ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ
Автор: Ясина Ирина Евгеньевна
Регион: Москва
Тема:  Еженедельный журнал
Дата: 06.12.2002

Может показаться, что российский рынок рекламы захвачен иностранцами, однако за англоязычными названиями стоят вполне отечественные физиономии и вполне российское деловое поведение.

В Советском Союзе существовало много разных монополистов. Зачем государству создавать нескольких производителей одного и того же товара, если все делалось согласно строгому народно-хозяйственному плану? Каждый товар имел абсолютно идентичный внешний вид, и цена была одна и та же. Поэтому доставшаяся нам страна буквально кишела монополиями, как воды древнего Нила хищными крокодилами. Бороться с ними начали сразу. Кого-то приватизировали по частям, кто-то сам развалился. Там, где все прошло удачно, заработал механизм конкуренции. Качество стало улучшаться, а цены не взлетали до небес, поскольку производители непрерывно ощущали горячее дыхание коллег в области затылка.

Несколько особо крупных монополистов сохранили свою мощь и по сей день. Мы их знаем по именам: Газпром, РАО «ЕЭС России», МПС и все жилищно-коммунальное хозяйство. Разделить эти экономические организмы крайне сложно. Тем не менее процесс начался. Кажется, власти всерьез хотят, чтобы цены на газ не устанавливались бы исходя исключительно из потребностей Газпрома, электричество можно было бы получать там, откуда выгодно, а не согласно плану ГОЭЛРО, а на слесаря из РЭУ, который два дня бродит в поисках инструментов, можно было бы наплевать и вызвать другого. Из конкурирующей конторы на соседней улице.

Но на этом, к сожалению, перечень монополий не заканчивается. Вот маленький пример. Старейший в столице бизнес-центр ЦМТ (в просторечии «Хаммеровский центр» на Краснопресненской набережной), казалось бы, совсем не монополия. Но если присмотреться, таковая имеется внутри ЦМТ. Любой арендатор обязан покупать телефонные линии и доступ в Интернет только у специального провайдера под громким именем «Уорлд Трейд Телеком». Цены у него в несколько раз выше, чем у всех остальных городских телефонистов, но выбора нет. Либо так, либо никак. Дошло до того, что один из крупных арендаторов всерьез задумал установить в офисе лазерную пушку для передачи телефонного сигнала на соседнюю крышу, а уже оттуда - нормальному немонопольному провайдеру.

Но в Москве много бизнес-центров, и от навязчивого провайдера в крайнем случае можно избавиться, просто переехав в другое место. Хуже, когда монополия оккупирует национальный рынок. Деться от нее некуда, по крайней мере, в своем государстве. Хрестоматийный ныне пример такого монополиста - концерн «Видео Интернешнл», практически целиком захвативший рынок телевизионной рекламы. Кроме того, есть несколько компаний, практически монопольно владеющих некоторыми крупнейшими секторами и на рынке наружной рекламы Москвы: один из таких монстров называется News Outdoor - он владеет большой долей контрактов со столицей на рекламные щиты. Может показаться, что весь рынок захвачен иностранными агрессорами. Однако за англоязычными названиями стоят вполне отечественные физиономии со вполне российским деловым поведением. В наружной рекламе работать опасно, а на рынок телевизионной рекламы просто никого не пускают.

Такую монополию хочется назвать неестественной или административной. Казалось бы, а стоит ли беспокоиться? Ну, поддерживает некий министр некую компанию, гордо именующую себя «медиасейлсхаус». Ну и что? Проблема в том, что монополия задирает цены. Еще немного, и на телевидении останется только реклама международных гигантов да пива, если не запретят. Ведь по существу реклама - это способ донести до покупателя информацию о разных товарах. Чтобы он мог выбирать - получше и подешевле. Когда реклама становится слишком дорогой, это, с одной стороны, ограничивает наш с вами выбор, а с другой, ложится весомой прибавкой в цену товара. Но самой компании и поддерживающему ее чиновнику монополия нравится. Во-первых, постоянная кормушка, во-вторых, возможность политического влияния. Можно, например, красиво и технично придушить неугодный телеканал, просто отрезав его от рекламных поступлений.

Есть еще Сбербанк, гордо несущий ответственность за более чем 80% банковских вкладов населения. Много лет власти боятся пошевелить его гигантское тело, взамен проценты по вкладам в Сбербанке традиционно не поднимаются над уровнем инфляции. Кроме того, невозможно создать корпорацию по страхованию вкладов граждан, так как Сбербанк перевешивает все другие гарантии, и борьба за клиента все равно неравная. Все это не дает банковскому сектору стать рыночным и конкурентным, хотя там конкуренция нужна как нигде.

Вывод? Хочется верить, что, например, антимонопольное министерство будет искать монополии не там, где их искать удобно, потому как разрешено и согласовано, а там, где они есть. А то как в том анекдоте: «Ты чего ищешь?» - «Ключ». - «А чего тут, под фонарем?» - «Тут светлее».

  

Ирина Ясина - директор проекта фонда «Открытая Россия». Еженедельный журнал, 26.07.02.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики