ВОВ заработная плата выполняла функцию выравнивания соцпритязаний людей. Появляющиеся льготы в это время ставили одни группы людей в более выгодное положение перед другими.
Третья функция у льгот появилась в период реформирования экономики страны. Они стали инструментом поддержания уровня жизни на фоне падения денежных доходов.
Вопрос на засыпку:
Какую функцию льгот следовало бы оставить, а от каких отказаться? 
Ольга КОПШЕВА, г. Саратов. Еженедельная газета "Толк", № 6, 16 февраля 2005 г.

|